|
|
Беседу вел Александр НЕШИН. Душанбе. |
Сегодня можно сказать, что задача создания национальной таджикской армии, способной защитить суверенитет и территориальную целостность государства, выполнена. В этом заслуга патриотических сил, руководства страны. Эта грандиозная задача решена благодаря мужеству и героизму солдат, сержантов и офицеров. Молодые вооруженные силы Таджикистана сумели остановить братоубийственную войну и внесли немалый вклад в установление мира и национального согласия в стране.
Визитная карточка
Родился 8 ноября 1949 г. Окончил Таджикский госуниверситет в 1970 г. С 1970 по 1977 г. проходил военную службу на офицерских должностях в МВД СССР. В 1977-1988 гг. занимал ответственные посты в государственных учреждениях и в управлении по оперативной работе МВД Таджикистана. В 1988-1995 гг. - заместитель министра внутренних дел по вопросам РТ. С апреля 1995 г. - министр обороны Республики Таджикистан.
- Шерали Хайруллоевич, в начале 90-х годов средства массовой информации усиленно доказывали «неисторичность» самой даты - 23 февраля. И тем не менее вооруженные силы Таджикистана празднуют в этот день очередную, восьмую годовщину со дня образования...
- Во-первых, не следует забывать, что в Советском Союзе 23 февраля отмечали как всенародный праздник, поскольку советский народ любил и глубоко уважал свои Вооруженные Силы, и это факт исторический. А, во-вторых, что касается Таджикистана, то к созданию армии правительство во главе с нынешним президентом и Верховным главнокомандующим Эмомали Рахмоновым приступило в декабре 1992 года. А 23 февраля 1993 года войска столичного гарнизона впервые прошли торжественным маршем по главной площади Душанбе. Это была и дань памяти славному прошлому, и, если хотите, констатация факта рождения национальной армии.
Сегодня можно сказать, что задача создания национальной таджикской армии, способной защитить суверенитет и территориальную целостность государства, выполнена. В этом заслуга патриотических сил, руководства страны. Эта грандиозная задача решена благодаря мужеству и героизму солдат, сержантов и офицеров. Молодые вооруженные силы Таджикистана сумели остановить братоубийственную войну и внесли немалый вклад в установление мира и национального согласия в стране.
- Восемь лет в эпоху перемен - срок немалый. Какие рубежи на сегодня взяты национальной армией, какие задачи носят первоочередной характер?
- После установления мира мы стремились сделать все для того, чтобы структура вооруженных сил приобрела научно обоснованный характер. Мы учились сами и учили войска повышать свой профессиональный уровень в мирных условиях. Особое внимание уделялось современным подходам к боевой, оперативной подготовке, обустройству воинского быта, укреплению дисциплины и порядка. Сразу хочу отметить, что в вопросах военного строительства мы ориентировались на Россию, рассчитывали на ее помощь и взаимное сотрудничество, и наши надежды полностью оправдались. В этой области, как и во многих других, Россия - наш стратегический партнер.
Однако кое-кому мир в Таджикистане был не по душе. Экстремисты не раз пытались внести хаос, разъединить народ, используя для этого все методы, вплоть до прямой агрессии. Так было в 1997 году в Хатлонской области на юге республики, в 1998 году в восточном пригороде Душанбе и на севере Таджикистана, в Кафарнихонском районе в прошлом году. И всегда на пути экстремистов и провокаторов вставали стеной воины нашей армии. Поэтому в качестве первоочередной задачи я назвал бы повышение бдительности. К сожалению, не пришло еще время, когда можно сказать: все, нам никто не угрожает.
В ряду других проблем - повышение уровня боевой и мобилизационной готовности, полевой выучки, организованности, воинской дисциплины и правопорядка. Остро стоит вопрос материально-технического обеспечения.
Сама военно-политическая обстановка в регионе требует от нас постоянного совершенствования боевой выучки войск. Мы осознаем свою обязанность в любое время защитить суверенитет нашей родины, а во взаимодействии с Вооруженными Силами России и других братских стран - южные рубежи Содружества.
- Какой характер носит военная доктрина Таджикистана?
- Исключительно оборонительный. Наша армия прошла через горнило войны. Она была рождена в суровое время вооруженного межтаджикского противостояния. Мы знаем цену миру и никому не желаем зла. Но и не позволим никому ущемлять интересы государства, грозить войной.
- Как решаются министерством обороны вопросы формирования офицерского корпуса? Ведь Таджикистану не досталось в наследство ни учебных центров, ни военных училищ...
- Эта проблема с самого начала решалась нами комплексно. Сегодня кадры для национальной армии готовит военный колледж, у нас есть аналог суворовского училища - военный лицей. В настоящее время в военных вузах России обучаются около 600 наших юношей. Курсантов из Таджикистана вы можете встретить на Украине, 17 человек проходят обучение в Китае. Кроме того, следует учесть огромное влияние на процесс подготовки грамотных кадров аппарата российских военных советников при министерстве обороны республики, который выполняет свои функции уже в течение четырех лет.
Об уровне подготовки наших офицеров могут свидетельствовать успешно проведенное совместное командно-штабное учение «Боевой щит Содружества-2000», а также совместные учения войск ПВО СНГ на полигоне «Ашулук». Не скрою, горжусь тем, что многие наши офицеры, начальники управлений не уступают в профессионализме своим коллегам из 201-й российской мотострелковой дивизии. Это, в частности, показало последнее совместное таджикско-российское командно-штабное учение, прошедшее на территории республики с 15 по 20 февраля.
- Кстати, одна из московских газет связала это учение с угрозой нового вторжения в Таджикистан бывшего командира бригады Махмуда Худойбердыева. Насколько верна такая информация?
- Я знаком с этой, с позволения сказать, информацией и со статьей, о которой идет речь. Не вдаваясь в подробности этой в высшей мере недобросовестной публикации, хочу спросить: разве заранее предусмотренные, детально спланированные и согласованные с руководством учения войск любого государства означают, что оно опасается в ближайшем будущем нападения?
Данное учение, как и все наши мероприятия такого рода, носит плановый характер. Мы подводим итог первых двух месяцев учебного года. Мы учимся, подчеркиваю, не более. В ходе учения отрабатываются не только и не столько варианты отражения возможной агрессии, а вопросы взаимодействия штабов и родов войск, оказания помощи населению в чрезвычайных ситуациях, помощь беженцам и масса других специфических вопросов, для решения которых и существуют силовые структуры и вооруженные силы. Но мы готовы встретить любого агрессора. Будь то Махмуд или кто-то другой...
- Из республик Центрально-Азиатского региона нередко поступают сведения об увеличении расходов на оборону, о трудностях с призывом на срочную службу. Что в этом отношении можно сказать об армии Таджикистана?
- Наши стабильные расходы на оборону продиктованы объективной экономической ситуацией в стране. Заметьте, во многом в целях сбережения народных средств мы отказались от института контрактной службы, год от года сокращаем численность армии. Нет у нас и проблем с призывом. В былые годы Таджикистан отправлял на службу в Советскую армию более 120 тысяч призывников. Теперь ежегодно мы призываем на службу около 9 тысяч человек.
- Таджикистан - единственная страна в Центрально-Азиатском регионе, не принимающая участия в программе НАТО «Партнерство во имя мира»...
- В 90-х годах, согласитесь, мы не имели морального права участвовать в этой программе, в республике еще не установился прочный мир. А сегодня, если на то будет воля политического руководства страны, мы готовы к подобного рода сотрудничеству.
- Шерали Хайруллоевич, в середине февраля вы посетили с рабочим визитом Москву, встречались с министром обороны России Маршалом Российской Федерации Игорем Сергеевым. Нельзя ли подробнее осветить итоги встречи?
- Это действительно был рабочий визит. Мы обсудили вопросы региональной безопасности в контексте афганской проблемы. Мнение наше по данному вопросу полностью совпадает: афганский кризис военным путем разрешить невозможно. Во имя спокойствия в регионе и в мире, пожалуй, противоборствующие афганские стороны нужно убедить сесть за стол переговоров. Отрегулирован ряд вопросов финансового характера, военного и военно-технического сотрудничества в части обновления вооружения, поставки техники, оружия и боеприпасов на льготных условиях.
- Что бы вы хотели пожелать многотысячной аудитории читателей «Красной звезды» в праздничный для России и Таджикистана день - 23 февраля?
- Поскольку речь идет большей частью о людях военных, то от всего сердца пожелаю крепкого мира, мужества и стойкости при выполнении профессионального долга, беззаветной преданности Отечеству, богатырского здоровья. Еще хочу сказать, что мы обязаны беречь и умножать непрестанно самый ценный дар наших предков - братские связи между россиянами и таджикистанцами.
|