на главную страницу

14 апреля 2001 года

Политический дневник

Суббота

Реформы с человеческим лицом

Виталий ДЕНИСОВ,
Наиль ГАФУТУЛИН,
«Красная звезда».



    Как уже сообщалось, в редакции газеты “Красная звезда” при содействии пресс-службы верхней палаты Федерального Собрания РФ состоялась встреча членов Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны с военными журналистами. Участие в “круглом столе” приняли председатель Комитета СФ по вопросам безопасности и обороны Виктор Озеров (Хабаровский край), его заместители Павел Сажинов (Мурманская область), Владимир Кулаков (Магаданская область), Владимир Мельников (Читинская область), члены комитета Валерий Быков (Камчатская область), Александр Калита (Ульяновская область), Николай Тулаев (Калининградская область). Сенаторы рассказали о тех задачах, которые они решают в интересах безопасности и обороны страны, обсудили вместе с журналистами проблемы достаточности выделяемых государством средств на военные нужды, важнейшие “военные” законопроекты, которые готовятся к рассмотрению в 2001 году. А началась беседа с вопросов социальной защиты военнослужащих.

    Председатель Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны Виктор ОЗЕРОВ:
    - Полномочия Совета Федерации в целом определены Конституцией РФ. Если рассматривать структуру палаты через эту призму, то становится ясно, что наш комитет наравне с комитетами по конституционному законодательству и судебно-правовой реформе, бюджетному и по международным делам является ведущим. При всем моем уважении к образованию, науке, культуре и экологии некоторые другие комитеты, такие, как аграрный, по делам Севера и малочисленным народам, не особо связаны с конституционными полномочиями российского сената. Ведь в ведении палаты находятся вопросы войны и мира, введения чрезвычайного и военного положений на территории России, дача согласия Президенту РФ на использование воинских контингентов за пределами страны.
    Мы представляем верхнюю палату парламента, и эффективность законотворческой работы во многом зависит от того, как работают профильные комитеты Государственной Думы. По регламенту закон, принятый Госдумой, направляется для рассмотрения в Совет Федерации, и мы вправе одобрить его в предложенной редакции, отклонить или отклонить с созданием согласительной комиссии. То есть вносить какие-либо изменения в тот законопроект, который поступает нам от коллег из нижней палаты, мы не можем.
    Используя тот опыт, который накоплен в комитете за семь лет существования Совета Федерации, находящаяся в стадии обновления палата строит законотворческую работу в несколько иной плоскости, нежели ранее. В недавнем прошлом в силу своей загруженности региональные лидеры спокойно дожидались, пока тот или иной законопроект поступит в Совет Федерации. Какое-то время уходило на его экспертную оценку, и только после этого сенаторы выносили его на рассмотрение. Теперь мы включаемся в работу, что называется, на “нулевом цикле” - за каждым законопроектом, намеченным к рассмотрению в ходе предстоящей сессии, в Госдуме по линнии комитетов по обороне, по делам ветеранов и безопасности закреплен член СФ и работник его аппарата. И получается, что на момент вынесения документа на обсуждение Советом Думы мы уже к первому чтению представляем свои замечания и предложения, четко определяемся по поводу того, поддерживаем мы концепцию законопроекта или нет. Если проект проходит первое чтение, сенаторы готовят таблицу поправок, которые, как показывает опыт, думцы учитывают. В итоге в Совет Федерации поступает более качественный документ, который имеет, естественно, б`ольшие шансы на жизнь.
    О приоритетах законотворческой деятельности. Главные направления - это правовое обеспечение военной реформы и социальная защита военнослужащих. Несмотря на политическую значимость участия наших зарубежных воинских контингентов в миротворческих операциях, отражающую роль России в СНГ и в мире, мы не выпускаем из виду также вопросы их финансового, материально-технического обеспечения. Для их решения члены комитета не ограничиваются только тем, что ставят вопросы перед соответствующими должностными лицами. Для анализа ситуации они выезжают непосредственно в расположение воинских частей в Таджикистане, Косово, Боснии.
    Но Совет Федерации не только законодательный, но и представительный орган власти. Поэтому вопросы, которые напрямую не связаны с законотворчеством, но которые волнуют сегодня Вооруженные Силы, подавляющее большинство людей в погонах, становятся предметом внимательного рассмотрения и комитета, и палаты в целом. Только за этот год Советом Федерации по рекомендации Комитета по вопросам безопасности и обороны было принято четыре постановления, связанных с различными проблемами жизнедеятельности армии и флота прежде всего с социальной защитой. Предлагали мы и вынесение рассмотрения тех или иных вопросов на “Парламентском часе” с приглашением ключевых фигур федеральных исполнительных структур. Так, совсем недавно “держал ответ” вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, который рассказал о том, как правительство намерено осуществлять перевод закрепленных за военнослужащими льгот в денежные компенсации.
    Работает при комитете и экспертный совет, в который входят более 100 специалистов в различных областях знаний. Сейчас идет процесс его обновления, и мы думаем, что этот своеобразный “мозговой центр” окажет действенную практическую помощь в решении стоящих перед членами комитета задач.
    Сенаторы-“силовики” входят также в состав различных делегаций, представляющих Россию в Парламентской Ассамблее Совета Европы, Парламентской Ассамблее НАТО, Межпарламентской Ассамблее СНГ.
    Что же касается персоналий, то в комитет приходят люди не по указанию “сверху”, не по решению палаты, а по велению сердца. В основном это те, кто много лет отдал военной службе, кто знает армейские проблемы, что называется, изнутри. Они ясно представляют себе, что такое реформа военной организации государства, разбираются в способах и методах ее проведения, понимают масштаб предстоящих преобразований, связанных с социальной адаптацией увольняемых в запас. Одним словом, это компетентные, знающие люди, нацеленные на результат.


    - Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся с заменой льгот военнослужащим денежной компенсацией, выработан ли уже механизм такой замены? Как далеко вы, законодатели, продвинулись в вопросе повышения денежного довольствия военнослужащих, приведения их окладов к уровню оплаты труда государственных служащих?
    Виктор ОЗЕРОВ:
    - Я являюсь членом межведомственной комиссии по замене натуральных льгот денежными компенсациями. За все время ее существования мы не утвердили ни один из предложенных соответствующими министерствами или ведомствами механизмов такой замены. Потому что каждый из них или затрагивал интересы военнослужащих, или не устраивал субъекты Федерации. Вариант, который бы устроил всех, пока никто не предложил.
    Однако это не значит, что можно оставить все, как есть, согласно нынешнему закону “О статусе военнослужащих”. За годы его действия механизм реализации льгот, к сожалению, так и не был выработан. В результате на местах мы сталкиваемся с ситуацией, когда приходит в упадок жилищно-коммунальная сфера городов и поселков, где, кстати, именно сейчас сложилась самая тяжелая ситуация с выплатой заработной платы. Не меньше сложностей с общественным транспортом. В отдельных регионах это и вовсе выливалось в противостояние военных и гражданских. Так что проблема эта действительно назрела.
    И, естественно, наш комитет выступает за приведение окладов военнослужащих к оплате труда госслужащих. Мы работаем в тесном контакте с Комитетом Госдумы по обороне, который возглавляет Андрей Николаев. А самое главное, что сегодня есть политическое решение Президента России о том, чтобы в течение двух лет привести оклады военнослужащих к оплате труда госслужащих.
    Александр КАЛИТА:
    - Я хотел бы обратить внимание на то, что еще 25 октября 2000 года было принято постановление Совета Федерации “О мерах по улучшению социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей”, где есть пункт “рассмотреть вопрос отмены льгот только после принятия соответствующих решений компенсационного характера”. Механизм может быть только один: решение о компенсации должно предшествовать отмене льгот. На это обращалось внимание и на состоявшейся недавно Коллегии Министерства обороны.
    Другой вопрос, каковы размеры этих компенсационных выплат. Например, предлагается, что вместо бесплатного проезда военнослужащие будут получать 120 “компенсационных” рублей. Достаточно ли это? Думаю, что нет.
    Виктор ОЗЕРОВ:
    - Естественно, этого мало. Для тех, кто живет в Подмосковье и каждое утро вынужден на электричке добираться на службу, этой суммы хватит на два-три дня. А как компенсировать затраты на телефон, когда в разных регионах страны тарифы на услуги связи заметно отличаются? Неужели военнослужащий будет вынужден собирать квитанции? Очень много вопросов, а ответов пока нет.
    Павел САЖИНОВ:
    - Ответ на ваш вопрос я хотел бы начать с закона о минимальном размере оплаты труда. Его принятие, я считаю, было ошибкой. В том, что разрушили существовавший механизм формирования денежного довольствия военнослужащих и до сих пор не создали новый, заложена мина замедленного действия. Что потеряли военнослужащие? С 1 июля 2001 года увеличение могло быть в 1,6 раза. Не позднее 1 декабря 2001 года - в 2,4. И не позднее 1 июля 2002 года - в 3,6 раза. Это если бы действовали старые нормы закона “О статусе военнослужащих”. Не хочу никого пугать, но если военнослужащие начнут обращаться в суды, то военный бюджет затрещит по швам...
    Однако та формула, которая предлагается сейчас, на мой взгляд, тоже неприемлема. Нельзя выравнивать денежное довольствие военнослужащих с окладами государственного служащего - слишком разные у них “стартовые” условия. Один рискует жизнью, другой нет... Один в окопе, другой в кабинете... На зарплату военнослужащего часто должна содержаться вся семья, госслужащим и такая опасность не грозит... Поэтому денежное довольствие военнослужащих должно быть выше окладов госслужащих.
    Что касается компенсации, то уже сейчас видно, что получать льготы и компенсации в “натуральном виде” выгоднее. Так, продовольственный паек в сутки стоит 38 рублей, а компенсация за него составляет только 20.
    Николай ТУЛАЕВ:
    - Необходимо признать, что существующая система льгот неэффективна и даже вредна, более того - антигосударственна. Для тех муниципальных образований, где значительная часть жителей - льготники, это вовсе трагедия. Из-за этого не развиваются города, не решаются коммунальные проблемы. Поэтому переход на денежную компенсацию - проблема перезревшая. Ее нужно решить во что бы то ни стало.
    - Но ведь повышению денежного довольствия сопутствует инфляционные процессы. Не получится ли так, что повышение будет “съедено” инфляцией?
    Виктор ОЗЕРОВ:
    - По поводу инфляции... Необходимо учитывать, что выравнивание - это первый шаг. А затем, точно так же, как и государственным служащим, денежное довольствие военных будет индексироваться.
    Павел САЖИНОВ:
    - Мы все время говорим о тех, кто несет службу на контрактной основе, но забываем о военнослужащих, проходящих службу по призыву. Им тоже необходимо увеличивать денежное довольствие. Им платят сегодня 35 рублей - это позор. Необходимо, чтобы солдатам срочной службы платили хотя бы минимальную заработную плату.
    - Давайте поговорим о ближайшей перспективе. Что нас ожидает в 2002 году? Буквально несколько дней назад министр финансов Алексей Кудрин заявил, что в бюджет 2002 года закладывается значительное повышение денежного довольствия военнослужащим...
    Виктор ОЗЕРОВ:
    - Есть политическое решение в течение двух лет привести оклады военнослужащих к уровню оплаты труда государственных служащих. Значит, до конца 2002 года это будет сделано.
    Николай ТУЛАЕВ:
    - Сейчас сложно прогнозировать, как сложится в целом экономическая конъюнктура в августе, когда реально будет рассматриваться бюджет следующего года. Поэтому сейчас можно до бесконечности говорить, но точные цифры назвать невозможно.
    Владимир КУЛАКОВ:
    - Говоря о военном бюджете в целом, необходимо помнить об определенной Президентом России сумме расходов на оборону - 3,5 процента от ВВП. Это решение ни разу не выполнялась. Вот к этой цифре мы и должны стремиться.
    Александр КАЛИТА:
    - 3,5 процента ВВП - это при нормальном вооружении, при новой технике. Но когда за короткий период нужно произвести модернизацию или обновление довольно значительной части вооружения и военной техники, расходы должны быть значительно выше. Мы упорно придерживаемся стандартов западных стран. Так давайте будем последовательными. Пора менять ситуацию, когда у нас на финансировании оборонных статей из года в год экономили. При этом нельзя забывать еще об одной проблеме. Говоря о повышении денежного довольствия, нельзя забывать об устоявшейся мировой практике, когда соотношение между средствами на боевую подготовку, закупку вооружения и техники, НИОКР и содержанием личного состава выражается как 70 к 30.
    - Получается, необходимо принимать чрезвычайные меры?
    Александр КАЛИТА:
    - После войны во Вьетнаме США выделили специальный бюджет на реформу своей армии. Мы хотим провести реформу “за так”: бюджет - на содержание Вооруженных Сил, а реформа - бесплатно. Такого не бывает.
    Американцы приняли в свое время и специальный закон о военной реформе. В котором, кстати, отдельный раздел был посвящен мерам по восстановлению уважения общества к армии. Нам тоже нужен такой системный многоплановый подход.
    Павел САЖИНОВ:
    - Очень много говорится о законодательном обеспечении обороны страны. Но до сих пор нам недостает многих законов, касающихся военного ведомства. Среди них и Закон “О военной реформе”. Он, кстати, разрабатывался. Вел его в свое время Лев Рохлин. Обсуждался он и в правительстве. Но после смены состава Комитета Госдумы по обороне, смены нескольких правительств интерес к этому закону пропал.
    Но у нас нет и других законов. До сих пор нет закона “О Вооруженных Силах РФ”. В прошлом месяце на межведомственной комиссии при Совете безопасности рассматривался план законотворческой работы на текущий год, которым рассмотрение этого закона запланировано на четвертый квартал 2001 года. У нас нет и других законов, которые необходимы, - “О военном положении”, “О чрезвычайном положении”, “Об использовании высвобождаемого военного имущества”, “О статусе участников боевых действий”. Эти и другие законопроекты запланированы для рассмотрения в 2001 году.
    Александр КАЛИТА:
    - В связи с сокращением Вооруженных Сил встает еще одна важнейшая проблема - адаптация бывших военнослужащих к гражданской жизни и их трудоустройство. Необходима соответствующая государственная программа. Я сейчас работаю над законом “Об основах государственной системы реабилитации военнослужащих”. Там вот пока заложена только переподготовка увольняемых в запас. Ну переподготовят вас, потратят государственные деньги. А вот смогут ли трудоустроить? На этот счет там ответов нет. При трудоустройстве законом не предусмотрен приоритет бывшим военнослужащим. Об этом тоже нужно думать, и думать до того, как начнется сокращение.
    Кстати, при обсуждении этой проблемы мы нередко встречаем непонимание. Многие не могут взять в толк, почему так остро ставится вопрос адаптации бывших военнослужащих. Объяснение простое. Военный - это профессионал, умеющий пользоваться оружием. Если он не будет востребован обществом, государственными структурами, то он будет востребован криминалом.
    Виктор ОЗЕРОВ:
    - Друг друга нам уговаривать не надо. Знаете, почему многое, что нарабатывалось, в том числе и парламентариями, не реализовано? Не было политической воли. Сейчас она появилась.
    - Разговор все время идет вокруг глобальных проблем в масштабах всей страны. Но каждый из вас представляет конкретный регион, и хотелось бы знать, что делает каждый из вас непосредственно на местах для улучшения жизни военных да и всего населения ваших областей.
    Валерий БЫКОВ:
    - До января 1999 года военным пенсионерам на Камчатке платили пенсию с коэффициентом 1,8, а после принятия одного “непопулярного решения” опустили “планку” до 1,6. При этом тем, кто сегодня уходит в запас на самой восточной окраине России, коэффициент сохранен. Налицо то, что называется двойным стандартом. Вопросом занялся Совет народных депутатов Камчатской области, но самостоятельно устранить имеющийся социальный дисбаланс пока не может. Вот этой проблемой я и занимаюсь теперь. Ряд запросов уже выявил явные правовые нестыковки, которые, я надеюсь, позволят в ближайшее время добиться пересмотра механизма начисления “военных” пенсий, а значит, и их перерасчета.
    Александр КАЛИТА:
    - Еще в канун выборов губернатора Ульяновской области, на которых, как известно, убедительную победу одержал бывший командующий 58-й армией Герой России генерал-лейтенант Владимир Шаманов, к нам обращалась масса военнослужащих не только с просьбами решить те или иные проблемы, но и с жалобами на их (я это подчеркиваю!) дискриминацию со стороны местных властей. Теперь, спустя всего несколько месяцев, изменился подход органов власти и управления всех уровней к человеку в погонах. Это, я считаю, большое достижение.
    Одной из серьезнейших проблем для военных и тех, кто уволился в запас, остается жилищная проблема. Зная это, губернатор сам “пробивает” в Москве выделение для них жилищных сертификатов и лично вручает их семьям остро нуждающихся. Только в феврале ГЖС получили 26 офицеров и прапорщиков запаса. На подходе еще 24 сертификата. А всего в нынешнем году планируется участие в федеральной программе более полутора сотен военнослужащих.
    Решен и вопрос с долгами воинских частей, военно-учебных заведений, расположенных на территории области, перед энергетиками и коммунальщиками. При нашем непосредственном участии достигнуты долгосрочные договоренности о том, что ни один военный объект, ни один жилой городок или объект социальной инфраструктуры не будет испытывать проблем с подачей электроэнергии, воды, тепла.
    Николай ТУЛАЕВ:
    - Надо учитывать, что проблемы региона не всегда можно решить силами самого региона, так как страна у нас едина и законы, особенно касающиеся военных, едины на всей ее территории. Это особенно ярко проявляется у нас в Калининградской области, где большинство населения анклава составляют действующие или отставные военные, члены их семей или гражданские люди, так или иначе связанные обеспечением деятельности флота или наземной группировки сил. Добавьте к этому особое географическое положение региона, и вам станет ясна вся масштабность стоящих перед руководством области проблем.
    В связи с тем, что их решение невозможно без учета всех этих особенностей, я вышел с инициативой о проведении дней Совета Федерации в Калининградской области, которую поддержали и мои коллеги по палате. Они пройдут в первой декаде июня и в немалой степени будут затрагивать вопросы обороны и безопасности страны, обеспечения социальных гарантий военнослужащих западного форпоста России.
    Павел САЖИНОВ:
    - Вопросы, которые решает в своей деятельности Совет Федерации, выверяются прежде всего в самих регионах. Ведь что такое Мурманская область? Это родина атомного подводного флота страны. Это военно-морские базы Северного флота. Это огромная производственная база и береговая инфраструктура, на которую “завязаны” десятки тысяч жителей области. Естественно, что все это, а главное, понимание значения поддержания на должном уровне безопасности государства заставило нас достаточно серьезно ставить вопрос сохранения стратегических атомных подводных лодок. Я лично инициировал проведение специальных слушаний, в которых приняли участие представители Министерства обороны, Генерального штаба, командования ВМФ. Результаты есть, но, к сожалению, говорить о них открыто я не могу.
    Последние три года я занимался восстановлением социальных гарантий для военнослужащих-северян, которые с принятием в свое время новой редакции Закона “О статусе военнослужащих” лишились части положенных им льгот. Не буду долго говорить о том, как и что делалось, но сегодня все те, кто несет службу на Севере, получили прибавку к денежному содержанию в размере от 30 до 40 процентов. Причем она коснулась всех - от рядового и матроса до генерала и адмирала. Срок отпуска для тех же “срочников” увеличен на 15 суток.
    А сейчас лично для меня да и для многих моих коллег наиболее актуальной является проблема, связанная с предстоящей операцией по подъему со дна Баренцева моря подлодки “Курск”. Скажу откровенно: были попытки переложить все на плечи военных, что, естественно, вызвало негативную реакцию в Совете Федерации. В связи с этим мы обратились к правительству с целым рядом предложений, которые недавно обсуждались вице-премьером Ильей Клебановым и главнокомандующим ВМФ РФ адмиралом флота Владимиром Куроедовым. Но нас волнует еще и готовность береговой базы к приему атомохода, подготовка общественного мнения в связи с этим событием. Тут, я вам скажу, еще много работы.
    И уж если мы коснулись флота, то не могу не сказать о тех шефских связях, которые нам удалось наладить. Одна только цифра: 150 кораблей Северного флота имеют сегодня шефов в лице различных городов России. Военные моряки почувствовали, что страна помнит о них, что они нужны государству и своему народу. А это сегодня очень много значит для тех, кто обеспечивает безопасность России на морских просторах. Причем шефские связи не ограничиваются только гуманитарными десантами. В Московской области не так давно сдан многоквартирный жилой дом для североморцев. Москва построила для них две десятиэтажки в самом Мурманске. Да и большинство семей погибших подводников “Курска” получили благоустроенное жилье именно при помощи шефов.
    Владимир КУЛАКОВ:
    - Не хотелось бы, чтобы у кого-то сложилось мнение, что члены Совета Федерации в ходе своей работы в столице лоббируют интересы только своих регионов. Просто те идеи, которые прошли “обкатку” на какой-то отдельно взятой территории, аккумулируются в палате с тем, чтобы в последующем воплотиться в конкретные законопроекты или рекомендации органам исполнительной власти. Тот же закон “весом” в 3,5 миллиарда рублей, который “провел” Павел Александрович Сажинов, обеспечил прибавку не только для северян, но и для тех военных, кто служит и на Камчатке, и в Магадане, и в Хабаровском крае.
    Виктор ОЗЕРОВ:
    - Главное, чего удалось добиться за последние несколько лет, - это изменить отношение власти и общества к человеку в погонах. Да, мы порой шутим, что обеспечиваем армию дважды: сначала, перечисляя налоги на ее содержание, и затем, когда выделяем военным электроэнергию, тепло, продукты питания, что называется, в кредит. Но мы сознательно идем на эти затраты, так как понимаем, что Вооруженные Силы - это главный гарант нашей безопасности.
    Конечно, ситуацию надо менять. В том смысле, что мы, законодатели, должны принимать такие законы, которые позволили бы обеспечивать высокой уровень боеготовности и боеспособности армии и флота, их достаточную материальную и техническую оснащенность, достойную жизнь самих военнослужащих. Думаю, что выражу общее мнение членов комитета, если скажу, что мы сами не испытываем удовлетворенности результатами своего труда, и именно эта неудовлетворенность является стимулом для еще более напряженной и плодотворной работы.
    В конце беседы сенаторы и журналисты пришли к общему выводу, что такие встречи должны быть регулярными. А разговор о социальной защите военнослужащих продолжился в ходе парламентских слушаний и заседания Координационного совета при председателе Совета Федерации по проблемам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Об этом читайте в ближайших номерах “Красной звезды”.

Назад

Другие статьи этого раздела

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker