на главную страницу

7 апреля 2001 года

Россия и мир

Суббота

Европа нам ближе

Пока НАТО играет в войну, Россия и ЕС закладывают фундамент новой архитектуры безопасности на континенте

Юрий ПАНКОВ.



    Через год, в марте 2002 года, в Норвегии и Польше развернется новый «театр военных действий». По плану натовских учений, «Россия вторгается в Норвегию и Польшу». Для отражения этой «агрессии» в Норвегию прибудут 17 тыс. военнослужащих из 15 стран НАТО. Кроме того, 23 тыс. солдат и офицеров альянса будут «защищать» Польшу. Таков сценарий крупномасштабных маневров альянса «Стронг Ризолт-2002», на роль врага в которых, как и в годы «холодной войны», вновь будет примерена Россия.

    Во время первых же общих маневров НАТО после вступления Венгрии, Чехии и Польши в альянс натовцы разыграют сценарий войны именно с восточным соседом, что наглядно продемонстрирует тот мотив существования и расширения блока на Восток, который, по мнению некоторых воинствующих трансатлантистов, должен стать доминирующим. Не забывать, «против кого дружим», настоятельно рекомендуют и представители новой американской администрации. Как явствует из слов помощника президента США по национальной безопасности Кондолизы Райс, Россия продолжает представлять «угрозу для Запада, в силу того что остается крупнейшей ядерной державой». При этом решение проблем безопасности за океаном видят не в продолжении процесса взаимного разоружения и четкого следования международным соглашениям в области контроля над вооружениями, а, напротив, в попытке получить подавляющее военное и технологическое превосходство, подвергая сомнению фундаментальные договоры, и прежде всего Договор по ПРО от 1972 года.
    Любопытно, что все это происходит на фоне усиливающегося взаимодействия Европы и России в вопросах внешней политики и безопасности. В эти дни в Москве находился верховный представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Хавьер Солана, визит которого проходил под знаком подготовки к майскому саммиту ЕС - Россия в Москве. А 9-10 апреля в Санкт-Петербурге состоится очередная российско-германская встреча на высшем уровне.
    Ставшие в последнее время регулярными саммиты Россия - ЕС, а также контакты руководства России с европейскими лидерами создали фундамент для формирования новой неблоковой архитектуры безопасности на континенте. Россия приветствует расширение Евросоюза, который в отличие от НАТО не является военным блоком, но все нагляднее демонстрирует стремление решать проблемы собственной безопасности без излишней опеки США. Тогда как НАТО, по оценке Москвы, зачастую игнорирует мнение международного сообщества и положения международно-правовых документов при принятии своих решений, Евросоюз проявляет готовность в полной мере учитывать интересы России в решении вопросов европейской безопасности. Страны ЕС и Россия постепенно приходят к пониманию единого «европейского дома», Европы от Атлантики до Урала, где нет альтернативы взаимовыгодному и взаимоуважительному партнерству, а безопасность каждого в итоге означает безопасность всех.
    Необходимость самостоятельно решать вопросы безопасности в собственном доме европейцы во многом осознали в ходе бомбардировок Югославии, когда «заокеанский партнер» поставил Европу на грань широкомасштабной экологической и гуманитарной катастрофы. Страны Евросоюза приняли решение проводить совместную политику в области внешней политики и безопасности, а также иметь в своем распоряжении уже к 2003 году 60-тысячный европейский корпус быстрого реагирования.
    Американцы с самого начала довольно агрессивно восприняли инициативу Евросоюза, заявив, что на карту поставлена трансатлантическая солидарность, а «НАТО оказалась под угрозой распада». На самом деле в Вашингтоне не могут не понимать, что НАТО как оборонительному союзу по-прежнему ничего не угрожает, разве что окончательная адаптация к эпохе после «холодной войны». Другое дело, что под вопрос ставится будущее НАТО как европейского и мирового полицейского, а США вовсе не горят желанием лишиться возможности использовать механизмы и структуры Североатлантического альянса для проведения собственных интересов.
    В свое время Соединенные Штаты не учли пожелания своих союзников пойти на установление паритета между европейцами и американцами в командных структурах альянса и тем самым выравнять перегиб в сторону американской составляющей НАТО. Теперь Евросоюз, имеющий высокие экономические показатели и оформившиеся приоритеты в области внешней политики и безопасности, не согласен мириться с ролью «младшего брата» в «американской организации», коей до сих пор является НАТО. В европейских столицах уже предпринимаются попытки постепенно вытолкнуть НАТО на периферию процесса обсуждения вопросов безопасности континента и принятия ключевых решений в этой сфере.
    Как сообщило министерство обороны Великобритании, высшие военные чины НАТО не будут иметь автоматического права присутствовать на заседаниях комитета по планированию будущих сил быстрого развертывания Европейского союза. Тем самым находит косвенное подтверждение информация о том, что создаваемые ЕС европейские силы будут иметь частично автономные от НАТО структуры выработки и реализации решений. Кроме того, Франция, например, также настаивает на том, чтобы создаваемые Европейским союзом силы быстрого реагирования имели независимые службы сбора и анализа информации. «Армия ЕС должна иметь собственный оперативный потенциал», - подчеркивает глава МИД Франции Юбер Ведрин. Как отмечают эксперты, если ЕС удастся создать независимые от НАТО оперативные структуры сбора информации и принятия решений, это позволит европейской армии действовать автономно от НАТО.
    Уже сейчас европейцы готовы взять на себя полную ответственность за обеспечение безопасности в «горячей точке» Европы. На состоявшемся на днях совместном заседании ЕС и НАТО было заявлено о намерении Евросоюза расширить свою военную роль на Балканах при одновременном сокращении американского присутствия в регионе. Характерно, что Евросоюз и Россия единодушны в оценке необходимости поиска политико-дипломатических, а не военных решений кризиса. Что касается технических аспектов выполнения миротворческой миссии, то у Евросоюза есть полугодовой опыт руководства операцией в Косово, которое осуществлялось под эгидой Еврокорпуса. А сейчас Россия и ЕС активно обсуждают возможности совместного проведения миротворческих операций на Балканах.
    Очевидно, что столь деятельная роль Евросоюза не может оставить безучастным Вашингтон, который если и готов смириться с активностью европейцев в вопросах безопасности, то только в рамках структур НАТО, но никак не автономно от них. В Вашингтоне прекрасно отдают себе отчет в том, что, если роль НАТО будет низведена к функции коллективного щита, то в условиях отсутствия реальной угрозы и реального противника альянс обречен «раствориться» в новой архитектуре европейской безопасности, а США потеряют доминирующие позиции в Европе.
    Выход из этой ситуации в Вашингтоне нашли весьма тривиальный: если противника не существует, его надо придумать. Возможно, даже не проявив при этом сколько-нибудь изобретательности. Однако, учитывая новый формат отношений России и ЕС, убедить европейцев в том, что Москва представляет угрозу западному сообществу, похоже, будет не так-то просто.
    Куда более изощренной представляется идея стратегической ПРО, в которую американцы хотят втянуть своих европейских союзников. Здесь «угроза» как бы размыта и потому может оцениваться некоторыми в качестве более реальной, чем в случае с Россией. На самом деле для США это не в последнюю очередь возможность на долгосрочную перспективу сплотить под своим началом колеблющихся европейцев и таким образом вдохнуть в НАТО новую жизнь. Европейцы не смогут самостоятельно реализовать подобную программу, а значит, дав себя убедить в ее полезности, неминуемо попадут на крючок новой американской администрации.
    Продвигая идею новых «звездных войн» и агитируя европейцев отказаться от самостоятельности, Вашингтон умело применяет метод кнута и пряника, горячо убеждая союзников и одновременно оказывая на них беспрецедентное политическое давление. Например, агитируя Великобританию пойти наперекор планам Евросоюза, США грозят в противном случае лишить ее развединформации, получаемой Вашингтоном. О подобных «потерях» США предупредили практически всех своих европейских партнеров. Особенно сильный нажим при этом оказывается на новых членов НАТО, ожидающих экономические и финансовые дивиденды от вступления в альянс.
    Очень плотно работают и с теми, кто собирается вступить в альянс в перспективе. Примером тому - подписанный в конце марта меморандум о транзите и временном пребывании войск НАТО на территории Болгарии, который, по мнению посла этой страны при штаб-квартире альянса, «не исключает возможность того, что болгарская территория станет постоянным пристанищем для войск НАТО». Меморандум предоставляет Североатлантическому альянсу право в любое время осуществлять транзитные перевозки своих войск и вооружений по территории Болгарии, в ее воздушном пространстве и территориальных водах. При этом эксперты считают: хотя ядерные системы в документе не упоминаются, но, поскольку они входят в состав штатных вооружений НАТО, значит, они также могут перевозиться и храниться на болгарской территории.
    Агрессия против Югославии показала, что в НАТО существуют силы, испытывающие ностальгию по «холодной войне», стремящиеся решать спорные вопросы с позиции силы. Но она же показала бесперспективность силовых решений, в том числе и для самой НАТО. Время конфронтации объективно ушло, и предложение России по созданию ЕвроПРО в ответ на американские «звездные войны» - лучшее тому подтверждение. Да и масштабные сокращения армий и вооружений в Европе красноречиво говорят сами за себя.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker