|
|
Петр АЛТУНИН, «Красная звезда». Фото Сергея ПЯТАКОВА и Юрия ПИРОГОВА. |
Центральный военный клинический госпиталь имени А. А. Вишневского сравнительно молод - ему еще нет и 35 лет. Но авторитет его растет из года в год. Здесь сказывается пристальное внимание к госпиталю со стороны Минобороны, ГВМУ, но, безусловно, главная заслуга в этом самого коллектива во главе с доктором медицинских наук генерал-майором медицинской службы Юрием Викторовичем Немытиным, возглавляющим госпиталь уже 8 лет. За это время открыты два новых корпуса на 600 мест, созданы новые и получили дальнейшее развитие центры: кардиологический, восстановительной и пластической хирургии, урологический, проктологический, анестезиологии и реанимации и другие. Они оснащены современным оборудованием, в том числе новейшими компьютерными томографами, здесь успешно проводятся сложнейшие операции, к примеру по аортокоронарному шунтированию.
Но мне хочется рассказать о том, как в госпитале заботятся о возвращении в строй солдат и офицеров, получивших тяжелые ранения в Чечне.
- Это главнейший приоритет в нашей работе, - говорит генерал-майор Немытин. - Ведь почти все раненые - молодые люди, которые не щадят себя, своей жизни, защищая интересы России. Наши врачи, особенно хирурги, денно и нощно с ними... Во вторую чеченскую кампанию через наш госпиталь прошло 708 человек - и ни одного летального исхода. Из этого числа 33 процента с сочетанными ранениями - поражены три и более органов, 21 процент - с ранением головы и позвоночника, 4 - с поражением клапанного аппарата сердца, 36 процентов раненых нуждались в повторных операциях.
Юрий Викторович не заглядывает в бумажку, когда называет цифры. Вся статистика у него в голове. Но лучше всего о характере и эффективности работы с ранеными расскажут судьбы некоторых воинов, воевавших в Чечне.
...Старший лейтенант Александр Соловьев - представитель одной из тех воинских профессий, на которых с самого начала держалась контртеррористическая операция в Чечне, - общевойсковой тактической разведки. В конце лета 1999 года 23-летний лейтенант, командир взвода, вместе со своей десантной ротой был переброшен из Нижнего Новгорода сначала в Ставрополь, а потом в Чечню.
- Я и мои подчиненные, 10 человек, - рассказывает он, - пол-Чечни на животах проползли. Поиски, налеты, засады - даже привыкли к этому. Вначале и потерь не было, разве что мелкие ранения. Зато в самашкинском лесу попали в переплет. Предстояло подтвердить результаты артиллерийского налета. В очередной раз скрытно выдвинулись, сделали, что надо, и стали отходить, чтобы сообщить свежие данные, но попали в засаду. Рванулись в сторону, тут и напоролись на фугас, как потом выяснилось, начиненный стальными шариками и гвоздями. Я, оглушенный, потерял сознание и только смутно слышу: «Потерпите, мы вас вытащим». Спустя 20 минут меня погрузили в БТР. Под Урус-Мартаном в палаточном медпункте хирург долго снимал сапоги, разрезал их на куски, вытаскивал осколки из ног, рук, лица - я тогда почти ничего не видел... Наконец услышал: «Ну, Саша, ты второй раз родился».
А потом - по медицинским этапам: Моздок, Владикавказ, Самара. Операции следовали одна за другой.
- Там, в Самаре, грамотно наложили аппарат Илизарова, - продолжает Александр, - а то с ногой пришлось бы расстаться. Правда, кисть руки ампутировали. Спасибо хирургу полковнику Федошенко Михаилу Михайловичу, он так много для меня сделал. Побывал я и в госпитале имени Бурденко - там удалили осколок из глаза. И вот с 15 мая - здесь, в 24-м отделении.
24-е - это отделение реконструктивной и пластической хирургии с микрохирургией, которое возглавляет молодой и талантливый хирург, доктор медицинских наук подполковник м/с Алексей Борисович Столярж, человек большой работоспособности и беспрестанного научного поиска. Как хирург, он взял для себя все лучшее здесь, в «Вишневском», побывал на стажировках в Германии, США. Он и его сподвижники-хирурги подполковник м/с Александр Куленков, майор м/с Игорь Бузель, Елена Галина сегодня лечат и выхаживают 25 раненых воинов, а за обе чеченские кампании через их руки прошло 280 человек. Их подопечным стал и Александр Соловьев.
- Поработать с ним довелось не только нашему отделению, - рассказывает Алексей Борисович, - но и всему центру восстановительной и пластической хирургии (кстати, единственному в Вооруженных Силах), его начальнику и, можно сказать, основателю кандидату медицинских наук полковнику м/с Виктору Васильевичу Кузину. Занимались с ним врачи и пластической, и эстетической хирургии, и ортопеды. Использовали возможности, которых нет у госпиталей, где он раньше побывал. Всего было проведено 10 операций. Потом ходатайствовали перед начальником госпиталя, а он нашел спонсоров, и отправили Александра в Германию. Там ему сделали протез вместо удаленной кисти стоимостью 10 тысяч долларов...
Александр Соловьев ходить уже научился. «Скоро бегать начну, - говорит он, - а протез руки просто чудо». Пальцы действительно слушаются импульсов, которые идут от головного мозга, могут удерживать вес до 40 килограммов...
Конечно, военнослужащим, чтобы вынести все превратности судьбы после ранения, требуется немало мужества. Поэтому в госпитале имени Вишневского стараются всячески поддерживать их психологический тонус. Здесь есть и психотерапевты, психологи, но наибольшее эмоциональное воздействие оказывают командование госпиталя, врачи, медсестры. Несколько лет тому назад для приезжающих к раненым матерей, жен создано общежитие. Родственники бесплатно питаются, оказывается им и медицинская помощь. Не забывают и о бойцах. Правительства Москвы и Московской области к каждому празднику привозят подарки от «Союза семей военнослужащих». Солдат, кто этого желает, обеспечивают различными учебниками.
Так было и у Александра Соловьева. В Самару в госпиталь к нему из Сибири приезжали и мама, и невеста. Мама была рядом с сыном и в госпитале имени Бурденко. Более того, ему, поступившему на заочные юридические курсы университета (преподаватели в госпитале читали лекции для 15 раненых офицеров и солдат), она помогала изучать необходимую литературу. А когда Александра перевели в госпиталь имени Вишневского, ездила в прежний госпиталь на лекции и потом перечитывала их для сына. Недавно у Саши прямо в госпитале приняли экзамены, и он получил диплом о среднем юридическом образовании.
- Теперь мечтаю об институте, - говорит Александр.
Много схожего в судьбе капитана Георгия Касабиева. Командуя ротой в Чечне, он вытаскивал солдата, подорвавшегося на мине. В этот момент осколком снаряда ему раздробило правую кисть, повредило стопу и глаз. Поначалу Георгий впал в депрессию. Но рядом были врачи, сестры, заместитель начальника госпиталя по воспитательной работе Сергей Пикурин. Связались с домом офицера. Оставив ребенка у родителей, приехала жена, им предоставили отдельную палату.
Офицеру сделали шесть операций на кисти, трансплантировали ткань, сшили сосуды, вместо стопы поставили импортный протез. Капитан Касабиев начинал военную службу суворовцем и не представлял себя без армии. Его поддержало руководство госпиталя: направили письмо на имя министра обороны, подключили начальника Главного управления воспитательной работы генерал-полковника Виталия Азарова, и приказ состоялся: Касабиев - ныне помощник начальника штаба в воинской части.
Капитан Григорий Матюшев поступил в 24-е отделение, как записано в эпикризе, с «обширным разрушением ткани на голени, дефектом большой берцовой кости» - стопа уцелела на единственном нервном пучке. Хорошо, что хирурги в полевом госпитале стопу не ампутировали. Это дало возможность Алексею Столяржу и его помощникам-микрохирургам посредством двух (трех- и девятичасовой) операций спасти ногу офицеру-спортсмену. Сейчас он ходит с палочкой, разрабатывает ногу. Скоро палочка будет не нужна... Так же, как и Александр Соловьев, он награжден орденом Мужества.
К названным мною врачам-кудесникам можно прибавить хирургов высокого класса Николая Гомолку, Геннадия Антонова, Виктора Мартынова, Сергея Чуба и многих других. Они занимаются сложнейшей, поистине ювелирной работой день за днем, месяц за месяцем. В последнее время раненых становится меньше, но и с теми, что заполняют госпитальные палаты, еще много проблем. Эта работа сродни боевым будням Великой Отечественной войны. Ведь и военным врачам госпиталя тоже пришлось повоевать: больше половины из них прошли Афганистан, Приднестровье, Абхазию, участвовали в ликвидации последствий Чернобыльской аварии, землетрясения в Ереване... У большинства за спиной нелегкая служба в дальних гарнизонах, на подводных лодках.
То же можно сказать и о руководителях госпиталя: предшественник нынешнего начальника - народный врач СССР генерал-майор медслужбы Юрий Глухов - участник Великой Отечественной войны и блестящий хирург-уролог. Часто можно увидеть за операционным столом и Юрия Немытина, в прошлом начальника медицинской службы 40-й армии в Афганистане. И он не только оперирует по своей профессии хирурга-«полостника», но и участвует в операциях сосудистого профиля. Настоящие профессионалы заместители начальника госпиталя заслуженный врач России, кандидат медицинских наук полковник медслужбы Иван Бровко, кандидат медицинских наук Сергей Пикурин, главный хирург госпиталя, доктор, профессор полковник медслужбы Валерий Зуев и многие другие. Они не только движимы стремлением излечить больного, но всегда живут состраданием к нему как к своему боевому товарищу.
На снимках: микрохирурги подполковник м/с Алексей СТОЛЯРЖ, Елена ГАЛИНА, подполковник м/с Александр КУЛЕНКОВ; идет операция.
|