на главную страницу

2 марта 2001 года

Россия и мир

Пятница

Реликт эпохи противостояния

В Пентагоне по-прежнему существуют планы ведения ядерной войны

Владимир ЛЮБЕЦКИЙ.



    Новой администрации Дж. Буша, несомненно, еще предстоит ясно обозначить приоритеты в области ядерной стратегии, однако уже сейчас очевидно, что этот вопрос станет одной из первостепенных проблем политики национальной безопасности США. Еще будучи кандидатом в президенты, Буш-младший заявил: «Став президентом, я поставлю задачу министру обороны провести тщательный анализ состояния наших ядерных сил». Наблюдатели отмечают, что стремление нового президента США знать возможности ядерного потенциала страны неразрывно связано с планами Вашингтона развернуть национальную систему противоракетной обороны. Ибо меч - ядерное оружие и прикрывающий его щит - противоракетная оборона являются составляющими, причем одними из главных, внешней политики Вашингтона, направленной на установление однополюсного мира во главе с США.

    Более того, в США до сих пор действует план ведения ядерной войны. Как известно, в Пентагоне, а точнее в Объединенном стратегическом командовании (ОСК), периодически разрабатывается Единый интегрированный оперативный план (SIOP - СИОП). СИОП представляет собой план ведения ядерной войны, где рассматриваются различные сценарии и варианты поражения объектов противника с помощью ядерного оружия. В 1986 году он предусматривал порядка 16.000 различных целей, прежде всего на территории Советского Союза. В дальнейшем по мере продвижения по пути сокращения стратегических вооружений и улучшения российско-американских отношений американцы не раз пересматривали список целей в сторону уменьшения. Претерпевал план и качественные изменения.
    Итогом стал очередной СИОП, введенный в действие Пентагоном в октябре 1999 года. Он примечателен тем, что явился кульминационным пунктом в переосмыслении всей системы ядерного планирования США, продолжавшегося около 10 лет. Главной задачей преобразования ядерного планирования Вашингтона было приспособление его к новой ситуации в мире, сложившейся после окончания «холодной войны». Это выражалось прежде всего в увеличении количества целей в Китае и странах третьего мира, обладающих оружием массового уничтожения (ОМУ). Американцы поставили перед собой задачу трансформировать массивную, неповоротливую ядерную машину, направленную только в одну сторону - против Советского Союза, для обеспечения «гибкого, сбалансированного сдерживания широкого круга угроз, исходящих от некоторых стран третьего мира, обладающих ОМУ или средствами их доставки и являющихся потенциальными противниками Вашингтона в региональных конфликтах». По образному выражению независимого военного аналитика Х. Кристенсена, с точки зрения перспектив ядерного планирования мир эволюционирует от состояния «много оружия» к ситуации «много целей».
    К 2000 году, по сообщениям американской печати, в списке целей оказалось примерно 2.260 объектов на территории России, разделенных на четыре традиционные категории: ядерные объекты (1.100), обычные вооруженные силы (500), руководство страны (160), военно-промышленный комплекс (500). По сведениям американских аналитиков, СИОП содержит 65 вариантов ограниченных ядерных ударов по России, к реализации каждого из которых планируется привлечь от 2 до 120 боезарядов, а также несколько вариантов массированных ударов, наименьший из которых предусматривает применение более 1.000 американских стратегических боезарядов по ядерному комплексу России. Кроме того, в плане СИОП имеются несколько сотен целей в Китае, Иране, Ираке и КНДР. Именно за счет этого, по мнению Б. Блэйра, бывшего офицера ОСК, не понаслышке знакомого с механизмом ядерного планирования, общее число объектов ядерного нацеливания увеличилось с 1997 года с 2.500 до 3.000.
    Теперь проведем несложные математические вычисления. Американские стратегические установки требуют обеспечения нанесения 80-процентного уровня ущерба «жизненно важным целям» (которые и входят в план СИОП). Таким образом, для выполнения этой задачи потребуется доставить к цели порядка 2.400 боеголовок, которые, естественно, должны быть в постоянной боевой готовности. В свою очередь, чтобы достигнуть этого, требуется еще более высокий уровень ядерных вооружений, так как не все ядерные средства в каждый отдельный момент находятся в необходимой степени готовности.
    Таким образом, очевидно, что стремление Вашингтона распространить ядерное сдерживание не только на Россию, но и на страны, стремящиеся к обладанию ОМУ, может привести к торпедированию процесса дальнейших сокращений ядерных арсеналов. Дело в том, что параметры будущих сокращений, 2.000 - 2.500 ядерных боезарядов, а уж тем более уровень, предложенный Россией, - 1.500, просто не позволят американцам в рамках существующего плана СИОП поразить все «жизненно важные» цели. Поэтому, прежде чем пойти на дальнейшее сокращение ядерных вооружений, Вашингтон должен пересмотреть положения СИОП. На практике же это означает, что во внешней политике Белого дома, направленной на установление однополюсного мира во главе с США, будет значительно уменьшена ядерная составляющая. На что в Вашингтоне вряд ли пойдут.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker