на главную страницу

22 февраля 2001 года

Россия и мир

Четверг

И вспомнился «Курск»

Необходимо соглашение о безопасности подводного плавания

Капитан 1 ранга в отставке Юрий БЕКЕТОВ.



    10 февраля вблизи Гавайских островов при всплытии в надводное положение атомная подводная лодка ВМС США «Гринвилл» под командованием коммандера (капитана 3 ранга) С. Уэддели столкнулась с учебным японским судном «Эхиме-мару», в результате чего через 10 минут оно затонуло. Из 35 находившихся на борту членов экипажа, учащихся и преподавателей специализированной рыболовецкой школы японского острова Увазима 9 человек погибли. Подводная лодка «Гринвилл» получила незначительные повреждения и через несколько часов после столкновения возвратилась на базу Перл-Харбор. По имеющимся данным, море в районе катастрофы было спокойным. Состояние погоды не осложняло проведения спасательной операции, однако экипаж подводной лодки к ней привлечен не был.

    Это статистика. У человека, не знакомого со спецификой службы на подводных лодках и особенностями подводного плавания, она, видимо, кроме эмоциональной реакции и вопросов без ответов, ничего не вызовет. У опытного подводника - иное дело. Из более чем 40 календарных лет военной службы около 20 лет мне довелось служить непосредственно на дизельных и атомных подводных лодках. Свыше шести лет - в должности командира атомной ракетной подводной лодки и два года - заместителем командира соединения подводных лодок. Так вот, не могу припомнить подобного происшествия с нашими подводными кораблями, хотя аварий было достаточно. Американские же подводники, как известно, топят уже второе японское судно за последние 20 лет. В 1981 году ракетная подводная лодка ВМС США «Джордж Вашингтон» в результате столкновения потопила японское судно «Ниссио-мару».
    Какие выводы напрашиваются из случившейся трагедии в Тихом океане 10 февраля?
    Первое. Основной причиной катастрофы стало безграмотное или, как говорят у нас, преступно-халатное выполнение маневра всплытия в надводное положение командиром американской подводной лодки «Гринвилл». В этом не может быть никаких сомнений. В какой-то степени могут быть оправданы подобные действия, если экстренное всплытие выполнялось в результате возникшей аварийной ситуации на корабле, угрожающей гибелью подводной лодки и экипажа, когда необходимого времени на оценку надводной обстановки в районе всплытия практически не было.
    Если же этот маневр выполнялся для тренировки экипажа, что подтвердил командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Т. Фаргото, командир был обязан убедиться визуально посредством перископа и с использованием РЛС, что район «чист» (т.е. отсутствуют надводные объекты).
    Известно, что американские подводники часто выполняют маневр всплытия в надводное положение способом «дельфин». Такой способ позволяет значительно сэкономить запас воздуха высокого давления при продувании главного балласта. Однако меры безопасности должны строго выполняться. Иначе - трагические последствия. В данном случае морякам «Гринвилла» относительно повезло - японское судно было небольшое.
    Второе. Заслуживают осуждения действия экипажа подводной лодки, спокойно взиравшего на то, как на его глазах терпят бедствие мореплаватели. Это вопрос нравственности и морали.
    Третье. Столкновение подводной лодки «Гринвилл» с японским судном продемонстрировало, каким запасом прочности обладают корпуса подводных лодок США. Американцы – сторонники однокорпусной конструкции подводных лодок, при которой цистерны главного балласта (основной запас плавучести) помещаются в «легких» оконечностях корпуса подводной лодки и частично - в прочном корпусе. С учетом этого они прочный (непроницаемый) корпус вынуждены создавать из более толстых стальных листов, чем это делается на двухкорпусных подводных лодках. При столкновениях прочный корпус американских лодок менее подвержен разрушению, чем «тонкостенные».
    Не вдаваясь в преимущества и недостатки тех или иных конструктивных особенностей подводных лодок, можно сделать еще один важный вывод, возвращаясь к постигшей нас трагедии с атомоходом «Курск». Столкновение у Гавайских островов еще больше укрепило уверенность в том, что «Курск» погиб именно в результате столкновения с иностранной подводной лодкой, которая вела за ним слежение.
    Гидрологические условия в летний период на Баренцевом море неблагоприятны для надежного поддержания акустического контакта. При всплытии «Курска» на перископную глубину для поиска объекта учебной торпедной атаки контакт иностранной подлодки с ним был потерян. Хотя современные акустические комплексы имеют отличные характеристики, летний тип гидрологии таков, что на малых глубинах погружения подводные лодки обнаруживают друг друга лишь в нескольких десятках метров. То есть когда избежать столкновения практически невозможно и остается лишь надеяться на счастливый случай.
    Так и произошло. Иностранная лодка, очевидно, совершила подскок на хорошем ходу в предполагаемую точку потери контакта и, не обнаружив «Курск», всплыла под перископ для уточнения обстановки. Здесь и произошло столкновение. Удар пришелся, видимо, в самую уязвимую часть корпуса «Курска» - сверху, так как перископная глубина у иностранной лодки на пять - шесть метров меньше, чем у «Курска».
    За последние три десятка лет инцидентов, связанных со столкновениями под водой с американскими лодками наших лодок, было предостаточно - около двадцати. Из них 11 случаев имели место на наших морских полигонах. На Северном флоте таких случаев было девять. Вот некоторые из них: столкновение РПЛ «К-19» с американской АПЛ «Гато» в 1969 году столкновение АПЛ «К-276» с американской АПЛ «Батон Руж» в 1972 году, столкновение РПЛ «Борисоглебск» с американской АПЛ «Грейлинг» в 1993 году.
    В результате столкновения под водой погибла в 1968 году вместе с экипажем дизельная РПЛ Тихоокеанского флота «К-129». Виновником, видимо, стала американская ПЛА «Суордфиш». Имеются данные, что и РПЛ «К-219» в 1986 году погибла не без помощи американской лодки.
    И последнее. Советский Союз, а в дальнейшем и Российская Федерация начиная с 1983 года неоднократно предлагали США заключить соглашение о создании зон, свободных от противолодочных действий, а также заключить соглашение о предотвращении инцидентов с подводными лодками (о безопасном плавании подводных лодок за пределами территориальных вод). Предлагалось осуществить комплекс мер организационного и технического характера, направленный на обеспечение безопасности подводного плавания. Однако, несмотря на обещания руководства США поискать «возможные пути решения этой проблемы», как говорится, воз и ныне там. Американская сторона уклоняется от конструктивного решения этого важного вопроса.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства