на главную страницу

22 марта 2001 года

Россия и мир

Четверг

Уровень конфликтности остается высоким

Владимир ГУРЖИЙ,
корр. РИА «Новости»
специально для «Красной звезды».
Бухарест - Москва.



    Министр национальной обороны Румынии Иоан Мирча Пашку о военно-политической ситуации, складывающейся в мире и вокруг своей страны.

    Визитная карточка
    Родился в 1949 году, женат, отец троих дочерей. Выпускник Академии экономических наук и Института политических наук. В 1972-1989 гг. занимался научно-преподавательской деятельностью в США, Великобритании, Японии, Австрии. Автор более 20 монографий и других научных работ по проблемам разоружения, международных отношений, военного строительства в Румынии.
    С 1990 г. - член Временного совета национального единства (нового румынского парламента). В 1993-1996 гг. - государственный секретарь министерства национальной обороны Румынии. В 1996 г. избирается депутатом парламента, был председателем Комиссии по обороне и безопасности палаты депутатов. В декабре 2000 года назначен министром национальной обороны страны.


    - Господин министр! Судя по вашему назначению, в Румынии создана новая структура управления силовыми структурами (армией, полицией, службой внешней разведки и т.д.). Или я не прав?
    - Назначение гражданских лиц руководителями того, что вы в России называете «силовыми министерствами», не является изобретением нового правительства. Еще в 90-е годы руководителем министерства обороны было назначено гражданское лицо - посол Георге Тинка. В нашем случае это отвечало как необходимости соблюдения демократического принципа гражданского контроля над вооруженными силами, так и румынской традиции. Вплоть до второй мировой войны военным министерством, как оно тогда называлось, руководили не только военные, но и видные гражданские деятели, известные политики, какими в то время являлись, например, Николае Филипеску или Ион Брэтиану.
    Второе замечание, которое я бы хотел сделать, касается мотивации введения этой системы. Она не является, как можно было бы подумать, простым копированием западной модели из-за стремления быстрее вступить в НАТО, а вызвана ощущением того, что, если мы действительно хотим осуществления демократических принципов, то тогда должны поступать именно так, независимо от того, вступаем мы в НАТО или нет. Хотя даже при условии гражданского руководства армией существует опасность ее политизации, как это, к сожалению, произошло у нас после 1996 года.
    - Как вы можете охарактеризовать особенности нынешней военно-политической обстановки в мире и вокруг Румынии?
    - Ваш вопрос потребовал бы нескольких интервью, а не одного ответа. Тем не менее я попытаюсь, насколько это возможно, быть кратким. Полагаю, что с исчезновением послевоенной биполярности мир движется к системе, которая в конечном итоге станет многополярной. До этого времени, однако, реальность такова, что мы находимся в ситуации, которую можно было бы обозначить, вероятно, не слишком корректно, как однобокость. Соединенные Штаты господствуют в международной жизни, основываясь на главенствующей позиции контроля. В системе международных отношений она охватывает все их уровни под прикрытием крупных (по сравнению не только с потенциальными противниками, но и собственными союзниками) военно-технических достижений.
    Переход от однобокости к многополярности или, скорее, ритм, в котором он будет проходить, зависит от взаимодействия между великими державами - США, Россией, Европой в целом - и способа, каким в традиционную иерархию будут допущены «молодые» державы, которые стучатся в двери этой проблемы (Китай, Индия, Пакистан, Бразилия, Аргентина, Мексика, возможно, Индонезия, если она восстановит утерянную стабильность).
    В Европе, вопреки явной тенденции к преодолению послевоенного разобщения и объединению континента, наряду с расширением НАТО и ЕС, в данный момент отмечается новое разделение: между Европой институтов с преобладанием принципов консенсуса и остальным континентом, где, к сожалению, доминирует политика силы. Так, наш регион, то есть Юго-Восточная Европа, представляет собой поле неограниченных проявлений соответствующих последствий. Скрытые и открытые конфликты здесь являются доказательством этого.
    - Какие изменения произошли и возможно произойдут в военной доктрине Румынии в связи с курсом на ее интеграцию в Европейский Союз и НАТО?
    - Наша военная стратегия, вытекающая из концепции национальной безопасности, не будет претерпевать изменений до тех пор, пока обстановка безопасности на континенте, и особенно в нашем регионе, не станет меняться. Она должна учитывать эти реальности и поддерживать цели нашей внешней политики и курса в вопросах безопасности. Между тем, как представляется, хотя основополагающие документы по проблемам безопасности континента, каковыми являются Хельсинкские соглашения и Парижская хартия, и сохраняют свою действенность, однако уровень конфликтности в нашем регионе продолжает оставаться повышенным. Поэтому нам не остается ничего иного как продолжать и, если мы сможем, интенсифицировать наши усилия по интеграции в НАТО и ЕС параллельно с осуществлением нашего вклада в дело стабилизации обстановки в регионе, где мы находимся.
    В отличие от России, у которой, поскольку она является великой державой, нет необходимости для интеграции в НАТО и ЕС с тем, чтобы обеспечить свою безопасность и процветание, Румыния не может позволить себе подобной «роскоши». Для нас интеграция в эти две организации является жизненной необходимостью.
    Данное обстоятельство не будет означать, как это продемонстрировало, например, вступление в НАТО Польши, Чехии и Венгрии, что мы намереваемся ограничить наши связи с Россией и стать более «агрессивными» по отношению к ней. Или что наш выбор произведет негативный эффект с точки зрения отношения указанных организаций к России. Ни в коей мере. Напротив, поскольку непосредственно в наших интересах - нормализация отношений с Россией и их развитие на такой основе, которая придаст нам большее доверие, ситуация с проблемами безопасности улучшится, а не наоборот.
    - Что бы вы могли сказать о реформах в румынской армии?
    - Армия Румынии находится в процессе основательных реформ, начавшихся практически 22 декабря 1989 года одновременно с крушением диктатуры. Главными характеристиками этого процесса являются их глубина и непрерывность. Речь идет о меняющейся армии в меняющемся обществе в меняющемся мире. В настоящее время мы на стадии выполнения первой фазы программы сокращения, реструктуризации и модернизации армии, которая должна завершиться в 2003 году. Тогда Румыния будет располагать двумя категориями вооруженных сил: оперативными, способными к немедленным действиям, и территориальными, предназначенными для оборонительных действий в течение длительного периода. И те и другие будут модернизированы в зависимости от их оснащенности к 2007 году. Конкретно новое правительство определило четыре направления осуществления немедленных мер: восстановление функциональности министерства, улучшение управления всем военным организмом, продвижение нашей кандидатуры в НАТО и участие в выполнении международных военных обязательств, касающихся миротворческих операций.
    - Каким вам в принципе представляется сотрудничество между армиями наших стран, в частности, в свете непростого обмена мнениями между Россией и США по поводу намерения американской стороны осуществить развертывания системы национальной противоракетной обороны?
    - Военное сотрудничество между Румынией и Россией не может занимать обособленное место, вырванное из общего контекста. То есть оно является частью совокупности двусторонних отношений между нашими странами, которые включают и другие области - политическую, экономическую, культурную и т.д. В тех условиях, о которых я уже говорил, новое румынское правительство предлагает всестороннюю нормализацию наших отношений с Россией в таком контексте, где приоритетом номер один является все-таки наша интеграция в НАТО и ЕС, а вторым - вытекающие отсюда выводы в том, что касается нашего военного сотрудничества. Таким образом, первое должно рассматриваться через призму эффекта наших усилий в отношении интеграции в указанные организации. Однако, поскольку Россия противостоит дальнейшему расширению НАТО, следовательно (и это второй вывод), в нормализации отношений между нашими странами потребуется сделать акцент в первую очередь на невоенных областях.
    Что касается проблемы противоракетного щита, который США намерены установить, то я считаю, что как те, которые это предлагают, так и их оппоненты располагают серьезными аргументами. Однако, как мне представляется, это обсуждение нас не затрагивает, и, следовательно, нам лучше пока сосредоточиться на наших проблемах, которые гораздо менее значимы для равновесия в мире, чем дискуссии между США, Россией и Европой на эту тему.
    - Что бы вы хотели передать читателям газеты «Красная звезда»?
    - Поскольку для меня это первая возможность обратиться к читателям газеты «Красная звезда», я желаю им всем здоровья и успехов в работе. А руководству газеты хотел бы выразить нашу благодарность за предоставленную возможность обратиться к ее читателям. Я надеюсь, что как вопросы, так и ответы представили интерес для чтения. Если мои ответы даже в малой степени способствовали пониманию соображений, которые были и есть в основе принятия Румынией решений в этой области, то я лично буду доволен. Больших вам всем успехов!

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker