на главную страницу

24 марта 2001 года

Россия и мир

Суббота

В центре внимания - каспийская тема

Роман СТРЕШНЕВ, «Красная звезда».



    Нефть называют не только черным золотом, но и кровью земли. В обоих случаях метафора подчеркивает благородство этой горючей жидкости, способной согревать мир, двигать машины, перевоплощаться в массу других ценных для человека вещей. Нефть, если и не всеобщий эквивалент, то весьма близкий к этому товар. Ее можно обменять на что угодно. Нефть разделяет и властвует, создает военные союзы и разжигает конфликты, питает механизмы разрушения и губит живую природу. Но она же умиротворяет, принуждает к диалогу, придает политике гибкость. Нефть делает одних несметно богатыми, других истощает и заставляет напрягать силы в поисках альтернативных источников энергии. Они, эти источники, как известно, существуют и обещают человечеству когда-нибудь освободить его от поклонения подземным черным озерам. Но это случится в будущем. Пока же нефть остается безраздельным лидером в перечне энергоносителей. Пока она диктует законы и нравы.

    До 1991 года вопросы, касающиеся Каспийского моря, рассматривались в контексте двух договоров - 1921 и 1940 годов - между СССР и Ираном. Эти документы регулировали правовой режим Каспия. Водное пространство рассматривалось только как советское и иранское. Действовал принцип общей воды, за исключением 10-мильной прибрежной зоны. Вопрос о разделе дна Каспийского моря тогда не возникал из-за недостаточной изученности природных богатств недр Каспия.
    После распада СССР, кроме России и Ирана, в число прикаспийских держав вошли Азербайджан, Казахстан и Туркмения. Эти страны в качестве государств - участников СНГ подписали 21 декабря 1991 года Алма-Атинскую декларацию о признании и соблюдении всех ранее заключенных договоров и соглашений бывшего СССР, в том числе и по Каспийскому морю. Стороны согласились с положениями договоров СССР и Ирана касательно соблюдения режимов свободы судоходства и рыболовства за пределами 10-мильной зоны, а также с запретом на плавание судов под флагами третьих стран.
    Однако в вопросе разработки природных богатств, использования биоресурсов и решения экологических проблем моря между прикаспийскими странами возникли разногласия. Особенно сильно политические баталии разгорелись после многочисленных прогнозов и заявлений экспертов об огромных залежах нефти и газа на Каспии, ставящих этот регион на третье место после Персидского залива и Сибири.
    Из-за возникших разногласий девять лет проблема Каспийского моря не находила своего совместного разрешения. Каждое из пяти прикаспийских государств в зависимости от своих экономических и политических интересов настаивало на своем определении правового статуса Каспия.
    Внося вклад в достижение общего решения, Россия после некоторого сближения позиций с другими прикаспийскими государствами стала подходить к решению проблемы Каспия путем двусторонних контактов с последующим переходом к многосторонней встрече глав прикаспийских государств. После проведенных консультаций российская сторона выдвинула компромиссное предложение - прибрежная зона согласованной ширины (ориентировочно 10-12 миль), сохранение в общем пользовании водного пространства и разграничение дна (ресурсов) по методу модифицированной срединной линии, проводимой с учетом равноудаленности точек. Данный метод предполагает модификацию (смещение в ту или иную сторону) срединной линии. Например, по договоренности заинтересованных сторон в случае пересечения срединной линией части инфраструктуры какого-либо государства может быть произведена модификация срединной линии в пользу этого государства. Касательно освоения спорных месторождений, находящихся на меже, как один из вариантов предложен принцип «50х50».
    Аналогичную позицию занял Казахстан, признавая секторальное разграничение только дна, а не водной толщи, остающейся в общем пользовании. Итогом схожести российско-казахских позиций стал первый шаг Москвы и Астаны к решению каспийской проблемы. После проведения совместной работы внешнеполитических ведомств двух государств 6 июля 1998 года между Казахстаном и Россией было подписано Соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование. Продолжением совместной работы стало подписание 9 октября 2000 года президентами России и Казахстана Декларации о сотрудничестве на Каспийском море. В данном документе стороны подтвердили убежденность в том, что в основу консенсуса целесообразно положить предложение о разграничении дна моря между сопредельными и противолежащими государствами по срединной линии. Уточняется, что использование месторождений, через которые пройдет согласованная разграничительная линия, может быть предметом отдельных договоренностей между прикаспийскими странами. Россия и Казахстан выступили также с инициативой образования на постоянной основе пятистороннего каспийского центра, задачей которого стал бы мониторинг природной среды Каспийского моря.
    Азербайджан изначально выступал лишь за раздел всего пространства моря на национальные сектора с установлением морских границ. В данном случае Каспий рассматривался как закрытое внутреннее озеро. При таком развитии сценария делить пришлось бы не только воду и недра, но даже и воздушное пространство над Каспием. Это в свою очередь требует огромных финансовых затрат, а также усложняет торгово-экономические отношения прикаспийских стран.
    Однако после многочисленных переговоров и совместных консультаций дипломатических ведомств произошло сближение позиций России и Азербайджана. Это подтверждает недавний визит Президента РФ Владимира Путина в Баку, где было подписано совместное Заявление Российской Федерации и Республики Азербайджан о принципах сотрудничества на Каспийском море. По своему содержанию оно схоже с вышеупомянутой декларацией России и Казахстана. В документе также предлагается разграничить дно Каспийского моря между сопредельными и противолежащими государствами на секторы (зоны), используя метод срединной линии с учетом общепризнанных принципов международного права и сложившейся практики. За каждым из прибрежных государств в образуемом секторе (зоне) будут признаваться исключительные права в отношении минеральных ресурсов и другой правомерной хозяйственно-экономической деятельности на дне.
    Таким образом, было найдено общее основание в разрешении каспийской проблемы. По мнению специального представителя Президента РФ по Каспию Виктора Калюжного, Россия, Казахстан и Азербайджан фактически оформили единую позицию относительно раздела дна моря. Однако остаются еще два прикаспийских государства, с которыми также путем компромисса нужно решить вопрос Каспия - это Туркменистан и Иран.
    Иран, как и ранее, отдает предпочтение тому, чтобы и водное пространство, и недра Каспия были в общем пользовании, то есть установлению режима кондоминиума (совместного владения). Однако после несогласия с данным режимом некоторых прикаспийских государств Иран предложил другой вариант - равное деление морского дна - по 20 проц. каждому из прикаспийских государств. Туркменистан в настоящее время поддерживает эту позицию Ирана, считая данное деление наиболее приемлемым и справедливым. Но такой подход можно считать изначально конфликтным, так как обширная часть инфраструктуры, а также месторождения, на которых уже идет добыча ресурсов, одного государства попадут в ведение другого государства.
     Вместе с тем после состоявшихся переговоров с иранскими официальными лицами обозначились перспективы выработки правового статуса Каспийского моря. Они подтвердились и в ходе состоявшегося официального визита в Россию президента Ирана Мохаммада Хатами. В подписанном президентами двух стран Совместном заявлении по правовому статусу Каспийского моря Россия и Иран открыто заявили о своем неприятии прокладки по дну Каспия любых транскаспийских нефте- и газопроводов, являющихся опасными в экологическом отношении из-за чрезвычайно активной геодинамики. В заявлении стороны подчеркнули, что все решения и договоренности, касающиеся правового статуса и режима использования Каспия, будут иметь силу только в том случае, если они будут приняты с общего согласия пяти прикаспийских государств, так как ресурсы моря являются их совместным достоянием. При этом президенты отметили необходимость проведения встреч экспертов для согласования позиций.
    В первой декаде апреля этого года в туркменском порту Туркменбаши запланировано провести Саммит глав пяти прикаспийских государств по проблемам международно-правового статуса Каспийского моря. С целью обсуждения и сближения позиций сторон в Тегеране с 20 по 22 февраля на уровне заместителей министров иностранных дел состоялось третье заседание специальной рабочей группы по Каспию.
    По всей видимости, в начале нового тысячелетия проблемы статуса Каспийского моря, его природных ресурсов и экологии будут решены путем совместной работы всех прикаспийских государств.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker