на главную страницу

5 апреля 2001 года

Армия сегодня

Четверг

Они слушают море

Роман Фомишенко,«Красная звезда».
Фото Владимира СУЛЬЖЕНКО и из архива дивизии.



    На днях самое большое соединение противолодочных кораблей ВМФ
России – дивизия Кольской флотилии разнородных сил Северного флота, которой командует контр-адмирал Юрий Крысов, отметила свое 45-летие.

    История соединения вызывает неподдельную гордость за наш флот и военную науку. Позади у противолодочников 38 боевых служб и 26 официальных зарубежных визитов, 34 раза они завоевывали кубки главнокомандующего ВМФ за поиск и атаку подводных лодок.
    Морякам дивизии противолодочных кораблей можно по-доброму позавидовать: они имеют возможность слушать море, окунаться душой в замысловатую симфонию океанской бездны. Правда, такое умиротворение длится лишь до поры, пока развертка на экране акустического комплекса вдруг не «выплеснет» особую зигзагообразную отметку - «зубчик» подводной лодки. После этого романтическое настроение вмиг перехлестывает азарт, отличающий бывалого охотника.
    «Профи» утверждают, что акустика – наука относительная. Поэтому охотник-противолодочник, заметив на экране гидроакустического комплекса «подводного зверя», никогда не спешит. Каждой субмарине, как и человеку, присущи индивидуальные черты, по которым надводные «сыскари» отличают подлодку, затаившуюся в глубине, от косяка дремлющей селедки. Если лодка, то атомная или дизельная. Можно и национальность ее определить: американская, английская или наша, родная. Классному специалисту акустический контакт дает много информации. При хорошем «музыкальном» слухе подноготную цели можно разложить по полочкам. Такое акустическое «прикосновение» к стальному брюшку подводного противника дорогого стоит.
    В конце 50-х в Соединенных Штатах началось бурное развитие тактического и стратегического ракетного оружия морского базирования. Неизвестно, как бы развивалась история отечественного флота, если бы для борьбы с подводной ракетно-ядерной угрозой Адмирал Флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков не выбил инвестиции на научно-исследовательскую работу в области акустики. В итоге флот получил новые типы гидроакустических и радиолокационных станций, современное ракетно-торпедное оружие. В разгар «холодной войны» современные противолодочные корабли пришли на Северный флот. На их базе была сформирована отдельная дивизия крейсеров, давшая позже «путевку» в море соединению противолодочных кораблей – одному из самых мощных в ВМФ России.
    Во время одной из первых боевых служб корабельная поисково-ударная группа (КПУГ) североморцев поймала и в течение суток держала на акустическом «крючке» дизельную «иностранку», а в итоге заставила ее всплыть.
    Чуть позже были длительные не менее результативные плавания в Северо-Восточной и Западной Атлантике, в Средиземном море. Корабли дивизии выполняли задачи у берегов Анголы, Сирии, Ливии, Алжира, Югославии, Кубы. В 1990 году семь месяцев большие противолодочные корабли «Адмирал Левченко» и «Симферополь» бороздили воды Средиземноморья. За поход многие североморцы удостоены государственных наград. Всякий раз, будь то учения, официальный визит либо межфлотский переход, впереди кораблей закидывался невидимый «невод», сотканный посылами гидроакустических комплексов.
    Показать себя во всей красе противолодочникам ежегодно удается во время учебного поиска и атаки подводной лодки на приз главкома ВМФ. Призовой «улов» за эти годы у североморцев большой: 18 атомных и 16 дизельных субмарин. Звание лучших в ВМФ по поиску и атаке субмарины северяне в прошлом году подтвердили уже в пятый раз подряд.
    Даже в самые тяжелые времена, когда большая часть кораблей ВМФ стояла без топлива у причалов, в дивизии не снижался уровень боевой выучки личного состава. Впрочем, кадровые перестановки и сокращение офицерского состава не проходили бесследно.
    - В 1998 году после очередной реорганизации сократили штабы двух бригад, - рассказывает контр-адмирал Юрий Крысов. - В составе дивизии осталась лишь пятая часть штабных офицеров. Но и тогда мы не сдались, смогли выдержать заданный уровень боеготовности кораблей. Сегодня можно с гордостью констатировать, что у нас процент кораблей постоянной готовности самый высокий в ВМФ. А наплаванность некоторых кораблей больше, чем целых соединений. Во многом это заслуга наших командиров кораблей - капитанов 1 ранга Михаила Холдоенко и Сергея Максименко, капитана 2 ранга Евгения Ирзы, флагманских специалистов капитанов 2 ранга Павла Сажнева, Владимира Родака и Леонида Лукашевича, главных боцманов старших мичманов Валерия Танкевича и Леонида Рачковского.
    Неохотно комдив рассказывает о трудностях. А они все-таки есть даже у лидеров. Возвращаясь в базу, часть кораблей швартуется у отдаленных причалов, так как в главной базе им не хватает места. Большое число гарнизонных нарядов отвлекает многих моряков от боевой учебы. Два года подряд ни один военнослужащий дивизии не награжден государственной наградой, потому что представленные к ним люди не попали в список «наградного лимита».
     Моряки верят, что эти проблемы временные, ведь у них самые лучшие корабли, как, например, БПК «Адмирал Чабаненко». В конце года ожидают прихода БПК «Вице-адмирал Кулаков». Именно от причалов дивизии вновь и вновь уходят корабли в море. Здесь у России надежный противолодочный редут.

    На снимках: командир дивизии контр-адмирал Юрий Крысов; БПК «Адмирал Чабаненко» в море.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker