на главную страницу

12 марта 2001 года

Тема номера

Понедельник

Мы еще в такие слетаем дали!

Глубокая модернизация авиапарка повысит боеспособность российских ВВС

Юрий Гаврилов,
Сергей Бабичев,
«Красная звезда».
Фото Юрия Пирогова.



    То, что произошло 6 марта на базе Летно-исследовательского института имени Громова, можно назвать если не прорывом, то достаточно серьезным шагом в развитии российских ВВС. На летном поле в подмосковном Жуковском состоялся показ новой авиатехники. Иркутское авиационное производственное объединение совместно с ОКБ Сухого и Объединенным авиаприборостроительным консорциумом (г. Санкт-Петербург) представило начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генералу армии Анатолию Квашнину, главкому ВВС генералу армии Анатолию Корнукову, другим руководителям модернизированные самолеты Су-27УБ, Су-30КН, Су-30МКИ, Су-З0МКК. Гости также ознакомились с усовершенствованными вертолетами Ми-8МТКО и Ми-24ВК фирмы Миля.

    Показ новой авиатехники состоялся накануне 60-летия ЛИИ имени Громова. Этот институт хорошо известен не только в России, но и далеко за ее пределами. Десятки, если не сотни типов летательных аппаратов получили путевку в небо в подмосковном Жуковском. А мастерством летчиков-испытателей ЛИИ, среди которых немало Героев, восхищались на авиасалонах в Ле Бурже и Фарнборо, Абу-Даби и Лангкави. И вот - новая страница в жизни института: испытание модернизированных «сухих».
    Самолеты Су давно диктуют моду на отечественном и мировом авиарынках. Их боевые и пилотажные возможности демонстрировались более чем в 35 странах, на этих машинах летчики установили около 40 рекордов. Всего было выпущено свыше 10 тысяч самолетов различных модификаций.
    Особое место в ряду авиакомплексов семейства Сухого, несомненно, принадлежит Су-27. Его конструкторы заложили в машину не только прекрасные летно-технические характеристики, но и обширные возможности для совершенствования. Не случайно, когда несколько лет назад было решено делать ставку на модернизацию имеющегося авиапарка ВВС, в числе базовых моделей оказались «двадцать седьмой» и его усовершенствованный вариант - «тридцатка».
    Справка. Многоцелевой истребитель Су-30 предназначен для поражения воздушных целей современными управляемыми и неуправляемыми средствами поражения большой, средней и малой дальности, а также для действий по наземным (морским) целям с использованием широкого спектра неуправляемого и управляемого, в том числе высокоточного, оружия днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Максимальная взлетная масса - 34.000 кг, боевой нагрузки - 8.000 кг. Максимальная скорость полета у земли - 1.400 км/ч. Практический потолок - 17.500 м. Практическая дальность полета без дозаправки - 3.000 км, с дозаправкой в полете - 5.200 км.
    Какие же условия поставил перед учеными и производственниками главный отечественный заказчик - ВВС? Генерал армии Анатолий Корнуков кратко сформулировал их так:
    - Это должен быть всепогодный многофункциональный разведывательно-ударный комплекс с высокими точностными характеристиками. Самолет, помимо прочего, способный выполнять роль своеобразного воздушного командного пункта для Сухопутных войск, ВМФ, других родов авиации.
    По мнению главкома, эти требования при минимальных затратах достаточно полно удалось воплотить в усовершенствованном Су-30. То, что на Западе достигалось 2-3 витками модернизации, мы сумели добиться одним. При этом степень унификации авиакомплекса составила 60, а по отдельным показателям — 80 процентов. Другими словами, речь идет не просто о новой машине, а о создании единой взаимосвязанной системы «воздух — земля (поверхность)».
    Как это может выглядеть на практике, в Жуковском показали начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генералу армии Анатолию Квашнину. По команде с земли летчик в считанные минуты отыскал и передал на дисплей координаты сразу 5 целей.
    Теперь самое время рассказать о новом самолете.
    Су-30КН - один из наиболее перспективных вариантов модернизации истребителей Су-27/Cу-30 в авиакомплексы с расширенными функциями боевого применения по воздушным и наземным целям. В частности, введение дополнительного канала в систему управления оружием позволяет Су-30КН использовать управляемые высокоточные ракеты (УР) класса «воздух — поверхность» и корректируемые авиабомбы (КАБ). Самолет оснащен доработанной бортовой радиолокационной станцией, многофункциональным дисплеем (МФИ) с цветной жидкокристаллической матрицей и специальным вычислителем. Он позволяет головкам самонаведения УР или КАБ работать в режиме автосопровождения цели.
    На Су-30КН реализован режим скрытого подхода к цели. Когда предварительное прицеливание на больших дальностях осуществляется с помощью бортовой радиолокационной станции, координаты цели поступают в навигационный комплекс и излучение БРЛС выключается. Самолет в режиме радиомолчания выполняет полет к цели. На дистанции, близкой к максимальной дальности применения имеющегося на борту вооружения, включаются все необходимые средства для уточнения прицеливания - центр их зоны обзора уже автоматически направлен в цель. Время на выполнение атаки при этом минимальное, а вероятность поражения цели очень высока.
    Бортовая радиолокационная станция с разрешением 20 метров обеспечивает обнаружение крупных морских целей на дальности 400 км и малозаметных морских целей на дальности 120 км.
    Кстати, переоборудование самолетов Су-27/Су-30 в многофункциональные истребители сравнительно дешево за счет внедрения уже апробированных технических и схемных решений. Кроме того, установку новых блоков, обеспечивающих наращивание функций авиа-комплекса, можно провести прямо в части или на авиаремонтном заводе ВВС. Вообще же концепция модернизации, воплощенная в Су-30КН, по мнению экспертов, вполне жизнеспособна. Это, в частности, подтвердили результаты испытаний в Ахтубинске.
    Принципиально важно, что модернизация “сухих” имеет программный характер и предусматривает дальнейшее повышение боевой эффективности самолетов на протяжении всего их жизненного цикла. Как заметил заместитель главкома ВВС генерал-лейтенант Юрий Клишин, второй этап модернизации будет связан, в частности, с совершенствованием информационно-управляющего поля кабины за счет установки на самолете нескольких многофункциональных дисплеев и фазированной антенной решетки. Дальнейшая модернизация позволит обеспечить многоканальное применение УР класса “воздух—воздух” и бомбового вооружения по целеуказанию радиолокатора и информации навигационного комплекса. Словом, взят ориентир на оснащение российских ВВС машинами, сопоставимыми по своим характеристикам с лучшими западными истребителями типа “Рафаль” или “Еврофайтер”. А модернизированный Су-30МКИ, по мнению главкома ВВС, уже сегодня практически не уступает лучшим зарубежным аналогам.
    Модернизируют не только истребители Су. Глубокое усовершенствование проходят штурмовик Су-25 и фронтовой бомбардировщик Су-24. Есть принципиальное решение по модернизации самолетов МиГ-29 и МиГ-31. Новые прицельно-вычислительные и навигационные комплексы, системы и оборудование устанавливают на вертолетах Ми-24 и Ми-8, позволяя экипажам винтокрылых машин круглосуточно осуществлять боевое применение всеми средствами поражения, днем и ночью вести разведку и поисково-спасательные операции, садиться на неразведанные и не-освещенные площадки, в автоматическом режиме выполнять полет.
    Авиаконструкторы, как сказал генеральный директор АВПК “ОКБ Сухого” Михаил Погосян, считают работу по заказам Министерства обороны приоритетной. В том числе по самолету 5-го поколения. Конечно, говорить о его “выходе в свет” пока рано. Тот же С-37 “Беркут” - всего лишь экспериментальная машина. Важно, что ученые не зацикливаются на проблемах сегодняшнего дня, а по-прежнему работают на перспективу.
    Когда в войска начнут поступать новые машины? Пока, по словам Анатолия Корнукова, ВВС заказали модернизацию по идеологии Су-30КН пяти самолетов. Модернизированные Су-27УБ и Су-30 примерно через полтора - два месяца перелетят для летных испытаний в Ахтубинск. Всего же до конца 2001 года планируется усовершенствовать около 30 самолетов. В перспективе модернизацию будут проходить 70-80 машин ежегодно.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker