на главную страницу

20 марта 2001 года

Тема номера

Вторник

«Черная акула» вступает в бой

Впервые в мировой практике вертолеты соосной схемы применили бортовое вооружение по противнику

Анатолий ДОКУЧАЕВ,
«Красная звезда».



    У «Черной акулы» единственный недостаток, острили вертолетчики, но существенный: она не участвовала в боевых действиях. На сегодня шутка неуместна. Крещение огнем новейшего российского ударного вертолета Ка-50 состоялось в ходе контртеррористической операции в Чечне.

    Ка-50 «ЧернаЯ акула»... У машины, которой рукоплескали многие авиасалоны мира, трудная судьба. Она появилась как ответ на создание в США знаменитого вертолета АН-64 «Апач». Он последовал сразу же по окончании первого этапа реализации американской программы в 1976-м. 16 декабря в Советском Союзе принимается постановление о начале создания нового поколения боевых вертолетов. Им предусматривалась разработка в ОКБ М.Л. Миля и Н.И. Камова проектов вертолетов для проведения в дальнейшем их конкурсной оценки.
    Первым в воздух поднимается камовский вертолет 17 июня 1982 года. По итогам проводившихся в 1984-1994 годах сравнительных испытаний он, получивший наименование Ка-50 «Черная акула», выигрывает конкурс у еще недоведенного милевского Ми-28 и в 1995-м принимается на вооружение. Авиация Сухопутных войск России получает винтокрылую машину второго поколения. Серийно она строится на авиазаводе в городе Арсеньеве.
    Ка-50 - специально спроектированный комплекс вооружения, аппаратуры управления огнем и средств навигации, предназначенный для борьбы с танками, другими бронированными целями и для огневой поддержки наземных войск. Соосная схема, по которой создан «пятидесятый», обеспечивает простоту управления машиной в ручном и автоматическом режимах, хорошую маневренность, а также повышенную боевую живучесть за счет отсутствия легкоуязвимого рулевого винта с его системами управления и редуктором.
    «Акулы» способны выполнять глубокие виражи, горки и пикирования с параметрами, недоступными для других вертолетов, стоящих на вооружении армий мира. Летчиков восхищает способность «Акул» делать резкий разворот на скоростях до 200-220 километров в час, в том числе на 180 градусов, их возможность в воздушном единоборстве встречать догоняющего противника залповым ударом в «лоб». Такой тактический прием не под силу ни одному вертолету в мире. Он дал повод западным журналистам назвать его «Hokum» («Обманщик»). Противник ждет его спереди, а он уже сзади и бьет на поражение всей своей мощью.
    Особенностью Ка-50, позволившей сократить число членов экипажа до одного человека, является наличие интегрального прицельно-пилотажно-навигационного комплекса для поиска целей и автоматического наведения на них вооружения, а также для решения задач автоматизированного пилотирования и навигации. Бортовая ЭВМ автоматически принимает целеуказание от другого вертолета, самолета ДРЛО или наземного разведывательного комплекса и по команде летчика выводит полученную информацию на кабинный индикатор тактической обстановки и индикатор лобового стекла. Наличие на индикаторе как пилотажной, так и прицельной информации оказывает существенную помощь летчику при применении оружия.
    Что еще? «Черная акула» - это не просто большое количество вооружения, но мощнейшего, эффективнейшего вооружения. Так, противотанковая сверхзвуковая ракета типа «Вихрь» пробивает броню современных танков на дальности 8-10 километров. Прицельная очередь пушки 2А42 с переменным темпом стрельбы (200-300 выстр./мин и 500 выстр./мин) и начальной скоростью снаряда около 1.000 метров в секунду способна насквозь пробивать бронетранспортеры и уверенно поражать воздушные цели на дальностях до 3-4 километров. Пушка может отклоняться на 15 градусов по азимуту и до 30 градусов по углу возвышения. Специальный электрогидравлический следящий привод обеспечивает перемещение ствола в горизонтальной и вертикальной плоскостях, выдерживая направление стрельбы. А потому пушка «Черной акулы» имеет в четыре раза более высокую точность, чем подвижная пушка того же калибра на АН-64А «Апач».
    Благодаря хорошей бронезащите (выдерживает попадание 20-мм снарядов) Ка-50 по праву можно назвать наследником легендарного российского штурмовика Ил-2, вошедшего в историю второй мировой войны как «летающий танк». Добавим к этому многократное дублирование жизненно важных систем вертолета и наличие единственной в мире системы катапультирования, позволяющей летчику покинуть вертолет во всем диапазоне его применения с вероятностью спасения не менее 0,9.
    Вот что такое, если кратко, российский ударный вертолет Ка-50. Его освоение летным составом началось в 1992-м, когда несколько наиболее подготовленных летчиков и специалистов инженерно-авиационной службы Управления армейской авиации и Центра боевого применения армейской авиации приступили к практическому освоению вертолета на базе фирмы «Камов». В боевой строй первые Ка-50 стали в ноябре 1993-го, а уже в марте 1994-го начались исследовательские полеты по всем видам летной подготовки. В декабре 1996-го российские летчики впервые применили управляемые ракеты типа «Вихрь» по наземным целям как с режима висения, так и с горизонтального полета. Пуски показали высокую эффективность управляемого вооружения.
    В СУДЬБЕ «Черной акулы», повторюсь, много и черных дней, даже лет. Экономический кризис, разбушевавшийся в стране, не позволил в достаточном количестве закупить новые машины для оснащения армейской авиации, затруднил этап «доведения» вертолета до приемлемых характеристик надежности работы бортового оборудования. И все же при неудовлетворительном финансировании и малом числе машин «Черная акула» (ее системы и вооружение) совместно со специалистами фирмы «Камов» доводится к началу 2000 года до уровня, обеспечивающего боевое состояние, адекватное потенциалу современного американского вертолета АН-64 «Апач». Очень хорошо информированный в военных вопросах журнал «Милитери парейд» отмечал: «Ка-50 - не просто хорошая машина, - это новое направление в вертолетостроении и тактике армейской авиации. Предназначенный для «нейтрализации» боевого американского вертолета АН-64 «Апач», Ка-50 превзошел его по всем показателям».
    Да, командование армейской авиации, коллективы Центра боевого применения, фирмы «Камов» делали и делают все возможное, чтобы машина все увереннее чувствовала себя в воздухе. А потому, когда в прошлом году Генеральный штаб принял решение о применении «Акул» в Чечне, срочно была сформирована боевая ударная группа (БУГ). В нее вошли вертолет разведки и целеуказания Ка-29, оснащенный необходимым оборудованием, и несколько ударных Ка-50.
    На базе Центра боевого применения армейской авиации развернули подготовку летчиков и винтокрылых машин. Решались задачи повышения надежности бортового навигационного комплекса, прицельного оборудования, вооружения и других систем. Нельзя было допустить, чтобы пилот, заходя на боевой курс, сомневался в штатном срабатывании систем и механизмов. Трудности обуславливались нехваткой горючего, других материальных средств. В связи с этим этап подготовки занял больше времени, чем предполагалось. Некоторые СМИ поспешили, еще в середине прошлого года заявив о том, что «Акулы» вовсю громят боевиков на Кавказе.
    На самом деле характерное стрекотание камовских машин раздалось над аэродромом Грозный-Северный в конце декабря 2000-го. Вхождение новых вертолетов в боевой состав Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе осуществлялось постепенно. Вначале летчики на вертолетах других типов ознакомились с районом предстоящих действий. Затем поочередно, по одному «Акулы» запускались в группе других, проверенных в боях машин типа Ми-24 на выполнение сравнительно несложных задач. И только затем пилоты Ка-50 приступили к выполнению боевых задач в составе боевой ударной группы.
    6 января 2001-го. Исторический день для фирмы «Камов» и всей армейской авиации. Впервые вертолет соосной схемы Ка-50 «Черная акула» применил бортовое оружие по противнику. Это произошло в районе южнее села Центорой, где ударная группа выполняла боевой вылет. В сложных условиях горно-лесистой местности летчики обнаруживают укрепленный лагерь боевиков, в центре которого несколько каменных домов обвалованы грунтом и замаскированы подручными средствами. Принимается решение нанести по ним удар управляемыми ракетами типа «Вихрь». Ограниченная в ущелье видимость не помешала выполнить заход на обнаруженные цели и с дальности примерно в три километра произвести пуск двух управляемых ракет. Благодаря мощи осколочно-фугасной боевой части они полностью разрушили здания. Таких применений потом было много, но это, первое, было особенно волнительным как для пилота, так и для тех, кто ждал его возвращения из полета.
    На группу стали возлагать более сложные задачи: уничтожение сосредоточений боевиков, мест их стоянок, складов боеприпасов, схронов и укреплений. В ходе их выполнения все увереннее становились действия пилотов, все меньше приходилось «опекать» ударную группу поддержкой вертолетами Ми-24. Результативность ударов подтверждалась видеосъемками с бортов ударных вертолетов, данными докладов группы комплексного огневого поражения и поисково-штурмовых групп. Просматривая видеосъемку с бортового «видика», и летчики, и наземное командование с удовлетворением убеждались, что все снаряды ложатся, что называется, в копеечку.
    С каждым вылетом набирался опыта эксплуатации и наземный технический персонал. Обслуживание машин не в тепличных условиях ангара «фирменного» завода, а в реалиях военных полевых будней позволило выявить ряд дефектов, которые проявились на новой боевой технике. Отмечу, это неизбежный этап при отладке любого сложного механизма, а тем более современного авиационного комплекса.
    Полеты в условиях сложного горного рельефа подтвердили известные качества нового ударного вертолета – высокую энерговооруженность и маневренность. Зачастую летчики Ми-24, работавшие совместно с пилотами Ка-50, не ожидая такой прыти от соосной стрекозы в горной местности, на боевом маневрировании в районе цели искали глазами ее в совсем другой точке небосклона. Наверное, то же самое происходило и с противником, так как, несмотря на отмеченное пилотами противодействие средств ПВО, ни одного боевого повреждения Ка-50 не получили. Не смущал пилотов и сильный порывистый ветер при посадке, опасный (особенно когда дует справа и сзади) для вертолета одновинтовой схемы.
    А вот к действиям в ночных условиях Ка-50 пока не очень приспособлен. Как и Ми-24, он способен работать только по обозначенным световыми ориентирами целям. Командование армейской авиации предпринимает меры к тому, чтобы «Черные акулы» приобрели «ночное зрение».
    Главный же итог испытаний в следующем: премьера на поле боя новой боевой машины состоялась. Российский ударный вертолет, не раз получавший самые лестные оценки на международных авиасалонах, подтвердил свои качества в самых суровых условиях горной местности и сложных метеоусловиях, при противодействии ПВО противника. Жаль, что таких машин в Вооруженных Силах мало. Специалисты верят, что опыт их боевого применения пригодится для создания еще более мощных, обладающих возможностями круглосуточного всепогодного применения винтокрылых машин.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker