|
|
Евгений ШАЛЬНЕВ, «Красная звезда». Таджикистан. Фото Олега ДАВЫДОВА. |
Подполковник Сергей Ильчук, командир отдельного танкового батальона, - один из «старожилов» 201-й дивизии. В Таджикистане он с 1995 года. Награжден орденом «За военные заслуги», несколькими медалями, ценными подарками от министра обороны РФ. По словам командира дивизии генерал-майора Валентина Орлова, подполковник Ильчук - один из лучших командиров частей, высококлассный профессионал своего дела, способный в короткие сроки и качественно выполнять самые сложные задачи.
Танкисты вот уже три года подряд занимают первые места в дивизии среди отдельных батальонов. Наверное, так и должно быть, ведь батальон - одна из частей постоянной готовности Российской армии.
При обострении ситуации в республике танкисты во взаимодействии с подразделениями Вооруженных Сил Таджикистана за очень короткий промежуток времени должны взять под охрану несколько объектов повышенной опасности в Душанбе, заблокировать основные дороги, ведущие в столицу.
Понятно, что и отбор сюда строже. И направляют лучших, и укомплектованность 100 процентов. Даже когда кто-то из солдат, прапорщиков или офицеров уезжает в отпуск, вместо него на это время прикомандировывают военнослужащего из другой части. И все стоящие в парке Т-72 загружены полным боекомплектом, находясь в готовности к немедленному применению.
Занятия по вождению, ночные и дневные стрельбы батальона проходят на горном полигоне Ляур в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям.
- На равнине мишени всегда видны полностью, а у нас директриса оборудована с учетом складок местности: прошел, например, танк чуть вперед, за валун, и мишень уже на четверть скрылась. Еще одна особенность - в горах всегда действует «эффект приближения». Это - обман зрения, цель кажется ближе, чем она на самом деле, - поясняет подполковник Сергей Ильчук.
И стреляют наводчики в Ляуре с учетом разреженности воздуха, всегда делая поправку на температуру и ветер, который в горах обычно сильнее. А еще надо уметь, учтя и тип снаряда, и боковой ветер, и износ канала ствола, правильно и соразмерно увеличить поправки на дальность. Есть разница и в том, чем стреляют: штатным снарядом или из «вкладного ствола». Штатным легче из-за его массы, его меньше сносит.
Многому учит своих подчиненных комбат. Например, для экономии ГСМ при обучении вновь прибывших механиков-водителей прямо в парке у одного из танков снимаются гусеницы. Для чего? А очень просто: танк стоит на месте, а водитель тем временем отрабатывает запуск подогревателя, двигателя, а также переключение скоростей, повороты.
- Команды ему подает инструктор по радиостанции, и если, к примеру, механик резко бросит педаль, то видно, как быстро крутится ведущее колесо, - рассказывает об одном из применяемых в батальоне методических приемов подполковник Ильчук.
А стрельбу из зенитного пулемета на полигоне, чтобы экономить моторесурсы и не отвлекать технику на отдельное учебное место, проводят в комплексе, в ходе выполнения упражнений по боевой стрельбе с ходу.
У танкистов этого отдельного батальона - славная боевая история. В Великую Отечественную войну танкисты дошли до Берлина. За мужество и героизм сотни солдат и офицеров были награждены орденами и медалями, воинской части было присвоено почетное наименование Перемышльско-Берлинской, она награждена орденами Красного Знамени и Суворова. А с января 1980-го был Афганистан. И там показали себя, не уронив чести однополчан-фронтовиков. После вывода ограниченного контингента танкисты почти сразу же оказались в центре межнационального конфликта, разгоревшегося в Таджикистане. Тогда их решительные действия в критических ситуациях спасли не одну сотню жизней.
Даже одно появление Т-72 за воротами КПП действовало отрезвляюще. Автору этих строк довелось убедиться в том собственными глазами в феврале 1990 года, когда в Душанбе начались массовые беспорядки. Тогда подстрекаемая экстремистами возбужденная толпа собралась вблизи военного городка. Казалось, еще несколько минут - и они, обкуренные наркотиками, сметая все на своем пути, ринутся в казармы, парки боевых машин, чтобы захватить оружие, технику. Ситуация была критической, ведь в городке находились и эвакуированные семьи военнослужащих. Что сделали бы с ними, можно только предположить. И вдруг распахнулись ворота КПП и из городка, медленно поворачивая башней из стороны в сторону, выехал танк. Остановился. Из люка выпрыгнул офицер, не спеша отмерил примерно 30 шагов перед танком и кирпичом провел жирную черту по асфальту. Обращаясь к толпе, твердым голосом пояснил:
- Если хотя бы один человек перейдет за черту, будем стрелять.
Пошумев еще некоторое время, толпа отхлынула от военного городка.
Разумеется, сегодня ситуация в Таджикистане стабилизировалась, крепнет процесс национального согласия и примирения. Но в том, что он начался, есть немалая заслуга и танкистов этого отдельного батальона российской 201-й мотострелковой дивизии.
В минувшем году в батальоне сменились практически все командиры взводов и рот. Нет, не уволились, не по замене убыли, а на повышение. Здесь же, в 201-й дивизии. Получив замечательную школу организации и проведения занятий, многое переняв у своего комбата в деле воспитания подчиненных. Подполковник Ильчук до поступления в Челябинское танковое училище служил срочную службу, хорошо знает солдатскую психологию, не считает зазорным для себя в неформальной обстановке побеседовать с солдатом или сержантом, узнать его проблемы и заботы. И такой подход воспитывает у других офицеров и прапорщиков. Более того, он не видит ничего зазорного в том, чтобы иногда и самому взять гаечный ключ или отвертку и посмотреть, что же там случилось во внезапно заглохшем двигателе Т-72.
Было бы упрощением считать, что все, что за последние годы в батальоне сделано хорошего, - только заслуга его командира. Да, он направляет, координирует работу, строго спрашивая за выполнение своих приказов. Но при этом не «давит» разумную инициативу, опирается на своих заместителей - начальника штаба майора Вячеслава Болдыгина, заместителя по вооружению капитана Александра Ханжина (до недавнего времени командира роты в этом батальоне), на таких офицеров, как командир танковой роты капитан Владимир Пеньков, недавно назначенный командиром роты старший лейтенант Александр Тихонов, командира разведывательного взвода старшего прапорщика Юрия Лисковецкого и многих других военнослужащих батальона, всех и не перечислить. С особой благодарностью комбат вспоминает «ветеранов». К примеру, командир танка старшина Александр Трифонов и старший механик-водитель старший сержант Игорь Курашов служат здесь с 1992 года, оставшись после окончания срочной службы. «Настоящие профессионалы, специалисты высшей категории, побольше бы таких», - говорит он об этих контрактниках.
Да, хотя батальон считается элитным в дивизии, проблема текучести существует и здесь.
- К нам приходят служить и бывшие подводники, и летчики, и повара. Да, за короткое время мы обучаем их новой специальности. Но в среднем за год до 50 процентов из них по разным причинам увольняются. В основном - из-за денежного содержания, явно не соответствующего тем физическим и психологическим нагрузкам, которые приходится переносить.
Есть еще немало проблем, о которых болит голова у комбата подполковника Сергея Ильчука. Но о них он предпочитает особенно не распространяться: «Наш батальон - нам и решать эти проблемы».
На снимке: подполковник Сергей ИЛЬЧУК.
|