на главную страницу

21 марта 2001 года

Оружие России

Понедельник

В ожидании списания долгов

живет сегодня отечественная «оборонка»

Андрей ГАРАВСКИЙ.



    На прошлой неделе на лентах информационных агентств появились сообщения о том, что Указ Президента РФ о мерах господдержки российского оборонного комплекса, предусматривающий списание долгов предприятий ОПК, может быть подписан уже в апреле этого года. Таким образом, возможно, будет разрешена одна из самых насущных проблем, стоящих сегодня перед отечественной «оборонкой».

    С начала 90-х годов долги государства перед оборонно-промышленным комплексом стали лавинообразно нарастать. Естественно, в этих условиях экономическое и финансовое положение отрасли отнюдь не улучшилось, ежегодно терялись сотни важнейших технологий, уходили лучшие специалисты. Другим - одним, наверное, из самых неприятных последствий невозврата госдолгов - стало масштабное накопление задолженности уже самих оборонщиков перед различными бюджетными и внебюджетными фондами. Ситуация сложились парадоксальная. Предприятия и организации ОПК, которым государство должно за уже выполненные по госзаказу работы, сами оказались должниками, причем им за несвоевременную уплату долгов в придачу начислялись безжалостные штрафы и пени.
    Исправить сложившуюся ситуацию и призван указ Президента РФ, проект которого подготовлен в аппарате заместителя председателя Правительства РФ Ильи Клебанова. Он предусматривает списание накопленной в 1992-1999 гг. задолженности предприятий ОПК (их перечень будет определен правительством) федеральному и региональным бюджетам, а также внебюджетным фондам на общую сумму 20 млрд. рублей. Найдено и правовое основание для списания задолженности, включающей также пени и штрафы, это статья 59 Налогового кодекса РФ. В соответствии с ней задолженность юридических лиц государству может быть признана безнадежной и соответственно списанной. Таким образом, предприятия оборонного комплекса, находящиеся под угрозой банкротства, получат мощный импульс для развития, освободившись от непомерного груза долгов.
    В связи с предполагаемым выходом указа Президента РФ новое направление развития получит ситуация на многих предприятиях «оборонки», в том числе и на Пермском моторостроительном комплексе (ПМК), о котором «Красная звезда» уже рассказывала. Напомним, что государство в лице Росавиакосмоса, заинтересованное в усилении своего влияния на предприятиях комплекса, предложило провести реструктуризацию ПМК, которая будет заключаться в передаче в федеральную собственность пакета в 37,2 процента акций холдинга «Пермские моторы» в счет полного погашения задолженности перед Пенсионным фондом РФ в 479,35 млн. рублей (391,96 млн. рублей из них пени и штрафы). В результате в «Пермские моторы» «Интерросом» будут переданы права собственности и пакеты акций АО «Пермский моторный завод», «Протон-ПМ», «Авиадвигатель» не ниже блокирующего (25 процентов плюс одна акция).
    В конце прошлого года состоялось совещание у вице-премьера Правительства РФ Ильи Клебанова, на следующий день после которого было подписано соглашение между Росавиакосмосом и холдинговой компанией «Интеррос» о сотрудничестве в сфере развития Пермского моторостроительного комплекса. На вынесение заключений о целесообразности сделки заинтересованным министерствам и ведомствам отводилось два месяца. Впрочем, по истечении этого срока согласованной позиции достичь не удалось, оказалось, что у предлагаемой сделки немало противников, и Илья Клебанов дал еще две недели на дополнительную проработку данного вопроса.
    Но теперь все может в корне измениться. Ведь ситуация на акционерном обществе «Пермские моторы», в отношении которого Пенсионный фонд РФ как кредитор в любой момент может подать иск о банкротстве, вполне подходит под 59 статью Налогового кодекса РФ. То есть налоговая задолженность этого предприятия, естественно, в случае подписания указа Президентом РФ, может быть признана безнадежной по основаниям экономического, социального или юридического характера и в порядке, установленном Правительством РФ, быть списанной. Таким образом, если решение о проведении сделки «акции за долги» не будет принято в ближайшее время, акционеры «Пермских моторов» вполне могут отказаться от нее, ведь долг будет списан и так.
    Между тем пока решения они не приняли, и даже наоборот, как стало известно корреспонденту «Красной звезды», коллектив акционерного общества отправил письмо Президенту РФ Владимиру Путину, председателю Правительства РФ Михаилу Касьянову, председателю Совета Федерации Егору Строеву, председателю Госдумы Геннадию Селезневу. Вот что пишут рабочие, чьими руками созданы двигатели для самолетов, на которых летают руководители нашего государства, в том числе и для президентского самолета: «Мы без преувеличения считаем себя причастными к тому, что Россия по-прежнему является одной из ведущих стран в области авиации. Наши двигатели стоят на многих военных и гражданских самолетах. Мы всегда думали, что наша работа нужна России, но последнее десятилетие пошатнуло эту веру. Из-за приватизации было поставлено на грань развала дело, ради которого жили и работали наши отцы и деды, ради которого сейчас живем мы. Ведь дело авиации - это дело государственного масштаба. Да, мы благодарны нынешним владельцам «Пермских моторов». После их прихода в 1997 году мы стали регулярно получать заработную плату, которую до этого задерживали на 7 месяцев. Они сохранили производство и пытаются обеспечить нас работой. Но стабильности и перспективы мы не видим, потому что без государства не сделать новый двигатель. А мы по-прежнему хотим, чтобы наши двигатели поднимали в небо лучшие в мире российские самолеты, чтобы государство подумало о нас».
    Коллектив предприятия выразил уверенность, что государство вернет себе право голоса на «Пермских моторах» и вместе с частными акционерами будет развивать отечественное авиационное двигателестроение. А работники предприятия по-прежнему будут выпускать самые современные двигатели, в том числе для самолетов, на которых летает руководство страны.
    Добавить к этому письму в общем-то нечего. Конечно, нельзя сказать, что государство не хочет вернуть себе влияние в Пермском моторостроительном комплексе. За проведение сделки «акции за долги» выступают Росавиакосмос и большинство заинтересованных ведомств. Вопрос лишь в том, по какой схеме ее осуществлять. И можно только надеяться, что указ Президента РФ о мерах господдержки российского оборонного комплекса ускорит возращение государства и на Пермский моторостроительный комплекс.

Назад

Другие статьи этого раздела

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker