|
|
Наби НАБИЕВ, «Красная звезда». Фото Рамазана ЛАЧКУЕВА. |
Без малого тридцать лет военной службы за плечами начальника штаба 58-й армии генерал-майора Валерия Герасимова. Три из них он служит в прославленном объединении. Это о нем авторы документального фильма «Настоящая война» во время боев в Комсомольском метко сказали: «Герасимов - генерал от кончиков пальцев до самой последней пуговицы»...
ЕЩЕ в детстве он твердо решил стать военным. Интерес к армии пробуждали рассказы дяди-фронтовика, бывшего командира танковой роты. Мальчишкой зачитывался книгами Константина Симонова. Сегодня генерал с улыбкой вспоминает, как после четвертого класса отец направил его документы в Казанское суворовское военное училище. И в это как раз время суворовские были переведены на двухлетнее обучение. Четыре года ожидания, впрочем, только укрепили в подростке желание добиться своего.
С отличием окончив суворовское, с золотой медалью танковое, молодой офицер начал службу в Северной группе войск. Затем судьба забросила его на Дальний Восток. Желание постоянно совершенствоваться, не останавливаться на достигнутом подтолкнуло командира танкового батальона поступить в Военную академию бронетанковых войск им. Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского.
В 1987 году после окончания академии с отличием Валерий Герасимов попадает служить в Прибалтийский военный округ. Здесь он прошел очередные ступени командирского становления: от начальника штаба полка до командира мотострелковой дивизии. Дело как раз шло к развалу Союза. Это были не лучшие годы для Вооруженных Сил. Герасимову пришлось приложить неимоверные усилия, чтобы в 1994 году безболезненно вывести соединение в Смоленскую область - можно сказать, на пустое место. Высокие организаторские способности полковника Герасимова по достоинству оценил тогдашний министр обороны страны. Было принято решение направить офицера на учебу в Академию Генерального штаба. Он и это учебное заведение окончил с отличием.
ЛЕГКИХ путей Валерий Васильевич никогда не искал. Хорошо зная о сложной обстановке на Северном Кавказе, выбрал общевойсковую 58-ю. Проблем в самой крупной общевойсковой армии России было хоть отбавляй - по нескольку месяцев замкомандарма безвылазно пропадал в буйнакской мотострелковой бригаде.
- Тогда в Дагестане была наиболее сложная обстановка, - рассказывает генерал. - Я был везде, в деталях знал, что делается на административной границе с Чечней, где стояли наши взводные опорные пункты. Иллюзий ни у кого не было: чеченский нарыв в конце концов лопнет...
В это время 58-ю армию возглавил генерал Владимир Шаманов, а Герасимов был назначен начальником штаба армии. Именно он обеспечивал воюющие в Дагестане части всем необходимым, занимался допоставкой личного состава, материальных средств, вопросами боевой подготовки.
Герасимов - человек дела. Такого понятия, как мелочи, для него просто не существует. О своих боевых заслугах рассказывать не любит, считает это популизмом. У меня была возможность видеть его в разных ситуациях, порой экстремальных. К примеру, во время ввода войск на территорию Ингушетии и установления вокруг Чечни санитарной зоны. В том, что не было эксцессов, прямая заслуга и начштаба.
ВОЗНИКАЛИ ситуации, можно сказать, и закритические. Вооруженные до зубов бандиты превратили Бамут в неприступную крепость: активно использовали шахты бывшей дивизии РВСН, к жилым домам прорыли подземные ходы, а в бетонных подвалах создали дополнительные укрытия от ударов артиллерии. Горная местность, покрытая «зеленкой», также играла на руку боевикам.
Генерал-майору Валерию Герасимову было поручено руководить действиями наших войск на Бамутском направлении. Во время работы на местности бронегруппа, возглавляемая Валерием Васильевичем, попала в засаду. Колонну в упор стали расстреливать из стрелкового оружия и гранатометов. Группа немедленно спешилась и приняла бой. Не потеряв управления, отбивались от наседавших боевиков до прибытия вертолетов...
В долгу перед бандитами, конечно, не остались. Спустя неделю заманили наемников в хорошо подстроенную ловушку. В результате более десятка бородачей были уничтожены, захвачена большая партия стрелкового оружия.
В те дни Герасимов не знал отдыха и сна. Итогом изнурительного труда стало взятие Малого Бамута без боя. В тот же день мы встретились на КП дивизии. Лил холодный осенний дождь. Вид у Валерия Васильевича был измученный, я же настойчиво пытался его разговорить.
- Для боевиков, - устало говорил генерал, - сегодняшняя операция - полная неожиданность. Мы все тщательно спланировали. Хорошо поработали разведка, артиллерия. Поэтому и обошлись без потерь.
Сегодня, анализируя ситуацию под Бамутом, Валерий Васильевич считает, что тогда боевые действия только начали соответствовать необходимому качественному уровню. Совершенствовалось боевое мастерство, в действиях личного состава выявлялись слабые стороны и тут же устранялись. Принимались меры для обеспечения подразделений бесперебойной связью, улучшалась работа авианаводчиков и арткорректировщиков. Война воистину проверяет людей на прочность. Это касается и рядового, которому тяжело подниматься в атаку под пулями, и генерала, у которого тысячи таких рядовых в подчинении.
Подчиненные верят своему генералу. Они его хорошо понимают, ибо Валерий Васильевич способен просто и доходчиво излагать сложные вопросы. Со стороны кажется, что работает он с необыкновенной легкостью. И, лишь когда ты видишь весь объем методически выверенной работы, по-настоящему проникаешься уважением к этому не умеющему себя щадить человеку.
В ХОДЕ контртеррористической операции возникла необходимость закрыть участок госграницы с Грузией и перерезать дорогу Итум-Кале - Шатили в Аргунском ущелье. Костяком новой Южной группировки стали офицеры управления 58-й армией, а командующим назначили генерал-майора Валерия Герасимова. На первоначальном этапе были обследованы все горные тропы, на высоту более двух тысяч метров подняли тяжелую технику и вооружение. Потом приступили к самому сложному - скрупулезной подготовке тактического воздушного десанта. Тренировки проводились примерно на такой же местности, куда предстояло высаживаться. Учили десантников со всей тщательностью, поминутно хронометрируя время.
- Как Суворов Измаил брал? - вопрошает Герасимов. - Построил в тылу аналогичную крепость, там солдаты и тренировались. Для меня лично организация ведения боевых действий в горах - едва ли не самый ценный практический опыт, здесь приобретенный.
Большой жизненной школой стали и дни, проведенные в районе развалин Сакилинжили - в горах на юго-западе Чечни. Вместе с воинами-мотострелками полтора месяца топил снег, попробовал все виды сухпайков, какие только имеются, попадал под обстрелы. И, когда о нынешней молодежи говорят с пренебрежением - мол, не та, Валерий Васильевич возмущается:
- Да ничего подобного! Все как один без нытья переносят трудности и лишения, выполняют поставленные задачи.
Генерал вспомнил оператора ПТУР - рядового по имени Виталий. Из Оренбургской области, щупленький, небольшого роста, а какое мастерство показывал! Боевики, вытесненные из Грозного, бежали в направлении Шатоя. А Виталий с высотки выслеживал и уничтожал их, завалил много, за что Герасимов представил молодца к ордену Мужества.
О своих подчиненных, с которыми бок о бок воевал, генерал говорит с нескрываемым теплом. Приводит случаи, когда солдаты прикрывали собой командиров, как в годы Великой Отечественной. Или вот разведчики - сознательно шли вперед, каждую минуту рискуя своей жизнью. Таких примеров немало. Моральный дух нашей армии по-прежнему высок, в чем особенно можно было убедиться во время операции в Комсомольском.
ПОЖАЛУЙ, это были самые напряженные дни для начальника штаба 58-й за все время участия в контртеррористической операции. На генерала Герасимова временно были возложены обязанности командующего Западной группировкой федеральных сил, одновременно он осуществлял общее руководство по уничтожению бандформирований в Комсомольском. Причем приходилось управлять действиями подразделений и частей не только Минобороны, но и ВВ МВД, Минюста. В невероятно тяжелых условиях Герасимов всегда был ровен, спокоен, рассудителен.
Валерий Васильевич понимал, насколько серьезно нужно готовиться к операции. Всех ждала смертельная схватка с «отморозками», в том числе и с наемниками - арабами, неграми, уйгурами из Китая.
По указанию генерала, Комсомольское после выхода мирных жителей сразу же блокировали двойным кольцом. Вдобавок установили минные поля, тем самым отрезав выход боевикам на Урус-Мартан и другие направления. Сначала войска наносили огневое поражение артиллерией, авиацией, танками, потом уже в поселок входили спецподразделения. Боевики понесли значительные потери, но под страхом плена продолжали упорное сопротивление. Гелаевцы, например, пытались прорваться в южном, юго-восточном и юго-западном направлениях. Но попытки эти были пресечены.
20 марта боевики начали сдаваться в плен.
По подсчетам Герасимова, в Комсомольском были уничтожены более 1.200 бандитов, 150 сдались в плен. Конечно, и у федеральных войск были потери, но они не сопоставимы с бандитскими.
- Война есть война, - с болью говорит Герасимов. - Надо стараться воевать так, чтобы вообще исключить потери. Для этого нужно в мирное время обучать войска, обеспечивать их всем необходимым, а не ждать, пока что-нибудь произойдет.
УЖЕ более полугода он исполняет обязанности командующего 58-й армией. Приходится постоянно совершать перелеты в части и соединения, разбросанные по всему Югу России. Это и Чечня, где на постоянной основе дислоцируется 42-я мотострелковая дивизия, Дагестан, Кабарда, Ставропольский край, Волгоградская область. Каждый день приходится принимать ответственные решения, потому что на весах, как правило, людские судьбы.
От редакции. Когда материал был подготовлен к печати, стало известно, что генерал-майор Герасимов назначен командующим 58-й армией. С чем мы и поздравляем Валерия Васильевича.
|