на главную страницу

27 марта 2001 года

Тема номера

Вторник

Купола над Рязанью

На базе 137-го гвардейского парашютно-десантного полка проведено показное тактическое учение

Олег ФАЛИЧЕВ,«Красная звезда».
Фото Леонида ЯКУТИНА,«Военинформ».



    Тактическое учение с боевой стрельбой - это обычно кульминация в боевой учебе войск. Своего рода момент истины в проверке мастерства личного состава. Что касается воздушно-десантных войск, то в их составе в основном части постоянной боевой готовности. А это означает, что они в любое время года должны быть готовы к боевому применению. Именно в этом, пожалуй, и была одна из особенностей данного полкового учения, которое обычно проводится после слаживания рот и батальонов. Но, повторю, на то они и десантники, чтобы всегда быть во всеоружии.

    Не смутили воинов и сюрпризы, которые попыталась им преподнести погода: низкая облачность, мокрый снег, ветер. Сам этап десантирования и боевой стрельбы был сдвинут на сутки. Но я видел, с каким упорством и тщательностью готовили технику бойцы.
    Мы побывали на аэродроме, куда приземлились для загрузки десять Ил-76. В огромные их чрева загружали БМД-2, БМД-3, ГАЗ-66... Тут же хлопотали курсанты старших курсов Рязанского института ВДВ. Любо-дорого было смотреть, как они вместе с техниками экипажей «Илов» спокойно, со знанием дела осуществляли погрузку. Казалось бы, что тут сложного? Но попробуй зазевайся, и тяжелая махина БМД разнесет борта самолета.
    Разговорился с курсантами. 4-й взвод, 12-я рота. Командир отделения сержант Григорий Курчанинов, курсанты Евгений Дружинин, Андрей Комардин... Они рассказали, что их не впервые привлекают на подобные мероприятия. А 137-й гвардейский парашютно-десантный полк к тому же только что вернулся из Чечни, так что помощь не помешает.
    А вообще-то в этом полку служат настоящие герои. Многие прошли Чечню, другие «горячие точки». Вот и на этот раз целый экипаж будет десантироваться внутри боевой машины десанта...
    Действительно, полк - один из лучших в ВДВ. Удивительное дело, командованию и сегодня, в очень непростое для страны и армии время, как-то удается сохранять лучшие традиции, воспитывать в людях верность Отечеству, умение стойко переносить трудности и лишения. Мне, например, удалось перед прыжками встретиться с экипажем боевой машины десанта, которому предстояло десантироваться в БМД. Что ощущает человек, находясь в темноте бронированной машины, падающей с заоблачной высоты? Заместитель командира батареи старший лейтенант Владислав Денисенко (на снимке), помощник гранатометчика рядовой Владимир Медведев, наводчик-оператор рядовой Роман Александров, механик-водитель рядовой Алексей Бугаев... Все держались спокойно, уверенно, четко, даже как-то буднично отвечали на вопросы. Нельзя было не удивиться силе духа этих парней, их вере в технику, профессионализм сослуживцев и экипажа Ил-76. Мне в ту минуту подумалось вдруг: да и как без веры-то служить? Это, может, единственное, что сегодня осталось у людей в погонах - вера в плечо друга, правоту идеалов.
    ...По сценарию учения в 90 километрах от Рязани находилась база хранения материальных средств и вооружения боевиков, узел связи и полевой подвижной лагерь. Их-то и надо было захватить с воздуха.
    Мы наблюдали десантирование усиленной тактической группы полка в два потока в боковые двери с самолета Ил-76. В ее составе разведрота под руководством командира роты гвардии капитана В. Симаковича. Личный состав роты неоднократно участвовал в разведывательно-поисковых действиях в «горячих точках». Большинство офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат награждены боевыми орденами и медалями СССР и России. А гвардии лейтенанту Игорю Сарычеву и гвардии старшему сержанту Денису Зуеву за мужество и героизм, проявленные в ходе выполнения боевых задач, присвоено звание Героя России (посмертно).
    Видно, как в холодном небе один за другим раскрываются купола. Десантники тут же переводят оружие в положение для стрельбы в воздухе и наносят поражение противнику в районе площадки приземления.
    В радиоэфире слышно, как командиры разведывательных групп докладывают о десантировании и сборе личного состава, а гвардии капитан Симакович уточняет боевую задачу. Приходится провести доразведку местоположения объектов противника. Вскоре разведгруппа обнаруживает умело замаскированную огневую точку. Потом еще одну... Разведчики вступают в огневой контакт с противником. По другим объектам наносится поражение силами и средствами старшего начальника. А за 30 минут до начала выброски главных сил десанта - бомбоштурмовой удар по доразведанным позициям.
    Используя результаты авиационных ударов и фактор замешательства противника, старший командир принимает решение на выброску боевой техники, находящейся на вооружении парашютно-десантного полка, материальных средств и грузов. Видно, как идет выброска шести единиц БМД-2 со средствами десантирования ПРСМ-916, автомобиля ГАЗ-66, зашвартованного на парашютной платформе П-7, с использованием парашютной системы МКС-5-128Р в четырехкупольном варианте, ящиков с боеприпасами...
    Придя в себя, противник вступил в огневой бой с подразделениями десанта. А подступы к его объектам, как выяснилось, прикрыты минными полями, местоположение которых заранее определить было невозможно. Наступающие остановлены на минном поле и несут первые потери. Значит, придется проделывать проходы с использованием штатных зарядов разминирования. Как теперь сложится обстановка? Удастся ли основным силам полка сломить сопротивление боевиков?
    Казалось, вот-вот мы получим ответы на эти вопросы. Но именно в этот момент погода вновь резко ухудшилась, поднялся ветер. И командующий воздушно-десантными войсками генерал-полковник Георгий Шпак после некоторого раздумья дал отбой на выброску основных сил, решив не рисковать. Это решение далось, видимо, ему нелегко, но оно было обоснованно.
    Впрочем, к этому часу и так стало ясно, что обстановка на учении создана довольно сложная, а противник действует расчетливо и коварно. Что касается роты капитана Симаковича, то ей пришлось выполнять боевую задачу в отрыве от главных сил, к чему десантники себя постоянно готовят. И на этот раз они справились с задачей успешно.
    После паузы на площадке десантирования творил чудеса экипаж Ил-76 под командованием старшего летчика-испытателя 1-го класса полковника Анатолия Полонского. Я, например, видел такое впервые. Что такое Ил-76? Это громадина с максимальной взлетной массой в 190 тонн и скоростью 800 км/час. Так вот, на глазах у изумленной публики экипаж произвел десантирование тяжелой платформы П-7 весом в 10 тонн с высоты всего... 5-7 метров! Как это произошло? Пилот снизил скорость до 250 км/час, выпустил шасси, закрылки. И так, с включенными посадочными огнями, на наших глазах опустился ниже кромки елей. После чего в хвосте самолета открылся грузовой люк, вспыхнуло белое пятнышко наполняющегося потоком воздуха парашюта, который буквально вытащил из чрева «Ила» многотонную платформу с грузом. И, о чудо, она не разбилась, не стала кувыркаться, а плавно заскользила на полозьях по заснеженному полю.
    Каким же мастерством надо обладать, чтобы несколько раз выполнить этот маневр. Хотя, конечно, многое зависело и от штурманского обеспечения, за которое отвечали старший штурман дивизии, заслуженный военный штурман России полковник Александр Ларьянович и начальник группы штурманов-инспекторов 61-й ВА ВГК (ВТА) штурман-снайпер полковник Петр Ярошинский.
    Командующий 61-й воздушной армией ВГК (ВТА) генерал-лейтенант авиации Виктор Денисов так отозвался о боевой работе и действиях летчиков:
    - Сегодня более детально отработан тактический фон, на котором проводятся учения. В их подготовке и контроле готовности участвовал заместитель министра обороны генерал армии Владимир Топоров. Конечно, была определенная проблема с горючим. Но нам выделили необходимые лимиты. Что касается маловысотного сброса, то летчики ГЛИЦ проводят это уже не впервой. Правда, готовы на это пока лишь единичные экипажи.
    В целом учение показало, что мобильнее, надежнее, крепче крылатой пехоты, пожалуй, нет хоть в оборонительном, хоть в наступательном бою. Как, впрочем, нет и универсального солдата, рода войск. Лишь в совокупности они представляют мощный, всесокрушающий кулак. Кстати, еще есть над чем работать и самим десантникам. Так, одного солдата, не сумевшего справиться с куполом, отнесло от площадки приземления примерно на 2 км, а кое-кто оказался на деревьях. Все это отразилось на времени сбора десантников и их мобильности. Правда, и средств на то, чтобы прыгать чаще, у них тоже не хватает. Как сказал первый заместитель начальника Главного управления боевой подготовки Вооруженных Cил генерал-лейтенант Валерий Марченков, хорошо, что подобные учения все же проводятся, хотя и без достаточного материально-технического обеспечения. Но, увы, именно в таких условиях приходится организовывать сегодня боевую подготовку.
    И он, конечно, прав. Например, даже выпускники Рязанского института ВДВ не набирают достаточного количества прыжков. «Им надо иметь 50 прыжков, а мы еле дотягиваем до 25», - сказал мне один из офицеров из штаба ВДВ. И так во многом. Так что пока приходится в основном «дотягивать», «доучивать», «добирать». Но таковы реалии, в которых мы живем. И то, что на этом учении вопреки всему удалось приподняться над подобными «реалиями» и повседневностью, - неоспоримый факт.

    Комментарий командующего воздушно-десантными войсками генерал-полковника Георгия Шпака:
    - Мы провели плановое полковое тактическое учение 137-го парашютно-десантного полка 106-й Тульской дивизии. На него пригласили командиров полков и дивизий ВДВ, чтобы показать методику организации подобных мероприятий. Несмотря на сложные погодные условия, успешно десантировалась разведывательная рота полка как передовой отряд. Было выброшено из четырех самолетов 11 единиц техники: 6 - на парашютно-реактивных системах, 5 - на парашютных. Все прошло благополучно. Но общая оценка будет выставлена после завершения всех элементов полевых занятий.
    Что касается особенностей, то, увы, это единственное полковое учение, которое мы проводим в течение года. Почему? Из-за нехватки средств, ограниченных возможностей у других полков... Именно поэтому тут так тщательно изучается передовая методика и опыт, накопленный командирами.
    К сожалению, повторю, нам несколько спутала карты погода. У нас есть ограничение по ветру. Мы не имеем права рисковать жизнью людей в мирное время. Поэтому вынуждены были отказаться от десантирования экипажей внутри боевой техники, что разрешено при силе ветра до 7 м/сек. А сегодня порывы были до 9 м/сек.
    И еще. Все элементы этого полкового тактического учения разрабатывались с учетом опыта, полученного ВДВ за последние 10 лет в «горячих точках». Особенно опыта, приобретенного в двух чеченских кампаниях.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker