на главную страницу

21 февраля 2001 года

Россия и мир

Среда

Что нас держит в Центральной Азии

Об этом размышляет Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Таджикистане Максим ПЕШКОВ

Беседу вел
Петр ГОРДИЕНКО.



    На страницах газет в последнее время появляются статьи, где высказываются сомнения в целесообразности помощи России странам Центральной Азии в борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом. Договор о коллективной безопасности якобы втягивает Россию в трясину азиатских конфликтов и даже называется «геополитической ловушкой для Москвы». Испуганные афганским синдромом журналисты увещевают, что единственно возможный для России путь - держаться отстраненно от всех возможных конфликтов, от всех возможных военных союзов, «не втягиваться ни в какие авантюры ни в Европе типа косовской, ни тем более в Азии». Прокомментировать подобные утверждения и дать оценку происходящим в Центрально-азиатском регионе событиям мы попросили посла РФ в Таджикистане Максима ПЕШКОВА.

    ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
    Пешков Максим Александрович. Родился в 1950 году. Окончил МГИМО. Работал в посольствах СССР и России в Тегеране (Иран), Кабуле (Афганистан), в МИДе. В 1996 году - руководитель миссии содействия по таджикскому урегулированию. Участвовал во всех раундах межтаджикских переговоров. С июня 2000 года - Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Республике Таджикистан. Женат. Имеет сына.


    - Максим Александрович, так что вы можете сказать по поводу российского присутствия в Центральной Азии, участия нашего государства в международных региональных объединениях и организациях?
    - Диаметрально противоположные подходы к этому вопросу связаны с тем, что в России значительная часть СМИ зависима от коммерческих и политических интересов хозяев и спонсоров. Довольно сильные круги лоббируют тему «Центральная Азия России не нужна». Но эти взгляды не отражают реальную ситуацию.
    - А какова она, реальная ситуация?
    - Центральная Азия традиционно была и остается в сфере интересов России. Нас со странами Центральной Азии связывают исторически тесные отношения. Они закреплены десятками договоров и соглашений. К сожалению, экономические связи сейчас не те, что были при СССР. Многие из них порезаны. И наша задача - восстановление связей со странами региона.
    Конкретно Таджикистан имеет большие запасы гидроресурсов (60 процентов водных ресурсов региона), полезных ископаемых. России выгоднее закупать их здесь, нежели в других странах. В Согдийской области есть уже готовая инфраструктура для переработки урана. И приводить примеры выгоды экономического сотрудничества можно еще долго.
    Осевым же является вопрос региональной безопасности. Основным дестабилизирующим фактором в регионе остается Афганистан. На его территории, контролируемой движением талибов, в специальных лагерях проходят военную подготовку и идеологическую обработку боевики чуть ли не со всего мира, в том числе из Чечни, государств Центральной Азии, Ближнего Востока. Созданная талибами мощная инфраструктура ориентирована на радикально настроенные региональные силы. Они и их союзники ставят перед собой задачу создания государственных образований исламского типа в составе так называемого «Великого Исламского Халифата», территория которого, по их планам, будет простираться до Самарканда, Бухары и даже дальше. К тому же в случае укрепления позиций в Центральной Азии религиозных радикалов может начаться «священная война» за создание мусульманского государства и на территории России.
    - Ну и, конечно, проблема наркотиков...
    - Безусловно. Одним из основных источников существования движения талибов и финансирования его деятельности на региональном уровне является наркобизнес. Проблема распространения наркотиков, которые, направляясь на Запад, оседают и в России, несет большую угрозу нашему будущему. Не секрет, что наркотические средства - «тихое оружие» исламских экстремистов в борьбе с «неверными» - приносят больше жертв, чем самые жестокие боевые действия. По их мнению, наркотики являются лучшим способом истребления русских, которые ими объявлены «врагом номер один».
    Таким образом, ситуация складывается непростая. Наибольшую опасность для региона сегодня представляют военные угрозы, которые будут носить характер не прямой агрессии, а массированных террористических акций. Вероятно, пик их придется на весну - лето 2001 года. И именно для их нейтрализации существуют Договор о коллективной безопасности, в котором участвует Россия, двусторонние и другие многосторонние договоры и соглашения в военной области со странами региона.
    В деле обеспечения безопасности региона в целом и Таджикистана в частности большую нагрузку несет Россия. Здесь находится 201-я мотострелковая дивизия, которая в перспективе будет преобразована в российскую военную базу. А Пограничная группа ФПС России в Таджикистане выполняет такие важнейшие функции, как обеспечение безопасности на таджикско-афганской границе, создание заслона проникновению радикализма и религиозного экстремизма из Афганистана в государства региона.
    - Во время поездок по соединениям и частям Пограничной группы я часто встречался с военнослужащими, у которых родственники проживают в Узбекистане. Они задают вопрос: как коснется их межправительственное соглашение между РТ и РУ о взаимных поездках граждан? С вступлением в силу визового режима между этими государствами как российские военнослужащие, проходящие службу в Таджикистане, без заграничных паспортов и виз смогут попасть на территорию Узбекистана?
    - Если вы гражданин России, то это ничем не чревато, потому что у Российской Федерации безвизовый режим как с Таджикистаном, так и с Узбекистаном. Вы можете спокойно ехать, имея на руках свой паспорт с отметками о российском гражданстве. Несколько сложнее ситуация с гражданами Таджикистана, если у них двойное гражданство: России и Таджикистана. Мы этим вопросом интересовались. Если у гражданина старый паспорт, советский, внутренний, то он без проблем, совершенно спокойно может выезжать из Узбекистана в Таджикистан и обратно. Но если у него таджикский паспорт, то даже при наличии справки о российском гражданстве у узбекских пограничников могут возникнуть вопросы. Могут возникнуть, но могут и не возникнуть... Они становятся перед дилеммой. С одной стороны, гражданина России они обязаны пропустить без визы, с другой стороны - как у гражданина Таджикистана - они должны потребовать визу. В таких случаях я рекомендовал бы получить российский общегражданский загранпаспорт.
    - Работа дипломатов, как и военных, связана с постоянными переездами. Есть ли здесь что-то общее?
    - Много общего. Особенно в семейной жизни. Это командировки на два-четыре года. Часто без семьи. Например, сейчас, в Таджикистане. Сын учится в России. Перевести его сюда по профилю обучения не могу. Жена с ним. То же было в Афганистане накануне вывода советских войск.
    - Что бы вы пожелали российским военнослужащим в Таджикистане, если бы было предложено три варианта ответов: быть сдержаннее, быть раскованнее или просто «так держать»?
    - В одних случаях нужно вести себя смелее, в других быть осторожнее, осмотрительнее. Но во всех случаях - отстаивать интересы России.

Назад

List Banner Exchange

НАШИ АДРЕСА:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства