на главную страницу

20 февраля 2001 года

Армия сегодня

Вторник

Есть у строителей свой спецназ

Иван ИВАНЮК,
«Красная звезда».



строители Байконура на стартовой площадке (70-е гг.)     Исполнилось полвека Главному управлению специального строительства Министерства обороны РФ - легендарному ГУССу. 50 лет - срок для истории незначительный, но как много, оказывается, можно сделать за это время силой человеческого труда и таланта! За эти годы была создана практически вся военная инфраструктура Вооруженных Сил нашей страны, построены сотни оборонных объектов, военных городков, тысячи километров дорог, инженерных сетей. На самых трудных участках этой работы всегда были военные строители ГУССа, о существовании которого люди, непосредственно не связанные с армией и флотом, не знали практически ничего. Между тем это была крупнейшая военно-строительная организация, объединявшая одно время до 70 мощных управлений инженерных работ, каждое из которых выполняло объем работ на уровне крупного треста.

    Но дело даже не в объемах, а в сложности, уникальности строек, которые вели военные строители, и в тех экстремальных условиях, которые начиная с 50-х годов были привычными для гуссовцев. Тяжелый климат, оторванность от цивилизации, обстановка строжайшей секретности, фантастически сжатые сроки строительства всегда были правилом, а не исключением. Строители в погонах высаживались на голом месте, будь то в солончаковой степи, в пустыне, в глухой тайге, и, начиная с первого колышка, создавали все условия для жизни и службы ракетчикам, морякам, летчикам. Главспецстрой построил все наши космодромы: в 1946 году начинался Капустин Яр, в 1954-м - Байконур, в 1957-м - Плесецк. Параллельно создавались Семипалатинск, Балхаш и другие полигоны.
    В августе 1957 года были объединены Главное управление оборонительного строительства (ГУОС) и Центральное управление капитального аэродромного строительства (ЦУКАС). Это дало новый качественный скачок в развитии капитального строительства Министерства обороны, поскольку были объединены не только строительные мощности, но и технологии, опыт. В 1959 году правительство поручило главку строительство 50 военных аэродромов. В связи с появлением реактивных самолетов шла массовая реконструкция взлетно-посадочных полос с их удлинением до 2,5-3,5 километра для тяжелой и сверхтяжелой авиации. Именно тогда была создана большая часть военных и гражданских аэродромов страны: Внуково и Шереметьево, Луховицы и Жуковский, Кубинка и Чкаловский, Норильск и Воркута, Смоленск и Энгельс...
заготовка щебня для строительства аэродрома в Заполярье (1955 г.)     Мне не раз доводилось бывать на военных стройках в то время, когда еще находились в строю ветераны, стоявшие у истоков создания этих уникальных объектов. И они бережно передавали традиции, заложенные фронтовиками, когда самоотверженный труд был нормой, а тяготы и невзгоды воспринимались с оптимизмом и верой в важность решаемых задач. Я видел, как военные строители в 40-градусный мороз укрывали старыми телогрейками бетон, чтобы он не замерз по дороге от завода до ракетного старта. Это был супербетон, созданный научными подразделениями ГУССа совместно с учеными из 26-го института Минобороны и способный выдержать прямое попадание вражеской ракеты.
    Не счесть всех уникальных конструкторских, технологических решений, методов организации производства, созданных военными строителями за полвека. Развитие и модернизация ядерного оружия, Ракетных войск стратегического назначения, противостояние новым и новым военным угрозам требовали от них быстрых и эффективных производственных решений, напряженного труда на стройплощадках.
    В 70-е годы стала создаваться система раннего предупреждения о нападении. Сложность создания таких систем заключалась в том, что весь комплекс к началу монтажа основного технологического оборудования, все инженерное обеспечение должны были уже функционировать в штатном режиме при автоматическом управлении им. Поставленные сроки строительства, казалось, были нереальными. Тогда под руководством Героя Социалистического Труда генерал-полковника Константина Вертелова была разработана принципиально новая идея - собирать огромные технические здания из объемных каркасных модулей, как из кубиков. Это позволило сократить трудоемкость строительных работ в 3-3,5 раза, на треть снизить их стоимость.
    Константин Михайлович до этого на протяжении 6 лет возглавлял Главное управление капитального строительства. И сила ГУССа во многом была в том, что во главе его всегда стояли военачальники, которые были замечательными организаторами производства, крупными инженерами. Такие, как Василий Федорович Зотов, Борис Владимирович Бычевский, Герой Советского Союза Михаил Георгиевич Григоренко, Николай Васильевич Чеков, Владимир Сергеевич Григорькин, Юрий Михайлович Овчинников.
    В настоящее время, вот уже 7 лет, Главное управление специального строительства Министерства обороны России возглавляет генерал-лейтенант Анатолий Владимирович Гребенюк. Под его руководством большой и опытный коллектив главка успешно решает новые сложные задачи в интересах укрепления обороноспособности нашей страны. Идет обустройство позиций полков, оснащенных современными подвижными ракетными комплексами «Тополь» и «Тополь-М», строители в погонах возводят жилые дома и объекты соцкультбыта, согласно установленным графикам ведут работы по обустройству в Чеченской Республике 42-й гвардейской мотострелковой дивизии, а также Итум-Калинского погранотряда. Их труд, как и прежде, служит укреплению могущества России.


    На снимках: заготовка щебня для строительства аэродрома в Заполярье (1955 г.); строители Байконура на стартовой площадке (70-е гг.).

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker