на главную страницу

22 марта 2001 года

Сыны Отечества

Четверг

Китайский «отпуск» генерала Заварухина

Сергей КНЯЗЬКОВ,
«Красная звезда».
Фото Михаила СИДЕЛЬНИКОВА.



    У поэта и композитора Валентина Овсянникова есть замечательная песня «Солдаты России», посвященная всем воинам «горячих точек». В ней и такие слова:
    «...Корейское небо, вьетнамское небо, афганское небо -
    Где только ты не был.
    Мы жили беспечно, наград не просили,
    Ушедшие в вечность солдаты России...»

    Эти проникновенные строки напоминают урок географии локальных войн и конфликтов, в которых участвовали российские военнослужащие в минувшем столетии, заставляют задуматься о величии их подвигов не ради наград и славы, а потому, что Родина велела. Они и сегодня не выходят из боя, а их сыновья отстаивают интересы России на Северном Кавказе. И не рвется связь времен, и в ней сила нашей армии и флота, сила народа.
    Им, воинам-интернационалистам просто и честно, по-солдатски выполнявшим свой воинский долг, есть чем гордиться, есть что оставить в память потомкам. В этом всякий раз убеждаешься, когда встречаешься с членами Межрегиональной общественной организации воинов-интернационалистов, ветеранов локальных войн и военных конфликтов - МАВИ.
    Контактный телефон в Москве: (095) 146-10-14.

    Генерал-майор Павел Филиппович Заварухин принадлежит к тому поколению ветеранов, которых нередко называют ровесниками Вооруженных Сил. А потому, направляясь на встречу к прославленному летчику-истребителю, кавалеру семи (!) орденов Красного Знамени, а также еще пяти других боевых орденов и 16 медалей в его московскую квартиру, ожидал увидеть перед собой согнутого годами и недугами человека. Но как же я ошибался! Меня встретил очень обаятельный, подтянутый, сухощавый мужчина, с ясным взором и твердым рукопожатием. Если бы меня не предупредили заранее, никогда бы не поверил, что Павел Филиппович родился в 1913 году!
    - Кстати, с днем моего рождения у меня связана целая история, - улыбаясь, начал свой рассказ Заварухин. - На самом деле я родился в 1914 году, но когда учился в Семеновском кооперативно-торговом училище, прозвучал призыв к комсомольцам «На самолеты!» Чтобы соответствовать требованию приемной комиссии, прибавил себе один год.
    Из пяти добровольцев Заварухина взяли единственного и направили в Горьковскую полковую школу младших... пехотных командиров.
    Оказалось, что в летное училище принимали только военнослужащих с определенными военными знаниями и опытом.
    - Вообще к «чертовой дюжине» я отношусь спокойно, - смеется Павел Филиппович. - Шесть войн прошел, одно время в Великую Отечественную летал на истребителе под 13-м номером, первую свою квартиру за сорок лет службы получил в Москве тоже под этим числом!
    - Может, всему виной число «тринадцать», что вы вписали в свой год рождения? В 1933 году Павел Филиппович наконец становится курсантом Ленинградского летно-теоретического училища. Казалось бы, еще немного - и мечта подняться в воздух осуществится, однако через три месяца учебы училище, готовившее пилотов, реорганизовали в авиационно- техническое для подготовки специалистов авиационного вооружения. После этого многие курсанты ушли из училища, а Заварухин, комсомольский активист, отличник, все же остался. И когда в 1934 году впервые поднялся на самолете в небо, пускай лишь в качестве парашютиста, ощутил небывалый восторг.
    - Спускаюсь на парашюте, вижу под собой Ленинград, и захотелось запеть от счастья, - говорит Павел Филиппович. - Вечером даже написал об этом стихотворение в стенгазету!
    В декабре 1935 года Павел Филиппович в звании воентехника 2 ранга был назначен в 83-ю авиабригаду в Брянске, в истребительную эскадрилью, на должность техника отряда по вооружению самолетов И-16. Отсюда осенью 1936 года он уехал с группой пилотов и техников-добровольцев помогать испанским республиканцам.
    Сразу после той годичной командировки Заварухин был приглашен в Кремль, где ему вручили орден Красной Звезды.
    - Приезжаю из Москвы в свою часть, - вспоминает Павел Филиппович, - а через несколько дней меня снова вызывают в Кремль! Там я получил вторую награду за Испанию - мой первый орден Красного Знамени!
    Награды наградами, но они не заслонили мечту воентехника 1 ранга Заварухина стать летчиком. И в Москве, пользуясь предоставленной возможностью, он подает рапорт на имя командующего ВВС страны с просьбой продолжить обучение - теперь уже летной профессии. Ответ на просьбу был благоприятным: «Определить для прохождения летного обучения в 7-ю Сталинградскую школу военных летчиков.»
    Наконец-то заветная мечта осуществилась! Только не мог Заварухин представить, сколько испытаний выпадет на его долю за долгую военную службу! 1939 год - война на Халхин-Голе, 1940 - война с Финляндией. Кстати, именно здесь не верящий в чудеса и приметы Заварухин однажды в них поверил. А случилось вот что.
    Очередным боевым приказом группе истребителей И-153 («Чайка»), которых использовали и как пикирующие бомбардировщики, было поручено уничтожить береговую батарею противника. Для этого под нижнюю плоскость самолета подвесили бомбы. Прицеливание Павел Заварухин вел по стрелковому прицелу - других на «Чайке» не было. Сброс бомб произвел на высоте 50 метров и заметил, как они точно поразили цель. Но с земли истребитель успели обстрелять. Одна пуля попала в мотор, вторая - точно в трубку прицела ДПИ-7 (пилот обратил внимание, что в окуляре резко потемнело), пробила несколько линз и остановилась перед последней линзой буквально перед глазом летчика. После посадки «Чайки» на аэродроме многие подходили к самолету подивиться такому чуду.
    Великую Отечественную войну Павел Филиппович застал в Батуми командиром эскадрильи истребительного авиационного полка Кутаисской бригады ПВО. В мае 1942 года Заварухин прибывает на Северо-Западный фронт в поселок Крестцы, где базировался 744-й авиаполк 240-й дивизии. С того дня и до 8 мая 1945 года он находится почти в непрерывных боях с фашистскими асами. За это время Павел Филиппович, с апреля 1943 года командовавший 72-м гвардейским истребительным авиационным полком, совершил 400 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 13 самолетов противника, в том числе один тараном. И лишь однажды, после боя 17 июля 1942 года, когда на своем Як-1 один самолет противника сбил пулеметной очередью, а второй - тем самым тараном, Заварухин не вернулся на свой аэродром. Сел, израненный, на вынужденную посадку в районе Бегловских болот...
    После Великой Отечественной войны Павел Филиппович осваивал первые реактивные истребители, в качестве командира 17-й истребительной авиационной дивизии в 1950 году принимал участие в оказании интернациональной помощи китайскому народу. До января 1952 года летчики дивизии не только выполняли задачи противовоздушной обороны Мукдена и Аньшаня, но и обучали летному делу китайских пилотов, воевавших в Корее.
    В Китай генерал-майору Заварухину пришлось вернуться еще раз, в 1956 году, но уже в качестве старшего военного советника командующего Пекинским округом ПВО.
    - Кстати, именно там я провел свой первый послевоенный отпуск, - заметил Павел Филиппович.
    После возвращения из Китая генерал-майор Заварухин 14 лет проработал старшим преподавателем Военной академии Генерального штаба, из них два года - в Объединенной Арабской Республике, в академии Генерального штаба в Каире.
    В отставку вышел в 1974 году, после чего 14 лет работал в Центральном научно-исследовательском институте Министерства обороны в должности старшего научного сотрудника. Защитил кандидатскую диссертацию.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker