на главную страницу

14 апреля 2001 года

Фан-клуб

Суббота

Землю колесами вертят

Леонид ЧЕРНОУСЬКО,
Анна КУЗНЕЦОВА,
пресс-центр АМО «ЗИЛ».



    Грузовые автомобили московского завода «ЗИЛ» давно и прочно «прописались» на российских дорогах. Хорошо знакомы они и людям в погонах. Поэтому не случайно машины марки ЗИЛ-433420 были выбраны для транссибирского путешествия по маршруту Москва - Якутск - Уэлен и дальше...

    Автопробегом по бездорожью
    Идея автопробега родилась в Московском клубе «Приключение», возглавляемом известным полярным путешественником Дмитрием Шпаро. Клуб провел более 30 различных походов и экспедиций практически по всем широтам Северного полушария. И вот после кругосветного плавания яхты «Апостол Андрей» здесь возник план автопробега от столицы до самой крайней северо-восточной точки России, а затем и дальше - в Америку и Европу. Интересно, что с такой же идеей в клуб обратилась и руководитель московского отделения итальянской холдинговой компании «Шик» Стефания Дзини. Филолог по образованию, молодая женщина живет и работает в Москве уже 10 лет. Являясь страстным автомобилистом, путешествовала по дорогам Европы, Непала, Индонезии, Австралии; организовывала экспедиции по маршрутам: Москва - Пекин, Москва - Тегеран. Она задумала покорить просторы Сибири и Дальнего Востока. В клубе ее выслушали с пониманием, и началась совместная разработка невиданного маршрута. Потребовались подходящие машины. Поначалу клуб обратился на «КамАЗ», имея в виду опыт участия автомобилей этого завода в гонках Париж - Даккар. Но по разным причинам не договорились.
    А вот генеральный директор АМО «ЗИЛ» Валерий Борисович Носов, человек смелый, чувствующий новизну и перспективу в рационализаторских предложениях, откликнулся охотно. Для ответственного дела выделил три серийных автомобиля армейского образца. Мощные (170 л.с.), высоко-проходимые (передача на все три оси), работающие на любом горючем, легко управляемые, они предназначены для перевозки грузов по всем видам дорог и местности. Чтобы создать комфортные условия участникам экспедиции, два автомобиля из трех были оборудованы фургонами со спальными местами на 10 человек. Автомобили оснастили спутниковой связью, компьютерными навигационными системами, УКВ-передатчиками...
    Нарядные, окрашенные в оранжевый цвет автомобили стартовали 16 февраля прошлого года. За рулем одного из них находилась улыбчивая черноволосая итальянская девушка. «Добилась-таки своего!» - можно было прочитать на ее лице. Другими машинами попеременно управляли опытные инженеры-водители ЗИЛа и клуба «Приключение». За два месяца и два дня проделан длинный и сложный путь - это почти 14 тысяч км. - Последние 700 км, от поселка Мыс Шмидта до Уэлена, дороги вообще отсутствуют. Так что ехать там можно лишь зимой. Иногда за сутки из-за глубокого снега преодолевали от силы 10-15 км.
    В царстве снега не обошлось без происшествий. На одной из машин вышел из строя редуктор. И это при 42-градусном морозе! Пританцовывая, чтобы согреться, ребята разгребали кучи проклятого снега и спешили быстрее заменить злополучный агрегат. Других серьезных неприятностей с техникой не было.
    Въезжая на лед Чукотского моря, вспомнили добрые советы президента Республики Саха (Якутия) Михаила Николаева. Лед коварен, может не выдержать массы грузовиков, поэтому между ними соблюдалась солидная дистанция. Кроме того, ехали с открытыми дверями - в целях безопасности. После двухмесячного форсирования колымских просторов достигли мыса Дежнева. То, что ранее не смогли сделать четыре иностранные экспедиции (на американских «Фордах» и итальянских «Ивеко»), осуществили россияне на отечественных машинах. Их встречал весь поселок Уэлен. Чукчей очень удивило, что среди наших парней была и итальянская девушка.
    - Я была искренне рада встрече с чукчами - добродушными, прекрасными людьми, - признается Стефания. - Живя на краю земли, в суровых северных условиях, они вызывают уважение и любовь. Подарили мне символический ключ от Уэлена, который я бережно храню.


    По дорогам Америки и Европы
    Лето и начало осени 2000 года путешественники провели на Чукотке, где приехавшие из Москвы специалисты провели профилактический осмотр и необходимый ремонт ЗИЛов. Затем экспедиция покинула сушу. Долгим оказался морской путь в американский Сиэтл: сначала 5.600 км на палубе теплохода «Пионер Киргизии» из Анадыря во Владивосток. После перегрузки на теплоход «Анатолий Колесниченко» еще 7.800 км через Тихий океан. В порту Сиэтл машины почти сутки проверяли на соответствие американским экологическим и техническим стандартам. ЗИЛы оказались на высоте, и соответствующие сертификаты были получены. Путь от Сиэтла до Нью-Йорка в 5.258 км путешественники преодолевали по горным серпантинам, канадским зимним дорогам и американским хайвэям. Новый год встретили в Торонто. Позднее любовались Ниагарским водопадом. Мегаполис Нью-Йорк трудно удивить чем-либо новым, оригинальным. Но наши оранжевые вездеходы с нарисованным на бортах маршрутом экспедиции привлекали внимание многих американцев. Они охотно фотографировались на фоне «русских медведей» на колесах, интересовались подробностями путешествия.
    И снова в путь. На этот раз — морской, длиной в 6.000 км через Атлантику до Саутгемптона в Великобритании, с ее левосторонним движением. Чтобы освоить эту «необычность», потребовалось около недели. В Лондоне наши ребята были приняты в королевском дворце Майклом принцем Кентским, известным автолюбителем. За чашкой кофе шел разговор о проблемах развития автопутешествий и спорта.
    За Ла-Маншем путь пролегал уже по континентальной Европе: Париж - Милан - Берлин - Варшава - Калининград. Запомнилась участникам похода остановка в Милане - родном городе Стефании Дзини. Общественность и власти чествовали ее как национального героя. А в Калининграде экспедицию тепло приветствовал адмирал-губернатор Владимир Егоров, бывший командующий Балтийским флотом, совершивший немало дальних походов.
    Первое в истории автомобильное путешествие вокруг Земли завершилось. Экспедиция, преодолев 45.000 км, символически связала столицу с самой западной и самой восточной точками России.
    А затем было, пожалуй, самое приятное: встреча у древних стен Кремля... Многие москвичи и гости столицы стали свидетелями необычного зрелища: по Тверской в сторону Красной площади двигалась кавалькада из трех ярко-оранжевых ЗИЛов и машин сопровождения. К участникам экспедиции, как и обещал, присоединился мэр Москвы Юрий Лужков. Он проехал с ними последний километр. Кстати, поддержка московского правительства и флаг города были постоянными спутниками отважных путешественников. Участников пробега овациями и цветами встретили собравшиеся - родственники, друзья, журналисты. Состоялся короткий митинг. Генеральный директор АМО «ЗИЛ» Валерий Носов не скрывал своей радости: «Меня переполняет чувство гордости. Очень приятно, что путешествие завершилось в год, когда АМО «ЗИЛ» исполняется 85 лет. Это хороший подарок к юбилею завода». Было объявлено, что один грузовик-путешественник займет место в музее завода.
    Выразив признательность правительству Москвы за поддержку, Стефания Дзини вручила Юрию Лужкову подарок на память - фотоснимок, на котором изображена команда, поднимающая флаг Москвы в самой северо-восточной точке России - поселке Уэлен.
    По окончании митинга - традиционная фотография на память. И чья-то шутливая надпись на плакате: «Ездил «Форд», «Ивеко» был, а добрался только ЗИЛ!

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker