на главную страницу

2 марта 2001 года

Армия и общество

Пятница

Дальний Восток будет процветать

Так считает первый заместитель полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Трегубов

Беседовал Дмитрий КАРПОВ,
«Красная звезда».



    Не может быть хорошо в армии и трудно в стране и наоборот. Эти понятия взаимосвязаны. В корне проблемы - тяжелое финансовое и материальное положение, недостаточность обеспечения силовых ведомств. Сюда же можно отнести незавершенность процесса реформирования всей военной структуры государства. Так много говорилось еще недавно, при прежнем руководстве, что реформы идут во всю, а оказалось, что они так и остались в незавершенном виде. Сыграло свою роль разрушение механизма воспитательного и идеологического воздействия, причем не только на военнослужащих, но и на общество в целом.

    - Виктор Андреевич, вы, как и многие другие высшие должностные лица администрации Дальневосточного федерального округа, бывший военнослужащий. Чем бы вы объяснили приход военных во власть?
    - На мой взгляд, в этом нет ничего удивительного. Константин Борисович Пуликовский – бывший генерал, который формировал команду в условиях, когда еще не было ни аппарата, ни сотрудников. Понятно, что ему надо было на кого-то опереться и лучше всего – на единомышленников, обладающих государственным подходом к решению проблем, стремлением к наведению порядка в стране и, что еще немаловажно, дисциплинированностью, работоспособностью. Наверное, это было правильным решением - история не единожды свидетельствовала, что в самые драматические моменты Россию нередко спасали офицеры.
    - Как вы, председатель комиссии полномочного представителя Президента РФ по военной безопасности, можете охарактеризовать положение дел в силовых структурах региона? Какова динамика в этой сфере?
    - Не может быть хорошо в армии и трудно в стране и наоборот. Эти понятия взаимосвязаны. В корне проблемы - тяжелое финансовое и материальное положение, недостаточность обеспечения силовых ведомств. Сюда же можно отнести незавершенность процесса реформирования всей военной структуры государства. Так много говорилось еще недавно, при прежнем руководстве, что реформы идут во всю, а оказалось, что они так и остались в незавершенном виде. Сыграло свою роль разрушение механизма воспитательного и идеологического воздействия, причем не только на военнослужащих, но и на общество в целом.
    Что касается динамики, позитивных сдвигов, то они налицо: принимаются достаточно серьезные меры по оптимизации структуры силовых ведомств, по улучшению финансового и материально-технического обеспечения войск. В бюджет 2001 года заложены средства значительно большие, чем в предыдущем. Это даст возможность армии в какой-то степени рассчитаться с долгами перед поставщиками. Немаловажное значение имеет повышение уровня материального обеспечения военнослужащих.
    Пожалуй, впервые в новейшей истории России глава государства уделяет столько внимания военным вопросам. Посмотрите, как последовательно решаются текущие проблемы армии, как активизировались структуры, которые занимаются военно-патриотическим воспитанием молодежи. Все это служит предпосылками для повышения общего престижа военной службы. Думаю, со временем, пусть не завтра и не послезавтра, но все станет на свои места.
    - Еще совсем недавно дальневосточные субъекты Федерации лихорадило из-за несоответствия местных нормативных актов федеральным законам, в том числе в отношении военнослужащих. Можно ли утверждать, что «война законов» окончена?
    - Законодательство зачастую не соблюдалось не только в отношении военнослужащих, но и всех граждан. Полгода назад эти разночтения начали активно устраняться, в том числе и по отношению к военным. Но этот процесс еще далеко не закончен.
    - Механизм раскручен - идет работа в органах прокуратуры и юстиции, в судах, администрациях субъектов Федерации, в местных законодательных органах. После приведения в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством законодательства субъектов Федерации начнется работа с нормативными правовыми актами муниципальных образований, далее последуют акты хозяйствующих субъектов и организаций. Прибавим сюда юридическую экспертизу принимающихся нормативных правовых актов, различных поправок. Работы по поддержанию единого правового поля в масштабах страны еще достаточно много. Главное – сделать этот процесс необратимым.
    - Понятие экономическая безопасность в нашем лексиконе достаточно новое. Что вы в него вкладываете и какие первые шаги запланировано предпринять в этом направлении?
    - Это целый комплекс экономических, геополитических, экологических, финансовых, природно-ресурсных и других мероприятий, которые обеспечивают подавление угроз стабильности и устойчивости развития государства. Они должны обеспечить выживание страны в условиях экономического кризиса и ее защиту в области ресурсного потенциала, создать иммунитет внутри страны против внешних дестабилизирующих факторов, поддержать и повысить конкурентоспособность страны на мировых рынках, обеспечить независимость ее финансовой сферы. Все эти вопросы недавно обсуждались на совещании по экономической безопасности Дальневосточного федерального округа.
    Мы достаточно четко определили перечень наиболее актуальных для нашей территории угроз. Прежде всего, это проблемы бюджетных и имущественных отношений, недостаточные налоговые поступления, рост контрабанды, миграционные процессы, незаконный вывоз за рубеж товарно-сырьевых ресурсов, особенно рыбных.
    - Чему вы отдаете приоритет в борьбе с криминальными группировками и коррупцией в экономической области – нормативным рычагам в сфере хозяйствования или оперативной работе?
    - В этом деле должны принимать участие все государственные структуры и применять те рычаги и механизмы, которые для каждой предусмотрены законом.
    Если брать лишь одну сторону - оперативную или законодательную, должного эффекта не получится. Это должен быть целый комплекс мер оперативного, законотворческого и административного характера плюс мощные экономические рычаги.
    - Одна из болевых точек Дальнего Востока - Приморье. Можно ли было предусмотреть там энергетический кризис и не повторится ли это впредь? Какие выводы будут сделаны?
    - Они уже делаются. Можно, конечно, на уровне края утверждать, что виновато РАО ЕЭС, Минтопэнерго. Но что-то необходимо было делать и руководству края, а не только ссылаться на то, что Москва дала денег меньше, чем было нужно. Хотя и это неправда. Центр в прошедшем году дал денег Приморью на 300 миллионов рублей больше, чем планировалось. А налогов собрано лишь две трети от запланированного в крае. Откуда же возьмутся средства на закупку топлива, подготовку жилищно-коммунального хозяйства к зиме? Меры по предотвращению складывающейся ситуации также начали приниматься с опозданием.
    Поэтому подача в отставку высших должностных лиц администрации Приморского края во многом закономерна. Сейчас не без помощи аппарата полномочного представителя Президента РФ оптимизируется управленческая структура края, разрабатывается план подготовки коммунального хозяйства к следующей зиме, срочно дорабатывается бюджет на текущий год, который до сих пор не принят. Что касается последнего, то это наиболее яркий отрицательный пример хозяйствования, откуда и проистекают многие беды. Скоро зима закончится, а в Кавалерово, Артеме, Хасанском р-не, в Новошахтинске еще тепла не видели. Думаю, такое имело место в последний раз.
    - Каковы перспективы сотрудничества российского Дальнего Востока со странами Азиатско-Тихоокеанского региона? Уместно ли сегодня говорить о выходе дальневосточных субъектов на самодостаточность?
    - Будущее России в сфере международных экономических отношений немыслимо без ее интеграции в систему мирохозяйственных связей. Нам сегодня как никогда необходимы благоприятные условия для формирования в стране экономики рыночного типа - сведение к минимуму экономических рисков, формирование справедливой международной торговой системы при полноправном участии России, расширение отечественного экспорта, привлечение иностранных инвестиций. Все это целиком относится и к Дальнему Востоку, где расположены крупнейшие торговые партнеры России - Китай, Япония, Южная Корея, Соединенные Штаты Америки.
    Решение всех этих задач немыслимо лишь на самом высоком межгосударственном уровне. Здесь обязательно должны работать и межрегиональные связи, например на уровне ассоциации Дальний Восток и Забайкалье.
    Для нашего региона очень важно привлечение инвестиций. Уже сейчас в экономику Якутии из Японии привлечены средства, исчисляемые в 60 миллионов долларов. Китайская сторона также готова развивать инвестирование на региональном уровне. Перспективы есть.
    Но есть и проблемы, которые тормозят этот процесс. В первую очередь – слабая юридическая защищенность субъектов внешнеэкономической деятельности. Участники внешнеэкономических связей зачастую не знают законов страны пребывания. Кроме того, существует немало вопросов, касающихся таможенных отношений, тарифов, налогооблагаемой базы. Чтобы внешний рынок активно развивался, его необходимо поставить в цивилизованные рамки.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker