на главную страницу

20 февраля 2001 года

Россия и мир

Вторник

Не конфронтация, а диалог

Генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон ответил на вопросы «Красной звезды»

Интервью подготовил Юрий ПАНКОВ.



    Визитная карточка
    Джордж Робертсон родился в 1946 году в Порт-Эллене.
    В 1968 г. окончил университет Данди со степенью магистра гуманитарных наук (диплом с отличием по экономике).
    С 1968 по 1978 г. работал на постоянной основе в профсоюзах, отвечал за взаимодействие с шотландскими производителями виски.
    С 1978 по 1999 г. - депутат палаты общин британского парламента от шотландского избирательного округа Хэмилтон, был представителем оппозиции по делам Шотландии, по вопросам обороны, иностранным делам и делам Содружества, по европейским делам.
    Джордж Робертсон возглавлял Шотландскую лейбористскую партию, принимал активное участие в подготовке Маастрихтских соглашений, работал в общественных фондах по укреплению демократических институтов в странах Восточной Европы и бывшего СССР.
    В 1997 г. с приходом к власти лейбористов назначен министром обороны Великобритании. В августе 1999 г. произведен в пэры, став членом палаты лордов британского парламента, принял титул лорда Робертсона Порт-Элленского.
    С октября 1999 г. - генеральный секретарь НАТО.

    - Господин генеральный секретарь, до последнего времени отношения между НАТО и Россией некоторые называли «холодным миром». Вы разделяете это мнение?
    - Нет, совершенно определенно не разделяю. Описывать современное состояние взаимоотношений между НАТО и Россией в терминах, напоминающих эпоху «холодной войны», абсолютно неуместно – причем как по форме, так и по содержанию. Уже тот факт, что генеральный секретарь НАТО наносит два визита в Москву на протяжении одного года, опровергает заложенную в вашем вопросе мысль.
    И как можно всерьез говорить о «холодном мире», когда войска НАТО и России совместно занимаются поддержанием мира в Боснии и Герцеговине и в Косово? Они великолепно сотрудничают там, и в их профессиональных взаимоотношениях определенно нет никакой «холодности».
    Более того, за прошедший год после моего последнего визита в Москву НАТО и Россия вдохнули новую жизнь в свои отношения и помимо сотрудничества на Балканах. Совместный Постоянный совет (СПС) Россия - НАТО в обстановке откровенности обсудил наши соответствующие стратегические концепции. Генерал Манилов подробно обрисовал новую военную доктрину России, а НАТО разъяснила свою стратегическую концепцию. Все это было существенным вкладом в укрепление доверия.
    Проводятся встречи экспертов, где обсуждаются другие темы, представляющие взаимный интерес, например, вопросы ядерной безопасности и распространения оружия массового поражения, а также борьба с международным терроризмом. СПС вновь демонстрирует свою уникальную важность.
    Глядя вперед на наше сотрудничество в нынешнем году, могу сказать, что мы будем снова работать по напряженной повестке дня, которая согласована нами в форме Рабочей программы на 2001 г. В нее внесены новые многообещающие темы. Сотрудничество в поисково-спасательных операциях на море, включая учения, является одной из таких высокоприоритетных инициатив, совместно разработанных нами под непосредственным впечатлением от трагедии «Курска». Кроме того, я хотел бы отметить недавние предложения НАТО по мерам укрепления безопасности и доверия в ядерной области, которые могут принести существенную потенциальную пользу обеим сторонам.
    Ваши читатели должны также знать, что во время моего визита в Москву я собираюсь открыть информационное бюро НАТО, которое будет работать под эгидой посольства Бельгии. Это важное событие в отношениях между НАТО и Россией. Я уверен, что это бюро внесет значительный вклад во взаимопонимание между новой НАТО и Россией. Это – непростая задача, поскольку в вашей стране бытует еще много искаженных представлений о Североатлантическом альянсе. Возможно, это и понятно после сорока лет конфронтации. Но в наших общих интересах, а также в интересах европейской безопасности эти представления надо приводить в соответствие с реальностью.
    Наконец, я думаю, вашим читателям особенно интересно узнать, что маршал Сергеев и я договорились возобновить консультации по созданию военной миссии связи НАТО в Москве, как это предусмотрено Основополагающим актом о взаимных отношениях НАТО и России. Это еще одно подтверждение того, что наши отношения далеко не являются «холодными».
    - И все же замораживание отношений между Североатлантическим альянсом и Россией имело место. Это было связано с тем, что НАТО не посчиталась с мнением России о недопустимости бомбардировок Югославии, квалифицированных Москвой как военная агрессия против суверенного государства. Теперь, когда мы размораживаем отношения, НАТО собирается в полной мере учитывать интересы и позицию России или вы допускаете возможность повторения прецедента?
    - Думаю, вас не удивит, если я выскажу свое решительное несогласие с исходной посылкой вашего вопроса. НАТО не совершала агрессии. Мы остановили агрессора, который вел безжалостную кампанию против национального меньшинства.
    Стоит вспомнить резолюцию Совета Безопасности ООН номер 1199 от 23 сентября 1998 г. – за полгода до того, как НАТО осуществила свою акцию, в которой Совет Безопасности, действуя на основании статьи VII Устава ООН, потребовал, чтобы все стороны немедленно прекратили военные действия в Косово и чтобы Югославия незамедлительно предприняла шаги для предотвращения надвигающейся гуманитарной катастрофы. Эта резолюция была принята при поддержке России. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан говорил о «всеобщепризнанной необходимости положить конец нарушениям прав человека, ведущим к тяжким гуманитарным последствиям». Россия участвовала в контактной группе; «большая восьмерка» и СПС обсуждали нарастающий кризис в Косово. К голосу России полностью прислушивались тогда и снова прислушиваются сегодня.
    Нет, 19 демократических стран НАТО не совершали акта агрессии против народа Югославии. У нас с ним не было никакой ссоры. Мы действовали против Милошевича. Мы не забыли ужасов Боснии. Для всех, кто хотел видеть факты, было очевидно, что он снова намеревался вести этнополитическую войну против своих собственных граждан. И его надо было остановить. А, поскольку он, в отличие от косовских албанцев, не принял договоренностей в Рамбуйе и поскольку в Совете Безопасности создалась тупиковая ситуация, возможности дипломатических усилий были исчерпаны.
    В прошлом месяце я принимал в штаб-квартире НАТО нового министра иностранных дел Югославии г-на Свилановича. От имени своего правительства он заявил, что армии Югославии и НАТО более не являются противниками. Я с этим полностью согласен. Демократические перемены в Белграде и устранение Милошевича вновь открыли для Югославии двери в Европу. Она может свободно войти в них при поддержке Европейского союза, России и НАТО.
    Отвечая на ваш первый вопрос, я отметил, что теперь я приехал в Москву, чтобы в позитивном ключе оценить достижения нашего партнерства за прошедший год и обсудить возможности дальнейшего прогресса в наших отношениях. Этот прогресс стал возможным лишь потому, что он отвечает интересам и России, и НАТО. В своей недавней речи Президент Путин сказал, что построение отношений между Североатлантическим альянсом и Россией в духе откровенности, открытости и конструктивного взаимодействия будет существенным вкладом в европейскую стабильность и в обеспечение национальной безопасности России. Я уверен, что, следуя этим рекомендациям президента, мы сможем избежать повторения ситуаций столь значительного расхождения между позициями НАТО и России.
    - Москва не раз предупреждала, что дальнейшее расширение НАТО на Восток нанесет ущерб военно-политическим интересам России. Насколько в этом вопросе НАТО готова учитывать мнение России? Когда могут состояться следующие этапы расширения альянса и кого вы рассматриваете среди вероятных очередников?
    - Не секрет, что расширение НАТО остается острым вопросом в наших взаимоотношениях. Но эта проблема относится, скорее, к сфере восприятия, чем к реальности. Изображать расширение НАТО как экспансию враждебного военного блока, намеревающегося «окружить» Россию, как это по-прежнему кое-кто любит делать в России, абсолютно неправильно. Расширение НАТО – это органический процесс, один из элементов складывающейся новой архитектуры безопасности в Европе. Как и расширение Европейского союза, этот процесс призван укрепить безопасность для всех в Европе, а не подорвать безопасность какой-либо страны. И я полагаю, что первый раунд расширения сделал это достаточно очевидным для всех, кто исходит в своих оценках из трезвого взгляда на вещи. Мы живем в Европе, охваченной процессами интеграции и сотрудничества. В этой новой Европе уже не действует старая логика, согласно которой выигрыш одного должен означать проигрыш другого. Реальность состоит в том, что вступление Польши, Венгрии и Чешской Республики в НАТО привело к общему укреплению безопасности и стабильности в Европе.
    Приглашение той или иной стране вступить в НАТО не делается автоматически: по нему должен быть достигнут консенсус всех 19 союзников. Любое такое решение будет приниматься на основе тщательного анализа желания и способности данной страны взять на себя ответственность и обязательства, вытекающие из членства в НАТО. НАТО также предстоит определить, будет ли принятие страны-кандидата служить общим политическим и стратегическим интересам Североатлантического союза, а также целям укрепления безопасности и стабильности в Европе. Безусловно, будет учтена и точка зрения России, но не может быть речи о каком-то праве вето. Североатлантический союз рассчитывает в предстоящие годы пригласить к вступлению новые страны, но никаких решений пока не принято. Девятнадцать стран НАТО намерены рассмотреть процесс расширения на саммите в Праге в будущем году.
    - Как известно, новая стратегическая концепция НАТО дает альянсу возможность применять силу по решению Совета НАТО без мандата СБ ООН. Исходя из этого можно предположить, что Североатлантический альянс готов вмешиваться в дела суверенных государств, не имея на то санкции ООН.
    - Я вынужден снова выразить несогласие с самой постановкой вопроса. Новая стратегическая концепция НАТО полностью соответствует Уставу ООН и Основополагающему акту НАТО -Россия. Я бы настоятельно рекомендовал вашим читателям внимательно ее изучить. Этот документ имеется на вебсайте НАТО (www.nato.int), а кроме того, когда полностью начнет функционировать информационное бюро НАТО в Москве, его можно будет получить и там, по адресу Мытная ул., д. 3.
    Но позвольте мне совершенно четко высказать следующее. Стратегическая концепция, вопреки тому, что вы как будто подразумеваете, не является манифестом одностороннего вмешательства. Правовые основы осуществляемых НАТО операций реагирования на кризисы рассматриваются в ряде положений стратегической концепции. Например, в преамбуле к описанию основных задач Североатлантического альянса в сфере безопасности подтвержается приверженность НАТО Уставу ООН. Фундаментальная ответственность Совета Безопасности ООН за поддержание международного мира и безопасности признается также посредством ссылки на статью 7 Вашингтонского договора. Короче говоря, очевидно, что Североатлантический союз будет действовать только исходя из достаточных правовых оснований.
    - Перспективы развертывания США национальной ПРО в обход Договора от 1972 года и ответное предложение России о создании европейской нестратегической ПРО вызвали дискуссию среди европейских членов НАТО. Какова ваша позиция по этой проблеме?
    - Позвольте мне ответить на ваш вопрос с иной точки зрения. Во-первых, нет сомнений в том, что новая администрация США очень озабочена распространением оружия массового поражения, особенно баллистических ракет и связанной с ними техники, и что она привержена идее противоракетной обороны как одному из способов отражения этой угрозы. Однако на данном этапе мы просто еще не знаем, какой тип противоракетной обороны намерен разработать Вашингтон.
    Во-вторых, последствия для Североатлантического альянса будут очевидным образом сильно зависеть от общего подхода к данному вопросу. В прошлом году у нас были хорошие консультации по этой теме внутри
    НАТО, и мы намерены скоро вновь провести серию углубленных консультаций такого рода. Однако сейчас еще просто преждевременно рассуждать о возможном исходе таких консультаций.
    В-третьих, мы, разумеется, заинтересованы в том, чтобы больше узнать о российских идеях относительно противоракетной обороны, и мы готовы обсудить эту проблематику в рамках совместного Постоянного совета. Я по-прежнему ожидаю дополнительных подробностей относительно предложений российского Правительства о сотрудничестве по нестратегической ПРО. Я уверен, что НАТО и Россия получат пользу от дальнейшего обсуждения вопросов, связанных с распространением оружия массового поражения, и потенциального сотрудничества в этой области. В конце концов не будем забывать, что Россия и Североатлантический альянс испытывают сходную озабоченность в связи с последствиями распространения оружия массового поражения для международной безопасности и стабильности. Президенты России и США пришли в 2000 г. к выводу, что такие риски существуют. Противоракетная оборона является одним из возможных ответов на данную озабоченность.
    - Евросоюз сделал весомую заявку на создание собственных военных структур, способных действовать автономно по отношению к НАТО. Готова ли НАТО дать «зеленый свет» формированию не зависимой от альянса архитектуры европейской безопасности?
    - Да, НАТО действительно предлагает свою полную поддержку усилиям Европейского союза приобрести собственный потенциал для преодоления кризисов, поскольку мы верим, что усиление Европы поведет к более справедливому трансатлантическому распределению нагрузок и ответственности. Это будет также способствовать возникновению более здоровых трансатлантических отношений и более здоровой НАТО. Теперь, спустя десять лет после окончания «холодной войны», становится все труднее объяснить нашим американским союзникам, почему ЕС, который в экономическом плане теперь сравнялся с США, не выполняет свою долю работы, когда речь идет о региональных конфликтах у самого порога ЕС.
    Европа должна делать больше. Особенно в связи с маломасштабными кризисами в Европе мы не должны оказываться в ситуации единственного выбора «НАТО или ничего». Принимаясь за наращивание активного потенциала ЕС, мы не предполагаем излишнего дублирования между НАТО и ЕС. НАТО сохраняет ответственность за коллективную оборону своих государств-членов.
    НАТО не просто дает «зеленый свет», но также предлагает активную помощь в увеличении потенциала Европы в сфере миротворческих и гуманитарных операций. В этом согласны все страны НАТО, что объясняется в основном двумя причинами. Во-первых, европейские страны отстают от нашего американского союзника по этим показателям. Во-вторых, возможны ситуации, в которые США не пожелают быть непосредственно вовлеченными.
    Ответив на ваши вопросы, я хотел бы воспользоваться возможностью пожелать всем читателям «Красной звезды», среди которых много военнослужащих Российской армии, всего наилучшего: здоровья, материального благополучия и мирного будущего. Их коллеги в странах
    НАТО готовы работать вместе с ними над дальнейшим углублением нашего партнерства на благо всех народов и в интересах безопасности и стабильности во всей Европе.

Назад

List Banner Exchange

НАШИ АДРЕСА:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства