на главную страницу

12 Мая 2001 года

Россия и мир

Суббота

"Народная дипломатия"

Поможет ли она в урегулировании грузино-абхазского конфликта?

Владимир МОХОВ,"Красная звезда".



Если суммировать встречи, переговоры, консультации, конференции, проводившиеся в рамках урегулирования грузино-абхазского конфликта, то количество их давно должно было бы перейти в качество. Одних только резолюций ООН и ОБСЕ по этому вопросу насчитывается более двадцати! Однако философский закон в данном случае не сработал. Усилия мирового сообщества пока тщетны. Официальная политика и дипломатия практически ничего не решили. Девятый год Тбилиси и Сухуми живут в условиях конфронтации. Не могут вернуться к своим очагам и большинство беженцев...

Видя это, конфликтующие стороны все больший упор делают на "народную дипломатию". В Тбилиси эту работу возглавляет руководитель неправительственного движения "Мир и возрождение Абхазии" академик Лорик Маршания, который встретился недавно с российскими журналистами.
По его словам, беженцы, многие из которых осели в России, устали от бесконечных ожиданий и стали понимать, что искать сегодня виноватых, продолжать противостояние - это путь в никуда. Что, собственно, и показали минувшие годы. Надо делать пусть мелкие, но зримые шаги навстречу друг другу. И "народная дипломатия" здесь незаменима. Как-никак 41 процент населения Грузии и Абхазии является кровными родственниками. Неужели они не найдут общий язык?
Кроме того, по традициям, обычаям, быту грузинский и абхазский народы практически идентичны. Не случайно люди со стороны, поселившиеся в Абхазии в последние годы, так и не смогли обрести тут вторую родину. Не оправдался и расчет на то, что суверенная Абхазия вмиг станет "второй Швейцарией". Местное население все чаще с ностальгией вспоминает ту уникальную общность, которая сложилась здесь за десятилетия советской власти и в которой, несмотря на имевшиеся противоречия, гармонии было гораздо больше. Но кому-то пришло в голову разрешать эти противоречия вооруженным путем...
Такие организации, как "Мир и возрождение Абхазии", стали способствовать взаимному сближению и примирению двух народов. Допустим, раньше на весь Союз было известно предприятие "Сухумприбор". Половина его сотрудников из числа грузин в результате конфликта уехала за Ингури. Половина осталась на месте. Но у тех и других дела теперь идут неважно. Возможно, поэтому родилась идея провести встречу вчерашних коллег и сослуживцев. Стоит ли говорить, какой теплой она вышла. Воспоминаниями дело не ограничилось. Решили совместно выбираться из нищеты и безнадеги, создав, если будет на то добро грузинского и абхазского руководства, подобие некоего совместного предприятия в Гали. Чтобы туда вернулись те, кто когда-то мирно трудился рука об руку.
Такие же встречи прошли по линии Академии наук, старейшин, авиаторов, других представителей технической и творческой интеллигенции. В Сочи недавно встретились лидеры молодежных организаций Грузии и Абхазии. И процесс этот, по словам Лорика Маршания, уже не остановишь. В конце концов он должен привести к урегулированию конфликта на уровне населения. А это главное условие того, что изгнанники смогут вернуться к родным очагам и жить там спокойно. В отличие от политиков простым людям делить нечего. Перед ними стоит одна и та же проблема выживания. По обе стороны реки Ингури народ живет одинаково бедно. Хотя еще совсем недавно в этом красивейшем уголке бывшего СССР нищих не было и в помине.
Видимо, потому изверившийся народ решил перехватить инициативу у политиков и помочь себе сам. Народная дипломатия, как ни парадоксально, оказалась на данном этапе наиболее эффективным средством урегулирования конфликта. Но у этого движения есть серьезные противники. И в лице "партии войны", призывающей снова наступать на те же грабли (в этом плане "народные дипломаты"кардинально не согласны со сторонниками небезызвестного Тамаза Надареишвили, призывающего решать абхазскую проблему исключительно военным путем). И в лице интернационального криминалитета, с успехом ловящего свою рыбку в мутной воде.
Сюда словно воронье слетелось криминальное отребье со всего кавказского региона. Здесь легче делать большие деньги. За минувшие годы тут сложился своеобразный криминальный оффшор, не подвластный ни налоговикам, ни Интерполу, ни черту с дьяволом. Не случайно в Абхазии вольготно чувствовали себя и некоторые чеченские боевики, которые обзавелись здесь недвижимостью еще в пору вооруженного конфликта с Грузией.
Но бороться с этим криминалом Тбилиси и Сухуми всерьез не пытаются, ограничиваясь в случае очередного ЧП взаимными обвинениями. Дело иногда доходит и до обвинений в адрес миротворцев. Дескать, они выполняют не миротворческие, а сугубо пограничные функции между Абхазией и остальной Грузией. В очередной раз озвучил этот тезис на встрече с российскими журналистами и академик Маршания. По его словам, за время пребывания "голубых касок" в Абхазии там погибли две тысячи мирных граждан. Но почему-то он не вспомнил о десятках наших солдат и офицеров, отдавших жизни за установление мира в этом регионе.
Увы, многим политикам и общественным деятелям в Грузии (и Маршания в этом плане не исключение) по-прежнему присущ этакий наивно-потребительский подход к роли России как посредника в урегулировании конфликтов на постсоветском пространстве. Они хотят немедленных результатов там, где их в принципе быть не может. Чего стоит фраза: "Если Москва захочет, то за два часа можно решить вопрос и с Абхазией, и с Карабахом, и с Приднестровьем..." Каким образом решить, господин Маршания, правда, так и не пояснил. Мне же в связи с этим вспомнилась фраза, не раз слышанная от наших миротворцев: "Пока сами грузины и абхазы не договорятся, ничего не изменится. На штыках здесь мир не удержишь".
За два часа даже хорошее кавказское застолье не кончается. А там, где наломано столько дров, положено столько жизней, несколько поколений должно смениться, чтобы на смену кровной мести пришли цивилизованные взаимоотношения.
В чем прав академик Маршания, так это в том, что надо с чего-то начинать. Хотя бы с восстановления абхазского участка железной дороги, из-за бездействия которого одинаково страдают и грузины, и абхазы. Это ли не сфера приложения усилий народной дипломатии. Здесь зреет и конкретный проект: чтобы железную дорогу от Зугдиди до Очамчиры совместно восстанавливали те, кто туда вернется. В последующем речь может пойти и о совместном строительстве аэропорта. Кстати, прецеденты уже имеются. Скажем, об ИнгуриГЭС, питающей электроэнергией и Грузию, и Абхазию, представители двух народов заботятся почти образцово. Это лишний раз доказывает, что примирение надо начинать с экономики. Тогда потянутся к родным очагам и беженцы. Кстати, в тот же Гальский район три четверти коренного населения уже вернулись. Вернулись и взялись за работу. Район этот фактически кормит всю Абхазию, там растет чай, цитрусовые, эфиромасличные культуры.
Дадут ли им поработать?
На снимке: российские миротворцы в Абхазии. Фото Владимира ПОПОВА.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker