на главную страницу

11 апреля 2001 года

История Отечества

Среда

...И нежный-нежный ореол Земли

Полковник в отставке Игорь НОВОСЕЛОВ.



    Сорок лет в масштабе человечества, прошедших после полета в космос Юрия Гагарина, - не более чем краткий миг. Но именно этот день - 12 апреля 1961 года - потомки будут вспоминать как одну из наиболее знаменательных дат, давшую отсчет новой эпохе - эпохе покорения космического пространства. Да, имя первого космонавта планеты Земля будет жить вечно, но при этом мы не вправе забывать имена тех, без кого этот дерзновенный полет был бы невозможен. Среди них - специалисты Командно-измерительного комплекса (КИК) Министерства обороны, готовившие и обеспечивавшие полет пилотируемого корабля «Восток». Сегодня о них рассказывает доктор технических наук, профессор, почетный академик Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского, член президиума Федерации космонавтики России, бывший заместитель начальника КИК по научной работе и испытаниям Яков СИРОБАБА.

    Командно-измерительный комплекс, находившийся в ведении НИИ-4 Министерства обороны СССР, которое возглавлял генерал-лейтенант А. Соколов, был создан в 1957 году для работы с первыми искусственными спутниками Земли. Он состоял из двенадцати рассредоточенных по территории СССР воинских частей, выполнявших роль командно-измерительных пунктов (КИПов). В него вошла также научно-координационная вычислительная часть (НКВЧ), расположенная в подмосковном Болшево. По мнению академика С. Королева, с решением столь сложных задач могли справиться лишь специалисты в погонах. Эту точку зрения поддержали тогдашний министр обороны Маршал Советского Союза Г. Жуков и главком РВСН Маршал Советского Союза К. Москаленко.
    Задачи, которые возлагались на КИК в связи с подготовкой и осуществлением первого в мире полета человека в космос, были принципиально новыми. Чтобы обеспечить управление полетом корабля на одном витке орбиты и самое главное - гарантированно возвратить космонавта живым и невредимым на родную Землю, нужен был надежный и оперативный контроль за работой всех систем космического корабля, траекторией полета, состоянием здоровья и самочувствием космонавта. Потребовалось коренное совершенствование всего Командно-измерительного комплекса.
    Согласно разработанному в НИИ-4 под руководством Ю. Мозжорина проекту развития КИКа были внесены изменения в состав и размещение наземных пунктов комплекса. Для расширения охватываемой зоны радиовзаимодействия с космическим кораблем в акваторию Атлантического океана направлялись три плавучих телеметрических пункта «Ворошиловск», «Краснодар», «Долинск» и связное судно «Аксай». С той же целью использовались в акватории Тихого океана и три плавучих измерительных пункта Тихоокеанской гидрографической экспедиции (ТОГЭ-4), которые изначально предназначались лишь для контроля за падением головных частей межконтинентальных баллистических ракет.
    В дополнение к ранее установленным на наземных КИПах станциям траекторных измерений «Кама» и телеметрических типа «Трал» (разработки ОКБ МЭИ, главный конструктор А. Богомолов) были созданы и введены в строй новые радиотехнические средства. В их числе - коротковолновая система дальнего действия «Весна», разработанная НИИ-695, предназначенная для получения особо важных телеметрических данных о состоянии здоровья космонавта, поддержания с ним двухсторонней связи, а также для контроля о времени включения тормозной двигательной установки. Радиостанции «Заря» (главный конструктор Ю. Быков) позволяли поддерживать надежную двухстороннюю УКВ связь с космонавтом при пролете через зоны взаимодействия с наземными КИПами. Специалисты ОКБ МЭИ и Ленинградского НИИ-380 (главный конструктор И. Росселевич) создали первую в мире космическую телевизионную систему с использованием телеметрической наземной станции «Трал».
    ОСОБОЕ внимание уделялось подбору и подготовке руководящего состава КИКа и специалистов его технических средств. На руководящую работу в его центре и на пунктах были назначены опытнейшие работники, прошедшие суровую школу Великой Отечественной войны и уже приобщенные к испытаниям ракетной техники. Начальником командно-измерительного комплекса стал генерал-майор А. Карась, его заместителями - П. Агаджанов, Г. Чигогидзе, Л. Катерняк, Г. Туманян. Наряду с ними вводом и обеспечением готовности радиотехнических средств на КИПах руководил И. Геращенко. Созданием беспрецедентной системы связи КИКа - И. Спица, Б. Воронов и В. Старинец. Большая роль отводилась командирам наземных командно-измерительных пунктов А. Полищуку, Н. Лану, М. Постернаку, Н. Векшину, И. Бугаеву, А. Федотову, И. Тихонову.
    12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут стартовала сверхмощная ракета-носитель - так человечество начало свое путешествие по дорогам Вселенной.
    Во время полета «Востока» работой Командно-измерительного комплекса и его КИПов руководили из ЦКП, который размещался в «первом» доме Министерства обороны, А. Карась и П. Агаджанов. Координация управления полетом осуществлялась в НИИ-4 координационно-вычислительным центром во главе с А. Большим и направлялась А. Соколовым. Баллистические расчеты выполнялись в вычислительном центре НИИ-4 под руководством Г. Нариманова, П. Эльясберга и В. Ястребова, а также в ВЦ Академии наук и в ВЦ Министерства обороны.
    Ход полета непосредственно отслеживал на космодроме Байконур главный конструктор С. Королев. Сюда оперативно поступала вся информация с КВЦ, ЦКП КИКа, а также с региональных пунктов управления, созданных при КИПах, в работе которых принимали участие космонавты первого набора. Находившийся рядом с С. Королевым руководитель отряда космонавтов Н. Каманин так потом напишет об этих волнующих минутах в своем дневнике: «Старт прошел отлично. Радиосвязь была хорошей. Космонавт чувствовал себя нормально. На 150-й секунде полета, после сброса обтекателя, Юра доложил: «Светло, вижу облака, видимость отличная». Через несколько секунд доложил об отделении первой ступени носителя. В момент перехода связи со старта на КИП в Колпашево было несколько неприятных секунд: космонавт не слышал нас, а мы не слышали космонавта. Не знаю, как я выглядел в этот момент, но Королев, стоявший рядом со мной, волновался очень сильно. Когда он брал микрофон, руки его дрожали, голос срывался, лицо изменилось до неузнаваемости. Все облегченно вздохнули, когда Колпашево и Москва сообщили о восстановлении связи с космонавтом и о выходе корабля на орбиту».
    Сергей Павлович Королев, как никто другой, хорошо знал о сильных и слабых звеньях всей программы. Знал и готов был к принятию ответственных решений. Командно-измерительный комплекс давал ему возможность следить за всем происходящим на борту корабля. А причины для волнений на этом участке полета были.
    Дело в том, что бортовой комплекс выключения двигателя последней ступени ракеты-носителя предусматривал поступление главной команды от радиотехнической системы управления ракетой. Следует отметить, что эта система никакого отношения к КИКу не имела. И, как свидетельствует Б. Черток в своих мемуарах «Ракеты и люди», «из-за неустойчивой работы преобразователя питания радиосистемы управления ракетой команда на выключение двигателя ракеты по радио вообще не была выдана. Двигатель был выключен от интегратора автономной системы, настроенного на скорость, превышающую для радиосистемы. По этой причине «Восток» перелетел расчетную зону приземления (в 130 км южнее Волгограда. - Прим. автора) и совершил посадку в Саратовской области. Отказ системы радиоуправления ракетой-носителем при полете Гагарина привел к тому, что было принято решение при пилотируемых полетах ее не использовать».
    А полет продолжался. С орбиты Юрий Гагарин передавал, что самочувствие его хорошее, что в иллюминаторе он видит совершенно черное небо и на нем перемещающиеся яркие точки звезд. А затем услышали слова, ставшие достоянием истории: «Вижу нежный-нежный ореол вокруг Земли, красивый очень...» И, конечно же, на КИПах все восторженно наблюдали на телевизионном экране ставшую потом такой знаменитой теплую гагаринскую улыбку. С момента старта космической ракеты в вычислительные центры с наземных КИПов поступала информация с результатами траекторных измерений. И в тот момент, когда специалисты вычислительного центра НИИ-4 подтвердили выход «Востока» на околоземную орбиту, началось всеобщее ликование. На самый восточный, Камчатский, пункт был специально направлен будущий космонавт А. Леонов.
    - Сообщите, какая у меня дорожка? - прозвучал голос Гагарина.
    - Все хорошо. Видим и слышим тебя устойчиво. Ждем встречи на Земле.
    Во время прохождения корабля «Восток» над этим пунктом К. Асауленко выдал команду на включение программы тормозной двигательной установки. После выхода «Востока» из зоны видимости этого пункта дальнейший полет проходил вне зоны досягаемости наземных пунктов, располагавшихся на территории СССР, и телеметрическая информация принималась на плавучих измерительных пунктах ТОГЭ-4. После прохождения космического корабля над мысом Горн, с Гагариным снова установилась коротковолновая радиосвязь по «Весне», телеметрическую информацию приняли корабельные пункты в Атлантическом океане. Полет успешно завершался. Последовал доклад о том, что сработала тормозная установка. Командно-измерительный комплекс в ходе первого космического полета в полной мере выдержал ответственный экзамен. Поиск и эвакуацию космонавта выполняли соответствующие службы ВВС.
    ЗА ИСТЕКШЕЕ с тех пор время КИК непрерывно совершенствовался, оснащался самыми современными техническими средствами. Будучи переведенным в режим комплексной автоматизации, он смог управлять космической группировкой, насчитывающей свыше 200 космических аппаратов различного назначения. Командно-измерительный комплекс обеспечил управление всеми пилотируемыми кораблями - «Восток», «Восход» и «Союз», долговременными орбитальными станциями «Салют», международным полетом по программе «Союз-Аполлон», грандиозным испытательным полетом отечественного многоразового корабля «Буран».
    С 1992 года Командно-измерительный комплекс именуется Главным испытательным центром испытаний и управления космическими средствами (ГИЦИУКС), его возглавляет генерал-лейтенант А. Западинский. Несмотря на многократное сокращение государственного финансирования и другие объективно сложившиеся в этот период трудности, личный состав ГИЦИУКС благодаря высокому профессионализму и чувству ответственности за порученное дело успешно справляется со своими задачами. До последних дней полета легендарной станции «Мир» персонал и технические средства Командно-измерительного комплекса обеспечивали контроль и управление ее функционированием. И теперь наряду с управлением отечественными аппаратами космической группировки специалисты комплекса трудятся над выполнением программы полета международной космической станции (МКС).

    На снимках: на Симферопольском командно-измерительном пункте Н. БУГАЕВ, П. АГАДЖАНОВ, Ю. ГАГАРИН, В. ГОРБАЧЕВ; антенна станции «Заря» УКВ связи с космонавтами.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker