на главную страницу

23 февраля 2001 года

История Отечества

Пятница

От Осипова до Матросова

Анатолий ДОКУЧАЕВ,
«Красная звезда».



    Весной 1985-го, в преддверии 40-летия Победы, автор этих строк брал интервью у прославленного советского аса Ивана Кожедуба. Тогда состоялся разговор о мастерстве советских и немецких летчиков, их результативности. Говорили мы много, обстоятельно. Речь зашла и об Эрихе Хартманне - самом удачливом немецком летчике второй мировой. Кожедуб спокойно рассуждал о его достижениях, потом резко вспылил:
    - Хартманн, Хартманн... Да попался бы он мне. Не встречал на фронте ни одного немца, который не дрогнул бы передо мной. Идем лоб в лоб, все отворачивали, и тут я их вспарывал...

    Сказано это было так, что не поверить собеседнику было невозможно. Будто это говорил порывистый мальчишка из Шосткинского аэроклуба. Потом Кожедуб помолчал и, уже взведенный, грубо бросил:
    - А знаете, Хартманн-то скончался, вчера швейцарское радио сообщило. Поднялся на самолете, и сердце в воздухе отказало...
    Я смотрел на Кожедуба, - нет, он не радовался, может быть, даже сожалел, но он продолжал воевать. Его непримиримость к врагу и через 40 лет не давала ему покоя. Характер непримиримого бойца проявлялся в словах, жестах, мимике, льющейся энергии маршала авиации.
    Тогда же подумалось: красиво ушел из жизни первый немецкий ас - умер в небе. Но оказалось, что швейцарское радио сообщение передало с ошибкой. Как позже выяснилось, у Хартманна действительно остановилось сердце в полете, который проводился в рамках авиашоу, но летчик, пилотировавший самолет, быстро его посадил, и аса люфтваффе спасли. Хартманн пережил на месяц своего советского оппонента.
    Иван Кожедуб скончался в неспокойном для России августе 1991-го. Он ушел из жизни в полной уверенности, что ему не было равных в небе второй мировой.

    1.
    ОСМЫСЛИВАЯ сегодня эти колоритные факты, хотел бы привести один выброшенный мною из интервью тогда факт, как распространенный штамп, как избитые слова. В разговоре 15-летней давности я спросил Ивана Кожедуба: что помогало ему в схватках с врагом добиваться побед, откуда бралось бесстрашие?..
    - Откуда? Я же Родину защищал!.. В наш дом сволочи пришли, и верх хотели взять. Вот я их и давил... Вы знаете, с чем в сердце я летал? С Отечеством!
    Нет, не штампами говорил прославленный ас, которому не было равных в воздухе по силе духа, воли, по мужеству. Сказанное было его убеждением. Сегодня, когда о наших и о немецких асах известно все или почти все, больше и больше убеждаешься в правоте слов аса-фронтовика.
    Иван Кожедуб... Его природа создала для неба, для того, чтобы стать первым в изумрудном ожерелье асов. Как и для многих мальчишек тридцатых, для него, крепыша с пытливым умом из села Ображеевки, что в Сумской области, кумирами были знаменитые на всю страну летчики Валерий Чкалов, Михаил Водопьянов, Сигизмунд Леваневский, Николай Каманин... Осенью 1938-го Кожедуб переступает порог Шосткинского аэроклуба Осоавиахима и без отрыва от учебы в химико-технологическом техникуме оканчивает его. Он овладевает самолетом Поликарпова У-2. А главное - окончательно влюбляется в небо, выбирает профессию военного летчика, усваивает, что война в воздухе потребует от него и уверенного владения самолетом, и сложного комплекса физических и морально-психологических качеств, и отточенного тактического мастерства. В 1940-м оканчивает Чугуевскую военную авиационную школу летчиков. Затем готовит курсантов. Весной 1943-го прибывает на фронт.
    6 июля. Курская дуга. Взвились три зеленые ракеты, и третья эскадрилья 240-го истребительного авиаполка поднялась в воздух. Задача - уничтожить немецкие бомбардировщики Ju87 и прикрыть наземные войска на Обоянском направлении, не дать возможности противнику захватить господство в воздухе. В составе эскадрильи взлетел и младший лейтенант Иван Кожедуб. Взлетел и открыл счет воздушным победам, положившим начало его славы как непревзойденного бойца.
    В том поединке на его вооружении было, пожалуй, одно - отвага. Он мог быть подбит, мог погибнуть. Но, вступив в составе эскадрильи в схватку с 12 вражескими самолетами, молодой летчик одерживает первую победу - сбивает бомбардировщик Ju87. На другой день он одерживает новую. 9 июля Иван Кожедуб уничтожает два истребителя Мессершмитт Bf-109. Так к нему приходили опыт и мужество. Подчеркну, в сражениях на подступах к столице. И летчики, как, впрочем, солдаты и офицеры других родов войск, считали своим долгом сделать все для ее защиты, часто не жалея своих жизней. Конечно же, в тех и других боях Иваном Кожедубом двигало и его русское ухарство, и культивировавшиеся тогда «воспитательные рецепты» с прицелом на героизм и мужество. И все же главный побудительный мотив - преданность своему Отечеству. В 1943-1945 годах он выполнил, как мы знаем, 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, во время которых сбил 62 самолета противника. Советский летчик не проиграл ни одного поединка и является лучшим асом авиации союзников.
    А теперь сделаем краткий обзор боевых биографий наиболее выдающихся летчиков зарубежных стран. Лидером люфтваффе является Эрих Хартманн. Он известен как самый удачливый летчик-истребитель в истории воздушного боя. И... как один из трусливых пилотов, никогда не вступавшим в бой с опытными мастерами боя и при явном преимуществе летчиков противника. У него была неплохая школа, он разделял идеи нацистской идеологии, но у него никогда не было чувства Отечества. Вся его боевая служба прошла вдали от Германии, начиная с боев за Кавказ в 1942-м, вдали от немецкой земли были достигнуты все успехи. В принципе им двигало чувство завоевателя - не более. Как, к примеру, и Марселем Гансом-Иоахимом, одержавшим наибольшее число воздушных побед на западном фронте, он сражался в небе Северной Африки.
    А возьмем наших союзников - американцев. Их лучший ас - Ричард Бонг за 200 боевых вылетов с декабря 1942-го по декабрь 1944-го уничтожил 40 японских самолетов. Этот мужественный летчик также сбивал самолеты вдали от «дома своего» и также часто был прагматичен. Или вот второй британский ас Шерри Вейл, имевший на своем счету 30 побед. Он одержал их, воюя в Западной Сахаре, в Сирии и Греции. А теперь назовем французского аса Пьера Ле-Глона. Летом 1940-го он сбивает четыре итальянских бомбардировщика и столько же истребителей. После перевода в Сирию добавляет в свою копилку еще семь побед - на этот раз над английскими летчиками, сражаясь на стороне правительства Виши. Возвратившись в 1942-м в Алжир, воюет против английских и американских ВВС. И это не единственный пример, когда один и тот же пилот воевал и за тех, и за этих, сражаясь Бог знает где.

    Да не мог, никак не мог пересилить волю Ивана Кожедуба Эрих Хартманн, как, наверное, никакой другой пилот из Люфтваффе. Для этого нужно вылетать в кипящее небо с Отечеством в сердце. Как вылетали Борис Сафонов, Александр Покрышкин, Николай Гулаев, Григорий Речкалов, Кирилл Евстигнеев, Арсений Ворожейкин, Дмитрий Глинка и другие отважные советские летчики, чью готовность к подвигу формировало государство с идеалами добра и благородства.
    Свои заметки с рассказа о Кожедубе я начал потому, что мне выпала возможность познать его внутренний мир в личных беседах. А давайте вспомним имя рядового Василия Путчина. Простой боец истребительного отряда Брянского фронта гранатами и зажигательными бутылками за несколько месяцев 1941-го вывел из строя 37 вражеских танков. Разве это не настоящий русский витязь! Сколько тонн стали пришлось изготовить Круппу впустую, сколько экипажей подготовить напрасно вермахту! Мужество этого парня не знало границ.
    Наше воинство располагает и арсеналом коллективного мужества, коллективной результативности применения оружия. На лидерство претендуют воины стрелковой роты 1378-го полка 87-й дивизии и группа истребителей танков из 1075-го стрелкового полка 316-й дивизии. Первые заявили о себе и прославились под Сталинградом, вторые - у стен Москвы.
    17 декабря 1942-го в районе поселка Верхне-Кумского воины роты старшего лейтенанта Николая Наумова с двумя расчетами противотанковых ружей обороняли позицию на северо-западных скатах высоты 137,2. В тот день 24 бойца отразили три атаки десятков танков и пехоты противника. Утром следующего дня бои за высоту возобновились. Атаки следовали одна за другой. 18 вражеских танков уничтожили пехотинцы за два дня. Они все погибли, но не отступили. Только во второй половине дня гитлеровцам ценой огромных потерь и в живой силе удалось овладеть высотой. Подвиг воинов 316-й стрелковой дивизии, которой командовал генерал-майор Иван Панфилов, известен. А разве не бастионом мужества являются Брестская крепость и «Дом Павлова»?

    2.
    ВЕРНЕМСЯ к воздушным поединкам. Зарубежные летчики почти никогда не шли на воздушный таран. Думается, для этого не было побудительных мотивов, которые подвигли бы на столь решительные действия.
    «Таранные удары советских истребителей в годы второй мировой войны устрашали врага, - отмечал известный советский воздушный ас Александр Покрышкин. - Они, конечно, не были, как это пытались представить некоторые зарубежные авиационные специалисты, приемом борьбы, продиктованным отчаянием. Таранный удар был оружием смелых, мастерски владевших самолетом советских летчиков-истребителей. Таран требовал виртуозного владения машиной, исключительной выдержки, железных нервов, огромного душевного порыва». По мнению авторитетных авиационных специалистов, таран является наивысшим проявлением мужества и воли летчика. А теперь пробежимся по истории воздушной борьбы и убедимся, что «наивысшее проявление мужества» на 99 процентов имеет российскую прописку. Таран как прием воздушного боя родился в первую мировую. Самолет противника таранным ударом первым сразил русский военный летчик штабс-капитан Петр Нестеров 26 августа 1914 года. Победа досталась дорогой ценой - летчик погиб.
    Однако уже второй таран, совершенный нашим соотечественником Александром Казаковым 19 марта 1915 года, становится первым в мире с благополучным исходом для нападавшего летчика. Отмечу, что все творцы таранного удара - россияне. Впервые ночью самолет противника таранил Евгений Степанов - в небе Испании, севернее Барселоны, 28 октября 1937 года. Таран на встречных курсах впервые в истории мировой авиации 20 июля 1939 года проводит командир эскадрильи 22-го истребительного авиаполка старший лейтенант Витт Скобарихин. Автор высотного тарана - заместитель командира эскадрильи 27-го истребительного авиаполка (6-й истребительный авиакорпус Войск ПВО территории страны) лейтенант Алексей Катрич, который в суровом 1941-м, израсходовав боеприпасы, на МиГ-3 таранил вражеский бомбардировщик Do217, шедший на высоте около 9 тысяч метров к советской столице. Счет воздушным таранам на реактивных самолетах открыл 18 июня 1951 года в небе над Северной Кореей штурман 176-го гвардейского истребительного авиаполка майор Серафим Субботин, на МиГ-15 он таранил реактивный американский истребитель F-86 «Сейбр». В историю воздушного реактивного боя вписал свое имя и советский летчик заместитель командира эскадрильи истребительного авиаполка ПВО капитан Геннадий Елисеев. 28 ноября 1973 года в районе города Тбилиси он первым на реактивном сверхзвуковом (!) истребителе МиГ-21 таранил иностранный боевой самолет - нарушитель Государственной границы СССР, при этом погиб сам.
    В годы Великой Отечественной советские летчики свыше 600 раз таранили противника. Для сравнения скажем, что пилоты люфтваффе редко решались на этот прием воздушного боя. Среди плеяды советских летчиков есть и рекордсмены - те, кто наиболее умело и успешно использовали таран в воздушных схватках. Четырежды таранил вражеские самолеты (и в этом ему нет равных среди воздушных бойцов планеты) Борис Ковзан. Один таран совершен нашей соотечественницей - Екатериной Зеленко.

    3.
    А ТЕПЕРЬ вспомним крылатую фразу: «Вызываю огонь на себя!» Когда складывалась критическая обстановка, десятки наших соотечественников давали свои координаты для артиллерийских и минометных батарей.
    29 июля 1944-го. Полковник Алексей Кортунов с небольшой группой бойцов удерживает плацдарм на Висле. Нужно не отдать врагу завоеванный рубеж. Но как? Отражено уже 11 атак, сил более нет. И он вызывает огонь знаменитых «катюш» на себя. Плацдарм сохранен, а позже, 2 августа, и расширен. «Огонь на себя - не безрассудный риск от отчаяния, - говорил об этом случае много лет спустя Герой Советского Союза Кортунов. - Чтобы удержать плацдарм, иного выхода не было... Гитлеровцы сознавали свое превосходство, атаковали чуть ли не в полный рост. А наши ребята зарылись в землю, хорошо окопались... И еще - солдат в душе непременно верит, что свои снаряды не принесут смерть...»

    4.
    «НЕ ПРИНЕСУТ смерть...» А сколько соотечественников презрели ее. Во имя выполнения боевого приказа они отдали самое дорогое, что есть у человека, - жизнь. Ярчайшим примером служения Отечеству, беззаветного выполнения военной присяги и воинского долга является осознанное самопожертвование наших солдат и офицеров. Перенесемся в прошлый век, в 1840 год.
    В марте отряды горцев обманным путем вошли в гарнизоны в Лазареве и Вельяминове, составлявшие цепь военных пограничных фортов на юге, в устьях горных рек и важных бухтах, и устроили там резню. Горцы собирались потопить в крови и гарнизон в Михайловском. Командир укрепления штабс-капитан Николай Лико не поверил побывавшим в гарнизоне «мирным» горцам, сообщившим, что хотя в горах и собираются сильные партии убыхов и шапсугов, но Михайловское штурмовать не будут. Он активно развертывает работы по углублению рвов, возвышению валов, приведению в порядок орудий. 19 марта офицер сообщает солдатам и офицерам, что принял решение защищать Михайловское «до последней капли крови, а если неприятель не будет отбит и овладеет валами, взорвать пороховой погреб». И находит единодушную поддержку. Перед собравшимися командир ставит вопрос: кто готов поднести фитиль к боезапасу? Вызывается рядовой Архип Осипов. Лико знает его как смелого, честного солдата и вручает ему ключ от погреба.
    Михайловское подверглось нападению ранним утром 22 марта. В штурме приняли участие более 3 тысяч бандитов. Первый натиск был отбит картечью и ружейным огнем, второй - штыковой атакой, которой руководил штабс-капитан Лико. Но последовал третий. Многочисленные толпы вооруженных людей начали теснить солдат малочисленного гарнизона. Рядовой Архип Осипов во время штурма носил на бастионы боеприпасы, а затем из ружья убитого товарища вел огонь по врагу. Когда же бандиты ворвались на бастионы, бросился к пороховому погребу с зажженным фитилем. Еще раз посоветоваться с командиром возможности не было, штабс-капитан Николай Лико истекал кровью, раненный двумя пулями и порубленный шашкой. Оглушительный взрыв поднял в воздух обломки деревьев, камни и целые куски разорванных стен, тела горцев, добивавших не сложивших оружие солдат. Восставшие горцы понесли ощутимые потери. Распространившаяся весть внесла в их ряды серьезную сумятицу. Все их попытки взять другие объекты Черноморской береговой линии повсеместно были отражены воодушевленными подвигом Осипова гарнизонами. В мае высадившийся эскадрой адмирала Лазарева десант восстановил положение.
    За тот героический подвиг, за осознанное самопожертвование Архип Осипов навечно зачисляется в списки 1-й роты 77-го Тенгинского пехотного полка, в котором служил рядовым. Обрекая себя на столь славную смерть, - говорилось в приказе № 79 военного министра графа Александра Чернышева, - он просил только товарищей помнить его дело, если кто-либо из них останется в живых. Это желание Осипова исполнилось... Для увековечивания памяти о достохвальном подвиге рядового Архипа Осипова... Его Императорское Величество Высочайше повелеть соизволил сохранить навсегда его имя в списках 1-й гренадерской роты Тенгинского полка, считая его первым рядовым, и на всех перекличках при спросе этого имени первому за ним рядовому отвечать: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении». А теперь приведем выдержку из проекта приказа, который готовил сам российский император Николай I. «Но доселе не было примера, подобного в недавнем времени совершившемуся», - начертал он.
    Разумеется, что на такой подвиг человека могло вдохновить только правое благородное дело. Через сто три года, 23 февраля 1943-го, автоматчик 91-й стрелковой бригады рядовой Александр Матросов, израсходовав в бою все боеприпасы, своим телом закрывает амбразуру фашистского дзота, ценой жизни содействует выполнению боевой задачи подразделением. И символично, что он не только посмертно удостоился звания Героя Советского Союза, но и первым, на этот раз в СССР, навечно зачисляется в списки гвардейского стрелкового полка. Приказ Верховного Главнокомандующего восстановил добрую традицию, положенную императором Николаем I. А примеру Матросова последовали более трехсот воинов. Что может быть благороднее такого порыва?!

    5.
    Во многих странах принято считать, что герой - это тот, кто хоть на мгновение подвергает себя риску ради спасения других людей, ради защиты Родины. Для славного прошлого, настоящего и будущего России наши многие соотечественники в погонах сделали гораздо больше. И это залог того, что мужество нас не покинет.
    Октябрь 1999-го. Гвардии младший сержант Евгений Борисов в составе бронегруппы в танке врывается на окраину населенного пункта - нужно подавить огневые точки противника - и отвлекает на себя огонь бандитов. У основных сил появляется возможность выполнить боевую задачу. Но вот танк поврежден выстрелом из гранатомета. Гвардии младший сержант Евгений Борисов занимает позицию, а затем метким огнем дает возможность экипажу устранить повреждения. Но бой осложняется, и он вскоре получает тяжелое ранение, как и боевая машина. С наступлением сумерек пытается выйти из окружения, два раза вступает в схватки с боевиками. Выбравшись за пределы населенного пункта, четверо суток, теряя сознание от холода и потери крови, с отмороженными ногами, пробивается в расположение своих войск. Так поступают герои России.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker