на главную страницу

22 февраля 2001 года

Армия сегодня

Четверг

Есть такой долг — сыновний

Вадим МАРКУШИН.



    По устойчивой традиции 23 февраля страна поднимает рюмку за своих защитников. О военных говорят хорошие слова, ветеранов благодарят за былые заслуги, армию и флот обещают поддерживать всемерно. В семьях и на работе поздравляют мужчин вообще. Это - прекрасный обычай. И очень хорошо, что именно в этот день каждого мужчину считают именинником. Стране такой день необходим - день сплочения ее сыновей, день напоминания им о священном долге, о готовности в случае надобности стать в строй.

    Особенно необходим стране такой день сейчас, когда после известного периода безоглядного расслабления, неуемной и неумной пацифистской риторики она вновь напрягает мышцы и собирается духом. Когда, побывав (чисто символически) в роли «граждан мира» и жителей «общеевропейского дома», мы благополучно вернулись к своей основной, исконной роли российских граждан, поняв, что никакие международные организации не смогут лучше нас самих обеспечить нашу свободу и национальную безопасность. И что авторитет России в этих организациях находился и будет впредь находиться в прямой зависимости от ее мощи - экономической, военной, духовной.
    Наконец, День защитников Отечества стране нужен для размышлений. Глубоких, честных - пусть даже под звуки бравурных маршей и под ностальгически умилительные застольные речи. Уж так устроен человек, тем более русский, такова наша натура - о самом сокровенном и больном думать и говорить в минуты эмоциональных откровений. Так не будем изменять этой нашей общей склонности и сейчас, в этих заметках.
    Да, сегодня поздравляют всех мужчин. И это, повторимся, хорошо. Но давайте тут же признаемся самим себе: в этих поздравлениях очень часто мы наблюдаем простую дань традиции, движение души, а не подотчетное уму действо. Чего греха таить, кругом все знают, что в защитники Отечества молодежь нынче не рвется. Тело, если и тренирует, то не с пользой для военного дела, а для целей более прагматических. Не очень-то верится и в то, что, случись какая крупная заваруха, на двери военкоматов дружно навалятся добровольцы. Зато среди здоровых лбов, которые «работают» бандитами, уж точно найдется немало таких, которые изловчатся отыскать в себе неизлечимые недуги и уклонятся от призыва. Главы состоятельных семейств тоже нащупают хитрые пути прикрытия своих чад от мобилизации. Самая обеспеченная часть нации наверняка засуетится, ощетинится в эгоистической спасательной возне. Ну а на призывные пункты явится, известное дело, народец попроще да победнее.
    Что было бы именно так, попади страна в новую лихую годину, все нынче понимают, но не хотят делать из этого национальной драмы. Время, дескать, другое пришло, большой войной, если разобраться, не пахнет, и потому нечего загружать мозги анализом потенциальных угроз в «гипотетических ситуациях». Общество предпочитает не травить и без того израненную душу. Оно предпочитает жить днем сегодняшним и огульно поздравляет всех мужчин, независимо от того, является ли каждый конкретный представитель сильного пола в своей душе защитником Отечества, готов ли он физически и морально в случае надобности занять место в строю или нет. Мужчин поздравляют постольку, поскольку спустя две недели будут поздравлять женщин. Вот и вся логика.
    Звучит не празднично. Но, как говорил классик, лучший способ отметить годовщину - сосредоточиться на нерешенных проблемах. Проблем в сфере обороны хватает, о них мы исправно пишем. Сегодня же это вполне удобный случай сделать акцент именно на понятии - защитник Отечества. Или, если точнее выразиться, поставить знак вопроса вслед за этим понятием.
    Что есть защитник Отечества? Какова его роль в современном российском обществе? Не втерлась ли в это определение недооценка? Вдумаемся в существо этих вопросов и поймем, что по меньшей мере мы побуждаем самих себя честно оценить значение тех слов, которые привыкли употреблять всуе. Ставя эти вопросы перед собой, мы заставляем самих же себя и отвечать на них, сообразуясь с новыми обстоятельствами, общественными склонностями и поветриями. Время-то и впрямь иное пришло, другая эпоха на дворе. Однако такое понятие, как воинский долг, в архаизмы не впишешь.
    Войдя в новую эпоху, мы в известном смысле вернулись в прошлое, в котором царская Россия выступала на мировой арене в качестве одной из великих держав, еще не возбуждая к себе страха и неприятия в связи с революционными преобразованиями. И, между прочим, та, прежняя Россия, начиная с петровского времени, почти всегда, исключая лишь отдельные и недлительные периоды безалаберности самодержавия, отличалась незаурядной военной политикой и основательной системой обеспечения своей обороны людскими ресурсами. Вся новейшая история России достаточно наглядно свидетельствует о том, что армия для нашей страны всегда была институтом более широким и значимым, чем организация, наделенная сугубо оборонительными функциями. Армия всегда была основной опорой государственности, кузницей первоклассных кадров для государственного управления. Русские офицеры были путешественниками, открывателями новых земель, дипломатами, губернаторами, хирургами, поэтами, писателями, композиторами, изобретателями, конструкторами. Военные двигали многие направления науки, прокладывали путь России в небо и космос. В периоды кризисов они шли туда, где был недостаток в организаторах и просто в волевых и дисциплинированных кадрах. Вспомним массовое сокращение армии при Хрущеве. Десятки тысяч офицеров заменили никчемных и беспутных бригадиров, прорабов, начальников цехов, работников лесных хозяйств, усилили кадровый состав милиции. Да чего далеко ходить - тысячи и тысячи нынешних российских фирм предпочитают иметь у себя бывших военных, чтобы со спокойной душой положиться на их исполнительность и порядочность.
    Так вот, ступив в новую эпоху, став «как все», мы отнюдь не получили какого-то знака сверху, который бы нам велел пересмотреть отношение к военной организации государства. Новое время велит нам лишь усовершенствовать эту организацию в соответствии с современными военными технологиями. Что мы и пытаемся делать, сверстав планы реформы до 2005 года. Оно велит нам серьезно думать в том числе о мобилизационных резервах, то есть о физическом и моральном состоянии тех миллионов молодых и не очень молодых мужчин, которых у нас принято называть защитниками Отечества. Но именно здесь зияет малоприятная прореха, а анархические настроения захлестнули широкие слои резервистов.
    В некоторых российских регионах (например, в Татарстане) дело доходит до того, что по сигналу «сбор» в военкоматы прибывает лишь десятая (!) часть запасников. В былые годы ничего подобного и быть не могло. Все крупные учения проводились с участием приписного состава. «Партизаны», несмотря на вольности в ношении военной формы и в поведении, свои обязанности исполняли добротно. Имея за плечами жизненный опыт, они часто выступали учителями и наставниками солдат срочной службы. И вот теперь куда-то исчезла эта традиция.
    Аналогичная картина наблюдается с выделением автотранспорта в распоряжение частей, которые проводят занятия по мобилизационному развертыванию. Небольшой процент от положенного количества машин если и прибывает, то в таком затрапезном состоянии, что говорить об их применении для выполнения оперативных задач не приходится. Словом, и здесь у нас за последние 10-15 лет образовалась зияющая прореха. Отнюдь не кажутся состоятельными доводы тех, кто утверждает: грянет война - вот тогда и будем вести себя по-военному, а на игры в войну и смотреть будем, как на игры. Не слишком ли легкомысленно?
    Между прочим, в странах НАТО данный вопрос отрегулирован досконально. Несколько лет назад мне доводилось знакомиться с тем, как это делается в Германии и Норвегии. Не вдаваясь в детали, скажу, что государственная дисциплина в обеспечении мобилизационных планов военно-политического руководства наведена и поддерживается в этих странах отменная. Всякая компания рискует иметь крупные неприятности, если она проявит небрежность в момент исполнения предписанных ей обязанностей по выделению соответствующих сил и средств на нужды национальной обороны. Не хуже дело поставлено и в других западных государствах. И хотя все они находятся в условиях, куда более благоприятных с точки зрения потенциальных военных катаклизмов, чем Россия, вопросы боеготовности входят в число безусловных приоритетов каждого очередного правительства. Последние заявления Джорджа Буша на сей счет, кажется, не требуют никаких комментариев: «Мы должны подготовить страну к угрозам новой эпохи» - таков их смысл.
    Мы видим, как при нынешней обновленной власти в стране пошел процесс наведения порядка. Мы видим, как здоровый и энергичный глава государства закручивает гайки на всей разболтавшейся машине управления. Будучи человеком военным, хорошо зная армейскую жизнь изнутри, Владимир Путин воспринимается офицерским корпусом не в качестве символической фигуры Верховного Главнокомандующего, а в качестве руководителя, реально способного обеспечить выход Вооруженных Сил на новый уровень. Результаты его усилий в сфере упрочения государственных, в том числе силовых, структур уже ощутимы. Однако в полной мере они еще только должны себя проявить. Обновляемая армия ждет поступлений новой техники, прекрасные образцы которой создаются российскими конструкторами. Их применение радикально снижает потери личного состава и в то же время увеличивает эффективность поражения противника. Соответственно растет привлекательность военной службы. Она находится в прямой зависимости от степени безопасности участия личного состава в боевых операциях.
    Обновляемая Российская армия терпеливо ждет коренного повышения социального статуса, что также прямо повлияет на престиж военной профессии. Общество заинтересовано в том, чтобы его профессиональные защитники набирались из числа лучших, физически и морально полноценных граждан. Кстати, опять же прислушаемся к тому, о чем сегодня говорят представители новой американской администрации. В частности, глава Пентагона Дональд Рамсфелд: «Моя деятельность на посту министра обороны будет во многом сосредоточена на том, чтобы государство было заинтересовано привлечь и оставить в армии лучших людей страны».
    Наконец, усилия власти, Президента РФ должны найти свое отражение и в национальной идеологии, в широкой пропаганде здорового образа жизни, в вытеснении с телеэкранов гремучей пустоты. Они должны побудить общество повернуться к нравственным азам, к простым понятиям добра и чести. По большому счету именно в этом скрыты резервы для нашего общего национального подъема и укрепления морального духа народа.
    День защитников Отечества - праздник всенародный, светлый. Но, празднуя и произнося возвышенные речи, мы даже в этот день не должны слишком высоко отрываться от повседневных проблем, связанных с обороной страны, с заботой о тех, кто будет ее защищать. И тем паче о тех, кто это делает сейчас реально, раскатывая на холодной броне по недружелюбным дорогам с риском для жизни.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства