на главную страницу

17 апреля 2001 года

Армия сегодня

Вторник

Закон о военном положении: каким ему быть?

Виктор КАРАСЕВ,
советник аппарата
Комитета Государственной Думы по обороне.



    Закон «О военном положении» - один из немногих федеральных конституционных законов, который до сих пор не принят, несмотря на то что он прямо предусмотрен Конституцией Российской Федерации. Конституция устанавливает, что в случае агрессии против нашего государства или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение. Режим военного положения определяется именно этим законом.

    Отсутствие на протяжении многих лет закона о военном положении приводит не только к тому, что в конституционном законодательстве Российской Федерации имеется существенный пробел. Без этого закона сдерживаются разработка и принятие других нормативных правовых актов, связанных с вопросами мобилизации, гражданской обороны и другими вопросами, а также затрудняется проведение соответствующих практических мероприятий.
    В 2000 году проект закона «О военном положении» был внесен в Государственную Думу группой депутатов. Этот законопроект прошел все предварительные стадии законодательной процедуры и был подготовлен к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении.
    Президентом Российской Федерации был также внесен свой законопроект взамен того, который вносился им еще в 1997 году, но принят не был.
    Таким образом, в настоящее время в Государственной Думе находятся два законопроекта «О военном положении» (назовем их для краткости «депутатский» и «президентский»), которые планируется одновременно рассмотреть в первом чтении в апреле этого года.
    В преддверии рассмотрения этих законопроектов необходимо провести сравнительный анализ их содержания с точки зрения полноты регулирования вопросов, относящихся к военному положению.
    В большинстве источников указывается, что в законе должно быть дано понятие и раскрыта сущность военного положения, определены цель, основания и порядок его введения. Кроме того, закон должен регламентировать вопросы функционирования органов государственной власти и местного самоуправления в период военного положения, определить меры, принимаемые органами власти и управления, а также возможные ограничения прав и свобод граждан. Через призму этих вопросов и целесообразно рассматривать внесенные альтернативные законопроекты.
    Они оба содержат определение понятия «военное положение». При этом президентский законопроект определяет военное положение как «особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях». В депутатском же законопроекте говорится, что военное положение - это особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом о военном положении ограничение прав и свобод.
    Следующий вопрос - основания для введения военного положения. Если следовать букве Конституции Российской Федерации, то таковыми являются агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии. Поэтому очень важно, чтобы понятия «агрессия» и «непосредственная угроза агрессии» были раскрыты в самом законе.
    Президентский законопроект эту задачу решает, законодательно закрепляя понятие агрессии. При этом за основу взято определение, содержащееся в Резолюции XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. Актами агрессии признаются: вторжение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, нападение на Вооруженные Силы и другие войска независимо от мест их дислокации, бомбардировка территории или применение любого оружия против Российской Федерации, блокада портов или берегов, засылка иностранным государством вооруженных банд, групп или наемников и некоторые другие акты применения вооруженной силы иностранным государством против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации.
    В то же время понятие «непосредственная угроза агрессии» в законопроекте раскрыто не полностью, что, очевидно, связано с объективной сложностью установления такого понятия.
    Отдельный вопрос, который должен быть подробно регламентирован законом, - как и с какого времени вводится военное положение.
    В президентском законопроекте устанавливается, что указ Президента Российской Федерации должен определять обстоятельства введения военного положения, время начала его действия и территорию, где оно вводится. Депутатский законопроект, помимо этого, предполагает, что должны быть определены и точные пределы полномочий государственных органов, ответственных за осуществление мер военного положения.
    Что касается вопроса об утверждении указа о введении военного положения Советом Федерации, то следует отметить один принципиальный момент. В законе должно быть четко определено, с какого времени начинается действие режима военного положения - после издания президентом соответствующего указа или же после утверждения этого указа Советом Федерации.
    Центральное место в законе занимают установление перечня мер, которые должны быть приняты в условиях военного положения, а также установление в этом случае возможных ограничений прав и свобод граждан, дополнительных обязанностей организаций.
    В научной литературе обычно приводится достаточно широкий перечень мер, которые должны быть приняты в условиях военного положения. Он включает перевод органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, экономики страны на работу в условиях военного положения, перевод Вооруженных Сил на организацию и состав, предусмотренные для военного времени, введение в действие запасных пунктов управления, использование материальных средств мобилизационного и государственного резервов. В этот перечень входят также меры по усилению охраны общественного порядка, установлению особого режима работы средств транспорта и связи.
    Еще более широкий перечень составляют временные ограничения, применяемые в условиях военного положения, включая ограничения прав и свобод граждан. К таким ограничениям относятся запрещение забастовок, собраний и митингов, введение особого режима въезда и выезда, ограничение свободы передвижения, введение военной цензуры, установление комендантского часа, проверка документов, личный досмотр граждан, досмотр вещей, транспортных средств и жилища, запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ. К ограничениям в условиях военного положения относятся также ограничения на осуществление экономической деятельности, на свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, ограничение или приостановление деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений, деятельность которых направлена на подрыв обороны страны и безопасности государства, и так далее.
    Как в президентском, так и в депутатском вариантах законопроекта достаточно полно предусмотрены нормы, устанавливающие меры, применяемые в условиях военного положения, а также соответствующие обязанности, ограничения и запреты.
    Президентским вариантом законопроекта предусматривается «временное изменение формы собственности организаций». Что это - национализация или, наоборот, приватизация — законопроект не определяет. Очевидно, что целесообразно говорить не об изменении формы собственности, а о том, что в период военного положения у организаций может быть изъято необходимое для нужд обороны имущество с возмещением причиненного ущерба.
    Имеются принципиальные недостатки у депутатского законопроекта. Например, в нем содержится статья, регламентирующая ведение боевых действий в период военного положения. В этой статье сказано, что в период военного положения «Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования могут вести боевые действия по отражению агрессии независимо от объявления состояния войны». Такая формулировка вызывает два принципиальных возражения. Получается, что боевые действия по отражению агрессии возможны только в период военного положения. При этом боевые действия Вооруженные Силы «могут вести», а значит, могут и не вести? Но Вооруженные Силы и предназначены для отражения агрессии - это установлено Федеральным законом «Об обороне».
    Следует отметить, что достоинством президентского законопроекта является включение в него отдельных статей, четко определяющих полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению режима военного положения.
    Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что оба законопроекта - и президентский, и депутатский - в основном содержат необходимый набор правовых норм, позволяющих регулировать вопросы военного положения. Поэтому, на мой взгляд, при доработке законопроекта нужно взять лучшее из обоих вариантов.

Назад

List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker