на главную страницу

Армия и общество

Из одной войны в другую...

Алексей ИВАНОВ.



С.Е. ПОПОВ (в центре) и его боевые друзья     Судьба генерал-лейтенанта артиллерии в отставке Степана Ефимовича Попова уникальна. Тринадцать орденов и многие медали украшают мундир ветерана. Среди наград ордена Жукова, Суворова и Кутузова. Восемь раз отмечен в приказах Верховного Главнокомандующего.

    Ему в прошлом году исполнилось 97 лет. С.Е. Попов - автор нескольких книг, член Международной ассоциации писателей баталистов и маринистов.
    Сижу в уютной московской квартире. Передо мной Степан Ефимович Попов. Во все глаза, что называется, гляжу на него и слушаю более чем внимательно, удивляюсь. А удивляться есть чему: Степан Ефимович выглядит еще, как говорится, дай Бог каждому. Фронтовые дороги помнит, как будто вчера из походов вернулся...
    - Да, вот не заметил, как годы пролетели, - улыбается генерал. - Служба закалила меня, о возрасте я совсем забыл, здоровье пока позволяет и воспоминания писать, и ветеранскими делами заниматься. Я ведь, милый мой, из одной войны в другую шагнул, с запада на восток угодил...
    - Часть наша имела гордое наименование: 3-я гвардейская артиллерийская Витебская, Хинганская, Краснознаменная, орденов Суворова и Кутузова дивизия прорыва Резерва Верховного Главнокомандования. Никогда не забуду тех, с кем пройдены долгие фронтовые километры от Сталинграда до Кенигсберга, от берегов Керулена через теснины и кручи Большого Хингана до Пхеньяна...
    Степан Ефимович рассказывает неторопливо, красочно, и мне ясно видятся его пути-дороги. Не пользуясь записью, перечисляет десятки имен рядовых, сержантов, офицеров разного ранга.
    В дивизии одиннадцать Героев Советского Союза. Среди них офицер-артиллерист Владимир Сергеевич Алхимов. Вот строки из его наградного листа:
    «4 августа 1944 года в районе Тупики после артиллерийской подготовки противник силой до 50 танков и пехотой перешел в контрнаступление и вклинился в наши боевые порядки. Танки повернули строго на юг и тем самым отрезали наблюдательный пункт, на котором находился Алхимов. Гвардии лейтенант Алхимов вызвал по радио огонь дивизиона, отсек пехоту противника от танков и расстроил их боевые порядки. Группа из 13 танков повернула на наблюдательный пункт 62-го стрелкового полка 184-й стрелковой дивизии, где находился Алхимов, и открыла огонь. Товарищ Алхимов не растерялся, вызвал огонь дивизиона на себя, подбил четыре танка, остальные вынудил к отходу. Всего подбито шесть танков...»
    Подобных фактов в судьбах однополчан Степана Ефимовича много. Он рассказывает о них охотно, взволнованно. О себе - очень сдержанно и скупо. Такова натура человека, для которого главное - люди, воевавшие с ним, делившие с комдивом смертельную опасность и радость побед.
    Личный состав дивизии, сформированной в 1942 году, успешно выдержал испытания в сражениях под Сталинградом, Воронежем, Харьковом и в операции «Багратион» при освобождении Белоруссии. Примером для воинов, как отмечается в документах, в любой обстановке был сам командир соединения.
    Уместно сослаться на представление к ордену Кутузова II степени: «Гвардии полковник Попов обеспечил в корпусной операции в районе Мамонова 13 - 26 декабря 1943 года прорыв наших войск на фронте 4 км и в глубину на 50 км. Освобождено свыше 300 населенных пунктов. Артиллерией, руководимой Поповым, уничтожены 5.650 солдат и офицеров противника, 114 огневых точек, 10 танков, 35 орудий и 25 минометов»...
    Поучительны размышления генерал-лейтенанта о заключительных операциях Великой Отечественной войны.
    - Очень трудным экзаменом для нас, - говорит Степан Ефимович, - стал штурм Кенигсберга. Его по праву называют артиллерийской операцией. Противник сделал все для превращения его в неприступную твердыню. Три позиции с глубокими окопами и ходами сообщения, паутиной колючей проволоки, «спирали Бруно», минными полями на танкоопасных направлениях. Железобетонные надолбы («зубы дракона») торчали вокруг дотов и дзотов, образующих систему фортов с экзотическими названиями: «Король Фридрих Вильгельм», «Линдорф» и др. Каждый из них представлял вытянутый по фронту пятиугольник, обнесенный земляным валом высотой 7 метров, окруженный рвом, наполненным водой глубиной до 5 метров и шириной 25-35 метров.
    Настал день штурма. В ночь на 6 апреля 1945 года Степан Ефимович вместе со штабом не смыкал глаз. Все готово. В шесть часов утра передовые батальоны 43-й армии начали разведку боем. В 9 часов утра по московскому времени по связи прозвенела команда: «Огонь!» На противника обрушилась лавина снарядов и мин всех калибров. Огневой таран ударил на всю глубину внешнего и внутреннего обводов Кенигсберга. Весеннее солнце померкло.
    Ворвавшись в город, артиллеристы непрерывно поддерживали пехоту. Вот на пути одной штурмовой группы оказался кирпичный завод, оборудованный для круговой обороны. На его чердаках и крыше размещены наблюдательные пункты с пулеметами и орудиями. В такой критический момент расчет старшего сержанта В. Силина умело поддержал штурмовую группу.
    После завершения штурма пленные в один голос заявляли: «Нас взяла артиллерия». Один из них - офицер, еще не пришедший в себя от пережитого потрясения, говорил о том, что во время артогня «...целые батальоны опускались на колени и молились Богу, прося спасения от русской артиллерии».
    В августе 1945 года дивизия прорыва под командованием Попова отличилась в боях против милитаристской Японии. Более 15.000 километров было пройдено соединением своим ходом и по железной дороге. Из них 4.500 километров с боями. Бригады дивизии подавили и уничтожили 2.500 артиллерийских и минометных батарей противника, свыше 3 тысяч станковых и ручных пулеметов, сожгли и подбили тысячу танков и штурмовых орудий, уничтожили 19 складов, 36 штабов, истребили тысячи солдат и офицеров противника.
    В Москве в 80-й школе есть музей легендарной 3-й гвардейской артиллерийской дивизии. Здесь размещены сотни экспонатов, раскрывающих героизм фронтовиков: красочно оформлен стенд боевого пути соединения, размещены письма тех огненных лет, рисунки, схемы. Директор школы Галина Федоровна Бардина постоянно интересуется работой музея, заботится о пополнении его коллекций, поддерживает инициативу энтузиастов педагогов и учащихся в поисковой патриотической работе.
    На видном месте в центре зала - личные вещи комдива Попова: генеральская шинель, фуражка, планшет, вырезки из газет, журналов с его статьями. На полке - несколько книг: «На огневых рубежах», «Живая память» (3-й том), «Эхо суворовских побед». При посещении учениками музея педагоги, члены совета, активные следопыты обстоятельно рассказывают о подвигах гвардейцев-артиллеристов.
    За последние годы 79 юношей, окончивших школу, стали курсантами высших военных заведений.
    С особой теплотой вспоминают они генерал-лейтенанта артиллерии в отставке Степана Ефимовича Попова. В их сердцах запечатлены его выступления на торжественных собраниях, посвященных Дню Победы, праздникам в честь Ракетных войск и артиллерии, российских Вооруженных Сил.
    Вот так живет фронтовик Степан Ефимович Попов. Почти целый век он в строю, продолжает верную службу Отечеству.


    На снимке: С.Е. ПОПОВ (в центре) и его боевые друзья.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker