на главную страницу

6 марта 2001 года

Оружие России

Вторник

Рев «Пермских моторов»

услышали в Росавиакосмосе

Андрей ГАРАВСКИЙ.



пермскими моторами оснащены не только самолеты военно-транспортной авиации, но и самолет №1 России - президентский лайнер     Государство сегодня пытается активизировать свое влияние и восстановить управляемость на стратегически важных предприятиях отечественного высокотехнологичного комплекса, которые в свое время были им же отпущены в «свободное плаванье». Реформы последнего десятилетия пагубно сказались на некогда бывших индустриальных лидерах: на многих из них разбазарены активы и ликвиды, бесконечной чередой идут суды и банкротства, происходит масштабное свертывание производства военной и гражданской техники. Так, например, по данным Российского авиационно-космического агентства, из 320 авиационных предприятий 140 реорганизованы таким образом, что в них или нет влияния государства, или оно минимально. Отметим, что речь идет о грандах российского авиастроения, таких как Ростовский вертолетный завод, «Пермские моторы», «Авиастар» и другие. По всей видимости, такое положение не устраивает нынешнее руководство страны. Чтобы сохранить стратегически важные для России производства, нужно увеличивать государственный пакет акций на них минимум до блокирующего, а лучше до контрольного. Одна из таких попыток, предпринятая Росавиакосмосом в отношении ОАО «Пермские моторы», вызвала неоднозначную реакцию в различных кругах. Почему?

    Предыстория здесь такова. В 2000 году на «Пермских моторах» появилась совместная с американской двигателестроительной компанией «Пратт Уитни» перспективная экспортная программа по поставке около двухсот газотурбинных установок на базе двигателя ПС-90А, которые предполагается продавать в страны Центральной и Южной Америки. Поскольку вывоз отечественных авиадвигателей попадает под соответствующие ограничения, акционеры компании обратились к Правительству РФ с просьбой выдать холдингу лицензию на экспорт интеллектуальной собственности, в частности, двигателя ПС-90А. Но государство предложило холдингу решить вопрос комплексно, заявив, что и у него, в свою очередь, есть интерес в увеличении влияния на этом предприятии.
    26 декабря прошлого года состоялось совещание у вице-премьера Правительства РФ Ильи Клебанова, на следующий день после которого было подписано соглашение между Росавиакосмосом и «Холдинговой компанией «Интеррос» о сотрудничестве в сфере развития Пермского моторостроительного комплекса (ПМК). Для справки: ПМК представляет собой группу ведущих предприятий - разработчиков и производителей авиационно-космического и промышленного двигателестроения, основу которой составляют ОАО «Авиадвигатель», «Пермские моторы», а также более 30 дочерних организаций. Илья Клебанов одобрил идею соглашения и поручил ряду федеральных министерств и ведомств в двухмесячный срок подготовить свои заключения по этому поводу.
    Соглашение предусматривает реструктуризацию ПМК, которая будет заключаться в передаче в федеральную собственность пакета в 37,2 процента акций холдинга «Пермские моторы» в счет полного погашения задолженности перед Пенсионным фондом РФ в 479,35 млн. рублей, из которых 391,96 млн. рублей пени и штрафы. По условиям соглашения в «Пермские моторы» «Интерросом» будут переданы права собственности и пакеты акций АО «Пермский моторный завод», «Протон-ПМ», «Авиадвигатель» не ниже блокирующего (25 процентов плюс одна акция).
    Таким образом, государственный пакет акций в ОАО «Пермские моторы» в сумме составит 51 процент (сегодня у него 14,25 процента). То есть на момент сделки этот холдинг будет обладать стопроцентным контрольным либо блокирующим пакетом акций всех дочерних компаний и всех основных производств. Кстати, «Интеррос» уже сейчас активно ведет работы по передаче соответствующих акций на «Пермские моторы». Согласно этому же соглашению, в собственность ОАО «Пермские моторы», которое уже будет управляться государством, переходят исключительные права на использование результатов интеллектуальной деятельности по авиационным двигателям ПС-90А и Д-30, включая их модификации.
    Как уже говорилось выше, этот проект понравился не всем. Сразу же в ряде центральных газет появились публикации, утверждающие, что государству пытаются всучить в лице «Пермских моторов» пустышку, активы из которой уже давно выведены. Авторы этих статей будто «забыли» прочитать соглашение, где черным по белому написано, что будут иметь «Пермские моторы» в случае совершения сделки.
    Заставляет задуматься и позиция, занятая заинтересованными ведомствами. Так, заместитель министра имущественных отношений РФ Сергей Моложавый «категорически против того, чтобы государство приобретало влияние на предприятиях за счет списывания их долгов в бюджет и негосударственные фонды». Хотя в официальной позиции Мингосимущества сказано, что проведение подобных сделок в принципе возможно, но для этого нужно отработать специальную схему. Против сделки выступает и Пенсионный фонд РФ, которому разрешено получать платежи либо живыми деньгами, либо своими же векселями, которые должник должен выкупить и принести в зачет. Естественно, другие схемы выплаты задолженностей ему не выгодны. Его официальная позиция заключается в том, что государство не имеет права списывать долги перед негосударственным фондом.
    Остальные ведомства придерживаются нейтральной позиции, что объясняется, скорее всего, принципиальной новизной применяемой в данном случае схемы - когда долги во внебюджетный, в частности Пенсионный фонд, будут списаны по взаимозачету через передачу акций. Поэтому они предпочитают перестраховаться и выждать, куда склонится чаша весов. Хотя, к слову, существует юридическая конструкция, которая позволяет провести данную сделку. Статья № 59 налогового кодекса РФ прямо говорит, что налоговая задолженность может быть признана безнадежной по основаниям экономического, социально или юридического характера и в порядке, установленном Правительством РФ, списанной с предприятия.
    Впрочем, у предложенного варианта «акции за долги» немало и сторонников. Среди них и заместитель председателя комитета Госдумы по собственности Николай Арефьев, который убежден, что «нужно использовать любую возможность получить недостающие до блокирующего пакета акции таких предприятий, в том числе и за долги предприятия в бюджет и внебюджетные фонды». По его словам, он вносил два законопроекта по этому поводу, а недавно внес поправку в совет Госдумы с тем, чтобы дать возможность предприятию расплачиваться за долги своими акциями, в том числе и стратегически важным предприятиям. Николай Арефьев считает, что кто-то, видимо, хочет распродать все. «Я вносил законопроект о реструктуризации задолженности предприятий, - продолжает зампредкомитета, - который как раз и предусматривал изъятие акций либо имущества предприятий в пользу государства за долги. Не прошло. Затем о финансовом оздоровлении - не прошло. И сейчас делаю третью попытку - вношу поправку в закон, которая позволит предприятию расплачиваться за долги своими акциями, в том числе и с государством, и избегать банкротства. Пока воз и ныне там, хотя схема «акции за долги» выгодна для государства и предприятия».
    Высказал свою позицию и глава Росавиакосмоса Юрий Коптев, которого попросили прокомментировать ситуацию: «На «Пермских моторах» сегодня сложилась совершенно неприемлемая ситуация, которая состоит в том, что у государства нет блокирующего пакета акций. Росавиакосмос, как представитель государства, крайне заинтересован в усилении своего влияния на двух заводах этого холдинга – ОАО «Пермский моторный завод», производящем авиадвигатели ПС-90А для гражданской и военно-транспортной авиации, и завод «Протон», где делаются двигатели для РН «Протон» и где будут делаться двигатели для РН «Ангара». К сожалению, на этих стратегически важных для страны двух дочерних предприятиях «Пермских моторов» доля государства явно недостаточна».
    По мнению Ю. Коптева, весь Пермский моторостроительный комплекс чрезвычайно важен для государства. Здесь надо развивать такие программы, как двигатели четвертого поколения для гражданской и военно-транспортной авиации, ракетные двигатели для РН «Протон» и «Протон-М» и программу создания станций для перекачки газа на базе двигателей ПС-90А по заказу «Газпрома». Но для этого руководство Росавиакосмоса считает необходимым холдинг «ПМ» укрупнить путем ввода в него НПО «Искра».
    Самое главное состоит в том, что в результате выполнения соглашения государство получит в каждом из этих предприятий, имеются в виду только «дочки» - завод «Протон ПМ» и «Пермский моторный завод», 25 процентов акций плюс одна, то есть блокирующий пакет акций, в результате чего государство сможет влиять на ситуацию на этих заводах.
    - Сегодня, когда неконструктивно критикуют наше предложение, - продолжает свою мысль Юрий Николаевич, - я спрашиваю, а чего вы хотите? Вас устраивает сегодняшняя ситуация, когда стратегически важные для экономики страны предприятия становятся неуправляемыми? Представляете - на двух ключевых предприятиях государство вообще сейчас никоим образом не может влиять на ситуацию. Чего там завтра произойдет, совершенно никто не знает. А предлагается схема, в результате которой в управляющей компании будет контрольный пакет (50 % плюс 1 акция), а на двух основных дочерних предприятиях будет блокирующий пакет (25 % плюс 1 акция). Государство от этого только выиграет.
    Где же выход из сложившейся ситуации? Действительно, государство кровно заинтересованно в усилении своего влияния в Пермском моторостроительном комплексе. Ведь именно с «Пермских моторов», а точнее, с КБ «Авиадвигатель» начиналась история отечественного авиадвигателестроения. Практически все двигатели, на которых летает сейчас наша гражданская авиация, были спроектированы здесь. Еще один плюс «Пермских моторов» - нахождение на одной площадке КБ и серийного завода. Например, для создания авиадвигателя необходимо от 4 до 10 лет в зависимости от сложности. Чтобы запустить его в серию - еще как минимум три года. На «Пермских моторах» есть уникальная возможность за 6 лет доводить двигатель от чистого листа ватмана до серийного производства, так как сразу же после госприемки его можно пускать в серию. Сохранена в холдинге конструкторская и инженерная школы, средний возраст работников составляет 40 лет, что для стремительно стареющей российской «оборонки» явление исключительное. Большинство проектов, которые ведутся здесь, никакое другое предприятие просто не потянет. При этом отметим, что в интересах Вооруженных Сил здесь ведутся работы по переоснащению самолетов военно-транспортной авиации Ил-76 современными двигателями ПС-90А. Здесь же создается двигатель для истребителя пятого поколения.
    С другой стороны, и над «Пермскими моторами» повис дамоклов меч банкротства. А на сегодняшний день в холдинге работает около 16 тысяч человек. Если Пенсионный фонд, как кредитор, подаст иск о банкротстве, большинство этих, отметим, высококвалифицированных специалистов станут безработными, предприятие просто развалится. Примеров тому много, вспомните хотя бы «знаменитые» банкротства Московского вертолетного завода.
    Вывод из всего вышесказанного, думается, напрашивается один - сделка «акции за долги» имеет здравый смысл, тем более если она взаимовыгодна обеим сторонам. Поэтому чтобы не оказаться в очередной раз у разбитого корыта, необходимо еще раз обсудить ее условия, если потребуется, внести соответствующие изменения в законодательство РФ и все-таки попытаться провести первую сделку такого рода.


    P.S. Согласно последней информации, поступившей в редакцию, вице-премьер Правительства РФ Илья Клебанов заявил, что исходя из полученных от соответствующих министерств и ведомств согласований сделка может быть осуществлена, вопрос заключается только в выработке всех устраивающей схемы ее проведения, на что правительство дает месячный срок.

    На снимке: пермскими моторами оснащены не только самолеты военно-транспортной авиации, но и самолет №1 России - президентский лайнер.

Назад

Другие статьи этого раздела

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker