|
|
Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ, “Красная звезда”. |
На вопросы «Красной звезды» отвечает член Совета Федерации, представитель главы администрации Ульяновской области Александр КАЛИТА
Визитная карточка
КАЛИТА Александр Николаевич. Родился 28 мая 1949 года в г. Львове. Окончил техникум радиоэлектроники и Одесский электротехнический институт связи им. Попова. Работал сменным инженером междугородной телефонной станции, начальником технической смены. После призыва в ряды Вооруженных Сил связал судьбу с армией. Прошел должности от командира взвода до начальника управления Главного управления воспитательной работы ВС РФ. Окончил Военно-политическую академию им. Ленина и Академию государственной службы при Президенте РФ. Кандидат исторических наук, профессор. Генерал-майор. Женат, имеет двоих детей.
- Александр Николаевич, вы сенатор, так сказать, новой волны. Представители глав регионов пришли в Совет Федерации после утверждения президентской инициативы по изменению принципов формирования верхней палаты российского парламента. Как изменился в связи с этим облик Совета Федерации?
- Он изменился в сторону большего профессионализма. Раньше президенты и губернаторы приезжали только на заседания палаты на день-два, и за этот срок пытались объять необъятное - просмотреть намеченные к рассмотрению законы, обсудить их со специалистами, а заодно и пытаться решить насущные проблемы регионов в ходе встреч в различных министерствах и ведомствах. А для некоторых законотворчество было и вовсе на втором, а то и третьем месте – куда важнее было пробить трансферты, добиться выделения ресурсов под ту или иную региональную программу. Так что думаю, что президентский закон о формировании Совета Федерации, согласно которому представители республик, краев и областей будут работать в этом органе на постоянной основе, обеспечит, во-первых, более качественный законотворческий процесс, а во-вторых, даст возможность региональным лидерам сосредоточиться на решении задач в рамках своих территорий.
Еще один плюс. Представители уже сегодня выступают в роли своего рода посредников в деле приведения местного законодательства в соответствие с федеральным. Дело это непростое, но необходимое. Не менее, кстати, важное, чем совершенствование правовой базы вообще. С учетом того, что новыми сенаторами становятся, как правило, люди с большим опытом хозяйственной и управленческой деятельности, знающие корни тех или иных проблем, им будет проще нейтрализовывать все заложенные на этом поле «мины».
Преимущество нового принципа формирования палаты еще и в том, что члены Совета Федерации общаются не от случая к случаю, а ежедневно и ежечасно. В тесном общении, а порой и в спорах проще приходить к единому мнению по самым острым животрепещущим вопросам. То есть реальной стала консолидация достаточно разноликой до недавнего времени верхней палаты. Создание группы «Федерация», объединяющей около 100 членов палаты, лучшее подтверждение тому, что в парламенте становится все больше и больше единомышленников.
Ну и, наконец, надо признать, что закрепленная законодательно воля президента сделала сам вопрос делегирования в сенаторы более демократичным. Простой пример: до сих пор среди членов Совета Федерации не было ни одного военнослужащего. Сейчас есть.
- Кстати, о военных во власти. Сейчас об этом много разговоров.
- Я не понимаю тех, кто вообще ставит подобные вопросы. У нас что, существует запрет на профессии? У нас что, есть дискриминация по профессиональному признаку? Где написано, что учитель или врач не могут быть во власти? Нигде. Более того, Конституция закрепляет право каждого избирать и быть избранным. Но если к юристам, журналистам, пришедшим в публичную политику, отношение можно считать примирительным, то военные почему-то вызывают у определенной части общества и даже властной элиты стойкое раздражение.
Впрочем, такое неприятие людей в погонах объясняется просто: военные хотят порядка, а в условиях, где будет существовать диктатура закона, кое-кто не сможет, как и прежде, ловить рыбку в мутной воде, превращать политический капитал в финансовый, стимулировать коррупцию и т.д. При этом большинство наших сограждан, включая бизнесменов, банкиров и предпринимателей, остаются законопослушными гражданами, желающими жить по единым правовым нормам, в условиях экономической и социальной стабильности. Состояние «бардака», «беспредела» на руку только жуликам да бандитам, которые больше всех и причитают по поводу того, что к власти в России приходят государственники, настоящие патриоты.
Впрочем, история нашей страны убедительно доказывает, что в трудные для Отечества времена сама жизнь выдвигала представителей военного сословия. Мы переживаем сегодня тоже непростой, можно даже сказать, переломный период. Вот и Президент России Владимир Путин в своей деятельности опирается именно на людей в погонах. Нет, не случайно большинство из его полномочных представителей в федеральных округах – генералы различных силовых структур. Именно эти люди, воспитанные в духе беззаветного служения Отчизне и ее народу, по мнению главы государства, способны проводить в жизнь курс на действенные реформы, предпринимать усилия по укреплению властной вертикали, добиваться улучшения уровня жизни простых людей.
- «Пацифисты» от политики в ответ приводят аргумент: дескать, привыкшие «брать под козырек» военные будут слепым орудием в руках власти.
- Не надо представлять военных как тупых оловянных солдатиков, неспособных самостоятельно мыслить и принимать решения. Если так рассуждать, то из всей истории России вплоть до наших дней придется вычеркнуть имена сотен и тысяч выдающихся ученых, врачей, литераторов, чья жизнь так или иначе была связана с армией. Они были и остаются локомотивами развития государства и общества. И не надо думать, что так обстоит дело только у нас. Коль уж мы так любим оглядываться на Запад, то давайте вспомним, что в США не может стать сенатором человек, не прошедший армейскую службу. Разгоревшийся по этому поводу не так давно скандал вскрыл, что около двухсот претендентов на места в законодательном органе власти Соединенных Штатов вынуждены были попросту подделывать соответствующие бумаги. А сколько президентов этой страны в разное время служили кто в морской пехоте, кто в ВВС?!
- Вернемся все же к теме Совета Федерации. Каковы цели и задачи группы «Федерация»? Не является ли ее создание вызовом «молодых» сенаторов старой региональной гвардии?
- Нет в появлении «Федерации» никакого вызова для тех, кто стоял у истоков российского парламентаризма. Группа открыта для всех, кто разделяет наши взгляды и убеждения. Поддерживаете курс на укрепление государства, поддерживаете политику президента на консолидацию всех здоровых сил в политике, экономике, социальной сфере – пожалуйста, присоединяйтесь, будем вместе работать. Другой вопрос, что мы будем решительно выступать против тех, кто страдает местничеством, кто интересы своего региона противопоставляет интересам Федерации. Сильна Россия - сильны и регионы.
- Группа, объединившая уже более сотни парламентариев, недавно объявила о том, что намерена еще более активно участвовать в политических процессах. В частности, одна из создаваемых комиссий займется проблемой военной реформы. Но ведь в структуре палаты существует Комитет по вопросам безопасности и обороны. Это что – здоровая конкуренция?
- Комиссия никоим образом не будет дублировать работу комитета. Не думаю, что можно говорить и о какой-то конкуренции. Просто ряд членов палаты будет работать на узком поле по одной конкретной проблеме. Если результатом этой деятельности станет выявление “узких мест” в законодательстве и в правоприменительной практике, то что ж в этом плохого? Наоборот, рекомендации комиссии помогут и комитету, и палате в целом сформировать единое мнение о путях и методах проведения масштабной реформы военной организации государства, ее финансовой обеспеченности и т.д. Так же сенаторы намерены действовать и по другим направлениям.
- Как вы лично относитесь к процессам, которые идут в Вооруженных Силах?
- Военные реформы в такой огромной стране, как Россия, очень сложный, многоплановый процесс. Конечно, в других экономических условиях мы, безусловно, постарались бы его сделать более продолжительным по времени, более ограниченным по некоторым численным показателям. Но сегодня необходимо исходить, с одной стороны, из реального положения дел в Вооруженных Силах, а с другой,- из возможностей национальной экономики. Под реальным положением дел в армии я подразумеваю и проблемы ежегодного недофинансирования, и кадровый недокомплект, и недостаточное поступление новых видов вооружений в войска, и многое другое, о чем можно говорить долго с конкретными выкладками и аргументами. Но вывод будет все равно единым: нерешенные вопросы не укрепляют боеготовности Российской армии и флота. Для решения этой основополагающей задачи мы должны суметь в рамках выделяемых бюджетных средств перераспределить более значимую часть из них на проведение НИОКР, на закупку для армии современного вооружения и в то же время обеспечить сохранение боеспособных частей, проводя сокращение армии с наименьшими потерями.
- Александр Николаевич, кроме того, что вы член Совета Федерации, вы еще и генерал. Представляете в палате губернатора Ульяновской области боевого генерала Владимира Шаманова. Оба вы, уверен, знаете проблемы военных лучше, чем многие ваши коллеги. Какие, по вашему мнению, законы нужны армии и тем, кто находится в строю защитников Отечества?
- Прежде всего необходимо внести поправки в Закон “О статусе военнослужащих” в части приведения денежного содержания военнослужащих в соответствие с размерами должностных окладов и надбавок за квалификационный разряд федеральных государственных служащих. Принятое Правительством РФ в прошлом году решение о его повышении не могло компенсировать рост стоимости жизни, потому что за последние три года сводный индекс потребительских цен вырос в 3,6 раза. Существующий уровень оплаты воинского труда не позволяет обеспечить нормальный уровень жизни военнослужащих и членов их семей. При этом в связи с особенностями прохождения военной службы и дислокацией войск денежное довольствие зачастую является единственным источником существования их семей, которое в настоящее время ниже прожиточного минимума в большинстве регионов России. Низкий уровень материального обеспечения в свою очередь приводит к оттоку наиболее квалифицированных и опытных кадров из рядов армии. Ежегодно из Вооруженных Сил досрочно увольняются от 35 до 40 тысяч офицеров.
Если мы решились от количественных показателей переходить к качественным (что сомнений ни у кого не вызывает), то надо начинать с человека. Армия и флот - это прежде всего люди. Люди, которые не работают, а служат. Служат государству. И государство обязано сделать все для обеспечения правовой и социальной защищенности собственных защитников.
Поворот в этом направлении обозначен. Обозначен Президентом России Владимиром Путиным, который выразился вполне определенно: “Или у России будет сильная армия, или России не будет вообще”. Наш долг, как парламентариев, поддержать его в области законодательного обеспечения намеченных реформ. Реформ не ради реформ, а ради России, ради ее Вооруженных Сил.
|