на главную страницу

14 апреля 2001 года

Армия сегодня

Суббота

РЭБ на рубеже веков

Олег ФАЛИЧЕВ,
Михаил Сидельников (фото),
«Красная звезда».



    15 апреля Вооруженные Силы РФ отметят День специалиста радиоэлектронной борьбы. Об истории и современности этой специфической области противоборства в беседе с нашим корреспондентом рассказывает начальник Управления РЭБ Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, кандидат технических наук генерал-лейтенант Валерий Володин.

    - Валерий Николаевич, прежде чем перейти к современным проблемам РЭБ, давайте сделаем небольшой экскурс в историю. Ведь многие читатели «Красной звезды» мало знают, с чего начиналась радиоэлектронная борьба...
    - С изобретения радио. Это позволило вскоре осуществлять обмен информацией, необходимой для управления войсками на больших расстояниях без использования проводов. Но почти одновременно стали разрабатываться и контрмеры по выявлению каналов связи противника, радиоперехвату. Если же говорить о конкретной дате, то наша история берет свое начало с, казалось бы, незаметного эпизода русско-японской войны. 15 апреля 1904 года с помощью радиостанции броненосца «Потемкин» была сорвана корректировка огня японских крейсеров. Это исторический факт, подтвержденный как российскими, так и японскими архивными документами.
    - Вы специалист РЭБ со стажем, и ее развитие происходило на ваших глазах. Как нашей стране удалось освоить этот новый высокотехнологичный вид информационного противостояния, что, кстати, особенно актуально сегодня?
    - Этот вопрос требует развернутого ответа. Что касается Вооруженных Сил, то уже в 50-е годы здесь определилась структура системы радиоэлектронной борьбы, а в военно-учебных заведениях началась подготовка специалистов для частей РЭБ. Ее проблемами занимались десятки научно-исследовательских организаций и вузов. Тогда же стала очевидной необходимость создания в стране научного центра, способного взять на себя роль головной научной организации. Им стал созданный в 1960 году научно-исследовательский центр (в настоящее время преобразованный в ЦНИИИ Минобороны РФ). Интересный факт: центр был создан в период, подчеркну, значительного сокращения Вооруженных Сил, что говорит об особой роли, которую отводило ему государство. И, как оказалось, оправданно. Ведь и за рубежом тогда активно работали над повышением помехозащищенности, живучести, скрытности и автоматизации процессов сбора, обработки и передачи информации. В тот период наметилась тенденция к осуществлению комплексного воздействия на радиоэлектронные системы, средства и объекты противника - огневым поражением, созданием радиоэлектронных помех и другими методами... И мы не имели права отставать.
    - Валерий Николаевич, я понимаю, что о многом мы, видимо, не можем говорить в силу специфики выполняемых вашими подчиненными задач. И все же как можно охарактеризовать современный этап развития радиоэлектронной борьбы?
    - 90-е годы можно рассматривать как время коренного пересмотра взглядов на содержание РЭБ, решаемые ею задачи. Анализ локальных войн и вооруженных конфликтов последних лет показывает, что РЭБ из вида обеспечения все активнее перерастает в новую, самостоятельную, специфическую форму военных действий. Борьба за превосходство в управлении потребовала новых подходов к ее решению, поиска нетрадиционных способов и форм применения сил и средств огневого поражения, разведки и радиоэлектронного подавления.
    Создание средств РЭБ нового поколения, в том числе на новых физических принципах, позволяет говорить не только о радиоэлектронном подавлении средств связи противника, но и об их радиоэлектронном поражении. Хорошо себя здесь показали службы РЭБ, которыми руководят Ю. Ефимов, В. Гуменный, В. Скворцов и многие другие. Значительная роль сегодня отводится и информационной безопасности...
    - Вы затронули весьма острую тему. Проблемы информационной безопасности в последнее время активно обсуждаются на страницах отечественной и зарубежной печати. Каковы все-таки роль и место РЭБ в этой сфере?
    - Здесь прежде всего важно понять вот что. По мнению ведущих экспертов, передовые в техническом отношении страны с начала 90-х годов вступили в переходный период от индустриального этапа своего развития к информационному. Что это означает? То, что главным стратегическим национальным ресурсом на этом этапе становятся информация и информационные технологии. И хотя век только начинается, уже сегодня нужно признать: информационная зависимость всех сфер жизнедеятельности общества и государства чрезвычайно велика. Особенно остро это проявляется в военной сфере.
    Широкая информатизация Вооруженных Сил в настоящее время создала качественно новую ситуацию в развитии военного дела. Опыт вооруженных конфликтов и войн последних десятилетий со всей очевидностью свидетельствует: успех боевых действий любого масштаба предопределяется устойчивостью системы государственного и военного управления и других информационных систем к информационно-психологическому, программному и электронному воздействию противника. Говоря о роли и значении радиоэлектронной борьбы в системе информационной безопасности, хотелось бы отметить, что средства, вовлекаемые в процесс информационного противостояния, непрерывно совершенствуются по мере развития электронного компонента вооружений и углубления информатизации ВС.
    Количество средств вооруженной борьбы, вовлекаемых в этот процесс, непрерывно возрастает. Особенно с развитием электронного компонента вооружений. Но эти радиоэлектронные средства одновременно являются и объектами радиоэлектронной борьбы. Исходя из этого, изменение взглядов на формы и способы разрешения военных конфликтов с акцентом на мероприятия информационной защиты позволило по-новому оценить значимость РЭБ как вида оперативного (боевого) обеспечения.
    - В таком случае что будет представлять собой система РЭБ начала нового века?
    - Это - высокоорганизованная информационно-противодействующая система, способная в реальном масштабе времени найти тонкие места в управлении войсками и оружием противника и осуществить проникновение в его компьютерные сети, системы связи и навигации. А также нейтрализовать действия средств информационной войны и обеспечить достижение информационного превосходства в боевых действиях.
    - Есть ли у нас чем, как говорится, похвастать? Я имею в виду новые образцы средств РЭБ?
    - В настоящее время сформировалась устойчивая и слаженно работающая кооперация научно-исследовательских организаций, конструкторских бюро, предприятий оборонной промышленности, способная в короткие сроки проводить не только модернизацию техники, но и создавать образцы нового поколения. Это комплексы, объединенные современными АСУ, отличающиеся повышенной мобильностью и живучестью на поле боя.
    - А опыт боевых действий в Чечне, он дал что-либо в этом отношении?
    - Да, оперативно были разработаны новые и модернизированы существующие средства. В частности, вертолетные и носимые комплексы радиоэлектронной разведки и подавления, специализированные автоматизированные станции помех, комплексы средств автоматизации, позволяющие проводить оперативно-тактические расчеты с использованием современных информационных технологий, в том числе электронных карт местности. Кстати, очень большой труд в их испытания и доработку в боевой обстановке вложили наши военнослужащие С. Орлюк, В. Рябогин, О. Рыбчевский, С. Маслов, Ю. Вельчинский и другие.
    - Есть ли отзывы, и о чем они говорят?
    - Есть. Офицеры 42-й гвардейской мотострелковой дивизии с удовлетворением отзываются, например, о нескольких наших изделиях, объединенных в единый комплекс. Они показали высокую работоспособность по выявлению источников радиоизлучений. В частности, определению их координат, тактической принадлежности, постановке радиопомех.
    Или такой пример. Только за 6 месяцев прошлого года в зоне проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе были выявлены и идентифицированы сотни источников радиоизлучений, по которым обоснованно принималось решение о радиоподавлении. Использовалась такая информация и при организации и ведении боевых действий.
    - А как мы выглядим в сравнении с современными средствами РЭБ у наших западных контрпартнеров?
    - Вы задали очень непростой вопрос. Несмотря на известные трудности, к настоящему времени в стране и Министерстве обороны удалось сохранить научно-технический задел по проблематике РЭБ. По последним оценкам нашего специалиста, принимавшего участие в международной конференции по РЭБ в Швейцарии, на которой было представлено 27 стран, основные отечественные теоретические разработки на десятилетие опережают аналогичные западные (в первую очередь в части способов и устройств формирования помех). Увы, главное наше отставание - это практическая реализация.
    Опытные образцы средств радиоэлектронной борьбы, произведенные в единичных экземплярах, постоянно входят в состав российских экспозиций на различных международных выставках вооружения и военной техники во многих регионах мира. В частности, большой интерес проявили к ним военные специалисты некоторых стран Ближнего и Среднего Востока на недавней выставке вооружения и военной техники в Абу-Даби. Однако их серийное производство сдерживается известными экономическими причинами.
    Пользуясь случаем, хочу через вашу газету поздравить всех специалистов и ветеранов РЭБ с профессиональным праздником, пожелать им здоровья, успехов в ратном труде на благо нашей Родины.

    На снимке: в одной из аудиторий Военного института радиоэлектроники, где готовят специалистов РЭБ. На первом плане начальник кафедры кандидат технических наук полковник Виктор МЕЛЬНИКОВ и курсант Максим ПАРИНОВ.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker