на главную страницу

12 апреля 2001 года

День космонавтики

Четверг

Все началось с... термоядерного взрыва

Записал Александр ДОЛИНИН,
«Красная звезда».



    Действительный член Российской Академии наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий Борис Евсеевич Черток в течение двадцати лет работал с С.П. Королевым, был заместителем главного конструктора. Принимал непосредственное участие в создании и пусках первых отечественных баллистических ракет, запусках первых искусственных спутников Земли, пилотируемых космических аппаратов, автоматических межпланетных станций. Был инициатором создания орбитальных станций «Салют» и «Мир», техническим руководителем испытаний ракеты-носителя Н-1, участником разработки комплекса «Энергия - Буран». Он и по сей день трудится в РКК «Энергия».

    - Термоядерная бомба, предложенная Сахаровым, - подчеркнул академик Черток, - была создана очень вовремя. Она определила параметры ракеты Р-7, легендарной «семерки» Королева. Ни разу ракета не летала с ядерным зарядом, но открыла путь человеку в космос. Космонавтике повезло, что Сахаров облегчил термоядерный заряд после того, как Р-7 уже была создана. Если бы он добился этого с самого начала, мы бы не имели такой замечательной ракеты.
    Важно заметить, что Р-7 еще не существовала в чертежах, а группа полковника Михаила Тихонравова уже подготовила «несерьезный», по некоторым оценкам, доклад о создании искусственного спутника Земли. Королев же эту романтическую идею поддержал самым серьезным образом.
    Прорыв в космос стал возможен благодаря оригинальным идеям, смелости и напористости ученых, таланту конструкторов и разработчиков, самоотверженности промышленников, испытателей и воинских коллективов, воле и прозорливости руководства страны, которое поверило в перспективность направления и создало необходимые условия для работы. Отметим и стечение обстоятельств, при которых «атомная» программа не только не отбросила на обочину космическую, но и в известной степени помогла ее реализации на начальном этапе.
    В создании первых кораблей-спутников и подготовке полета первого космонавта Земли участвовало 123 организации. Головным исполнителем по кораблю было СКБ-1 С.П. Королева. Оно отвечало за конструкцию носителя, системы ориентации, управления на участке работы ТДУ (тормозной двигательной установки), терморегулирования, аварийного спасения, за сборку и комплексные испытания на заводе и технической позиции.
    Осечки начались с первых испытательных пусков. Тут важно заметить аналогию: первый экземпляр нового самолета проходит много этапов летно-конструкторских испытаний, прежде чем главный конструктор и летчик-испытатель получат уверенность в его надежности и безопасности. Если не разбился самолет в начале летных испытаний, то на этом одном экземпляре есть возможность провести всю программу. Мы такой возможности не имеем: ракета-носитель и космический корабль пригодны только для одного эксперимента.
    Программой было предусмотрено шесть беспилотных запусков. Однако пришлось затратить семь ракет и семь экспериментальных кораблей до пилотируемого полета. Летные испытания были жесткой проверкой, которая выявила наши ошибки в наземной отработке и полное отсутствие опыта в таком новом деле, как пребывание человека в космическом пространстве. Тут были конструкторские недоработки по причинам спешки, отказы из-за малых объемов наземных испытаний.
    С позиции сегодняшних требований к надежности носителей, пилотируемых кораблей и всей техники управления полетом нас можно назвать авантюристами. Мы рисковали очень сильно, иногда даже не сознавая степени риска по причине малого опыта.
    15 мая 1960 года был выведен на орбиту первый экспериментальный корабль-спутник «1 КП». В цикле спуска с орбиты импульс тормозной двигательной установки был отработан в ошибочном направлении. Спутник перешел на более высокую орбиту с временем существования около двух лет. Такого варианта аварии мы боялись больше любых других. Если подобное произошло бы в пилотируемом полете, то космонавт умирал бы мучительно под пристальным вниманием всего цивилизованного мира.
    При втором пуске произошла авария первой ступени ракеты. Космический корабль сгорел недалеко от стартовой позиции. Только третий полет в августе был успешным. Спускаемый аппарат корабля благополучно вернулся на Землю с собаками Белкой и Стрелкой, и постановлением правительства было предписано осуществить подготовку и запуск корабля «Восток» (ЗКА) с человеком на борту в декабре 1960 года, считая это задачей «особого назначения».
    Однако первые радости были омрачены тяжелейшей ракетной трагедией. В двадцати километрах от «площадки № 1», с которой производились запуски ракеты Р-7 и всех беспилотных космических кораблей, сожгла заживо десятки людей при первом пуске новая межконтинентальная ракета Р-16 главного конструктора Янгеля.
    Мы при подготовке к пускам больше всего были озабочены проблемами безопасности будущего космонавта. О собственной безопасности при подготовке ракеты к пуску никто не задумывался. Ракета Р-16 заставила это сделать.
    В числе погибших был заместитель председателя Госкомиссии по пуску первого человека, главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения Главный маршал артиллерии Митрофан Неделин, погибли руководившие подготовкой и запусками ракет Р-7 с беспилотными кораблями полковник Александр Носов и подполковник Евгений Осташев, с обгоревшим лицом был госпитализирован начальник полигона, член «пилотируемой» комиссии генерал Константин Герчик, получил тяжелейшие ожоги и вскоре скончался заместитель министра Лев Гришин, тоже член Госкомиссии...
    Потребовалось время для ужесточения порядка работы по подготовке к пускам и на нашей «площадке № 1», где мы внедрили целую систему мероприятий повышения безопасности на земле перед отработкой надежности систем в космосе. Больше чем на месяц была задержана программа пусков космических кораблей. О пуске человека в декабре уже никто не говорил.
    Перед заседанием Госкомиссии в апреле 1961 года наш опыт был таков: из семи экспериментальных пусков четыре были аварийными, три - успешными. Надежность ракетно-космического комплекса по самым элементарным расчетам составляла сорок процентов. И тем не менее все участники заседания высказались за переход к пилотируемым полетам. Одним витком вокруг Земли Юрий Гагарин открыл для человечества эру космических пилотируемых полетов. Закономерность успеха подтвердил Герман Титов, который облетел Землю уже семнадцать раз и провел в космосе 25 часов. Все пилотируемые полеты «Востоков» и «Восходов», а их после полета Гагарина было семь, заканчивались благополучно.
    ...Такова история. Вместо средства разрушения и массового уничтожения ракета Р-7 стала надежным носителем, проложившим человечеству дорогу в космос. Через восемь лет после испытания первого термоядерного заряда Юрий Гагарин, стартуя с космодрома Байконур на «семерке», задорно крикнул на весь мир: «Поехали!»

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker