на главную страницу

29 марта 2001 года

Россия и мир

Четверг

Сбиты на взлете

Венгрия предпочла подержанную американскую авиатехнику

Юрий БАРАНОВ,
корр. РИА «Новости» -
специально для «Красной звезды».
Будапешт.



    Долго в Венгрии судили да рядили, что лучше: приобретать для обновления своих ВВС дорогостоящие летательные аппараты западного производства или же ограничиться модернизацией находящихся на вооружении истребителей российского производства МиГ-29. Мнения на этот счет резко расходились. А интрига разворачивалась, как в захватывающем детективе, где финал неясен до самого конца.

    Недостатка в выборе самолетов не было. Шведская авиакомпания «Сааб» предлагала истребитель «Грипен», французская «Дассо» стремилась протолкнуть новую модель «Миража». Но больше всего усердствовали американцы, предлагая свой авиатовар на выбор. Компания «Боинг Макдоннел-Дуглас» навязывала новейшие и дорогостоящие F/А-18 Хорнет, а «Локхид Мартин» старалась запродать по сходной цене бывший в употреблении F-16.
    Что же касается варианта модернизации МиГ-29, то услуги на этот счет предлагали немецкие, российские, израильские и польские фирмы, обладавшие соответствующим технологическим опытом и производственными мощностями. Предпочтительней виделись позиции немецкого предприятия «DАСА», которое намеревалось привлечь к намечавшимся работам российское предприятие-изготовитель «МиГ-МАПО». С этой целью между министерством обороны Венгрии и фирмой «DACA» даже было подписано соглашение о намерениях. Весьма заманчивым для венгерской стороны считалось и то, что на основе создания совместного российско-венгерского предприятия предполагалось использовать потенциал простаивающего ныне Дунайского авиазавода. По признанию экспертов, это позволило бы венграм сохранить на предприятии не только старые, но и создать новые рабочие места.
    Обстановка складывалась таким образом, что немецкая сторона не сомневалась в скором заключении весьма выгодного для нее контракта о модернизации 14 из имеющихся в наличии 27 МиГов Кечкеметского авиаполка. Тем более что в приватных беседах некоторые венгерские чиновники неоднократно давали понять, что вопрос в скором времени разрешится именно в пользу «DACA». К тому же в Венгрии никогда не сомневались в надежности немецких партнеров, которые занимают первое место среди всех прочих зарубежных инвесторов, вкладывающих немалые деньги в венгерскую экономику. Даже министр обороны Янош Сабо неоднократно заявлял в своих выступлениях перед прессой, что вариант модернизации МиГов с точки зрения экономии средств более предпочтителен по сравнению с закупками новых дорогостоящих машин.
    Наконец за себя говорят сами МиГи. Так, в ФРГ эти машины прошли качественный капитальный ремонт на том же предприятии «DACA» и по сей день продолжают оставаться на вооружении «Люфтваффе». Причем командование не пожелало расстаться и с высококвалифицированными пилотами, которые управляют этими самолетами. То же самое можно сказать и о летчиках Кечкеметского авиаполка, которые пилотируют МиГ-29. Подтверждением этому, например, служит тот факт, что венгерский военный летчик 1-го класса майор Дьюла Вари на ежегодном Лондонском авиасалоне несколько лет подряд занимал первые места по нескольким видам техники высшего пилотажа на своем МиГ-29. Не менее высокие результаты на этом же авиасалоне показал и его напарник капитан Петер Ковач. Компетентные эксперты при этом отметили, что венгерские летчики продемонстрировали свое высочайшее мастерство на машинах, которые даже не прошли модернизацию. А ведь им пришлось конкурировать в воздухе с такими современными машинами, как обновленная модель американского истребителя F/А-16, французским «Мираж 2005», шведским «Грипен» и другими известными образцами различных мировых авиастроительных фирм.
    Однако противники модернизации также не дремали. С завидным постоянством посол (ныне уже бывший) США в Венгрии Питер Тюфо «пробивал» поставки в Венгрию американской авиатехники. Особенно американский дипломат ратовал за бывшие в употреблении F-16, которые долгое время без дела пылились где-то в Соединенных Штатах на военных складах. Полностью выработав свой ресурс, эти машины давно уже были списаны как устаревшие. Но Питер Тюфо продолжал их лоббировать, теряя всякие дипломатические приличия. Не моргнув глазом, он публично заявил, что «модернизация МиГов станет для Венгрии выброшенными на ветер деньгами, так как скоро настанет такой момент, когда с венгерских аэродромов будут взлетать лишь самолеты американского производства F-16 и F-18». Такая беспардонность американского дипломата, естественно, вызвала бурю протестов среди венгерской общественности. Министр обороны Янош Сабо в связи с этим вынужден был напомнить, что его ведомство уже подписало соглашение о намерениях с немецким предприятием о модернизации истребителей МиГ-29. При этом была названа предварительная стоимость проекта, оцениваемая в 20 миллиардов форинтов.
    Окончательное решение по поводу судьбы венгерских ВВС должен был принять кабинет правительства. Оно ожидалось, как было объявлено, еще до конца прошлого года. Однако время шло, минул один месяц 2001 года, наступил другой, а решение так и не принималось.
    Именно в это время со стороны Соединенных Штатов и НАТО в адрес Венгрии посыпались упреки по поводу того, что она продолжала-де экономить на военных расходах. Это недовольство усугублялось еще и тем, что в связи с экстремальными погодными условиями последних двух лет, вызванными наводнениями и стихийными бедствиями, венгерское правительство вынуждено было изъять из бюджета минобороны 7 миллиардов форинтов. Из Брюсселя напомнили, что венгерское правительство еще в 1997 году в надежде вступить в НАТО однозначно брало на себя обязательство повысить оборонные расходы до 1,81 процента от валового внутреннего продукта.
    Своего апогея интрига достигла в начале февраля, когда заседание правительственного кабинета по вопросу о модернизации ожидалось со дня на день. Натовские и американские представители буквально выламывали руки членам кабинета, стремясь их уговорить в пользу F-16. И каково же было удивление официальных представителей фирмы «DACA», когда 8 февраля кабинет принял решение прямо противоположное тому, которое ожидалось. Было объявлено о приобретении подержанных истребителей F-16. В течение четырех последующих лет венгерские ВВС получат 24 бывших в употреблении самолета, которые после расконсервации будут в США модернизированы. По предварительным подсчетам, приобретение этих машин, вооружение и подготовка обслуживающего персонала обойдется венгерской казне в 160 миллиардов форинтов, что соответствует 530 миллионам долларов.
    Впрочем, как выяснилось, и вариант с МиГами все же до конца не отпадает. Поскольку остающимся в строю самолетам предстоит еще как минимум летать до 2005 года, все они должны будут пройти ограниченную модернизацию. Осуществить ее предполагается отечественными заводскими силами и с помощью российского предприятия-изготовителя «МиГ-МАПО». Общая стоимость работ планируется в пределах 1,5 миллиарда форинтов.
    Что ж, политическое решение принято. В конце-то концов это прерогатива венгерского государства. Однако в самой Венгрии далеко не все согласны с этим постановлением. Например, официальные представители крупнейшей в стране оппозиционной Венгерской социалистической партии подвергли острой критике решение своего правительства о приобретении подержанной и весьма дорогостоящей американской авиатехники.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker