на главную страницу

24 Мая 2001 года

Россия и мир

Четверг

Косовский капкан для Европы

Ярослав ЯСТРЕБОВ.



События апреля-мая на Балканах свидетельствуют о дальнейшем обострении кризиса в этом регионе. После провокаций албанских боевиков в районе Тетово, в результате которых македонские силы безопасности понесли значительные потери, Скопье предпринял новую операцию по зачистке северных приграничных с Косово районов. Это привело к обострению отношений между общенациональными партиями, выступающими за территориальную целостность Македонии, и партиями этнических албанцев, которые требуют преимуществ для представителей своей национальности. Причем всякий раз, когда македонская армия добивалась заметных успехов в подавлении террористов, вторгшихся из Косово, боевые действия приостанавливались под нажимом НАТО и ЕС. Генсек НАТО Джордж Робертсон и верховный представитель ЕС по международным делам, генсек Совета ЕС Хавьер Солана приложили большие усилия и для того, чтобы склонить македонское руководство к прекращению антитеррористической операции и переговорам с представителями албанского меньшинства.
В юго-восточной Сербии сербские силы безопасности продолжают выдавливание боевиков так называемой "Освободительной армии Прешево, Буяновца и Медведже" (ОАПБМ) из 5-километровой "зоны безопасности" на административной границе Косово. 24 мая югославская армия должна занять наконец последний сектор зоны, куда до сих пор вход ей был запрещен в соответствии с Кумановскими соглашениями от июня 1999 года. Это сектор "В", протянувшийся в длину на 80 км. Здесь в последние месяцы наблюдается наибольшая концентрация боевиков ОАПБМ, оборудовавших в ряде сел свои базы и долговременные боевые позиции. Боевики не прекращают провокаций. 17 мая группа офицеров югославской армии попала в засаду. Два человека погибли и четверо получили ранения. Все это происходит на фоне "мирного процесса" под контролем международных наблюдателей, в ходе которого боевики ОАПБМ соглашаются на выход из сектора "В" и даже обещают сложить оружие. При этом, однако, они отказываются гарантировать спокойствие в северной части данного сектора, который якобы не контролируют.
Тревожной остается обстановка и в самом Косово, где не прекращаются вылазки албанских экстремистов как против местного неалбанского населения, так и против миротворцев КФОР. В ночь на 17 мая в очередной раз был обстрелян российско-американский патруль, продвигавшийся по косовской территории близ "зоны безопасности". Все чаще нападениям и терактам подвергаются и косовско-албанские политики из лагеря Ибрагима Руговы, с которыми соперничают проигравшие им муниципальные выборы в ноябре прошлого года, но являющиеся фактическими хозяевами на местах и в руководстве "Сил защиты Косово" (СЗК) боевики "Освободительной Армии Косово" (ОАК).
Не прекращается и кампания в поддержку "борцов за "Великую Албанию" в Европе. Последняя албанская манифестация прошла в Женеве. Показательно, что албанские иммигранты, выражая свою солидарность с боевиками, орудующими в Македонии под вывеской "Освободительной национальной армии" (ОНА), а в юго-восточной Сербии под вывеской ОАПБМ скандировали: "УЧК! УЧК!" Именно так звучит по-албански аббревиатура ОАК - "Освободительная армия Косово".
Совершенно очевидно, что действия Запада в отношении албанского экстремизма на Балканах явно недостаточны. Тем более что в самом Косово все сводится к эпизодическим арестам и изъятиям оружия силами КФОР, эффективность которых вполне сравнима с каплей в море, а за пределами Косово - к старательному противодействию желанию местных вооруженных сил уничтожить сепаратистов, оккупирующих часть территории Сербии и Македонии.
Подобный "пацифизм" со стороны Запада, продемонстрировавшего в 1999 году в отношении Югославии редкий боевой задор, кажется непонятным. Однако если рассмотреть ситуацию не с точки зрения того, как "должно быть", а с точки зрения интересов вовлеченных в нынешний балканский кризис сторон, то все встает на свои места. Дело в том, что ни Миссия ООН в Косово (МООНК), ни КФОР прямо не заинтересованы в решительных и жестких мерах по пресечению деятельности сепаратистов. МООНК является международной бюрократической структурой. Парадоксально, но под лозунгом "насаждения демократии" в Косово создана государственная структура, не зависящая напрямую от интересов населения, а осуществляющая политику в соответствии с собственными планами и целями. С другой стороны, являясь международной структурой, МООНК прямо зависит от западных держав, выступающих спонсорами ее деятельности. И это весьма ярко проявилось в процессе незаконной, но весьма быстрой приватизации всех мало-мальски значащих промышленных и сельскохозяйственных отраслей Косово фирмами, представляющими наиболее сильные западные страны.
В результате оценка ситуации в Косово дается по формальным признакам при полном игнорировании реального положения дел, но с весьма красивыми "рапортами о достигнутых успехах". Когда же МООНК, например, обвиняют в непротиводействии и насилию в отношении неалбанского населения, и проведению албанцами настоящей "этнической чистки" Косово, и открытому грабежу чужого имущества, чиновники этой структуры воодушевленно объявляют об открытии такого-то числа школ и больниц, возвращении такого-то числа албанцев, развитии коммунальных служб и т.п. И это при том, что даже один из лидеров албанской общины и сторонник независимости Косово Ветон Суроя уже в 1999 году назвал режим, сформировавшийся в крае, "фашистским".
Аналогично руководству МООНК действует и командование сил КФОР. Хотя оно имеет мандат СБ ООН, известно, что основные силы КФОР составляют натовские войска. И они совместно с МООНК служат целям Брюсселя и Вашингтона. В последнее время это особенно заметно проявляется в нежелании командования сил КФОР противостоять откровенному бандитизму. Если албанские террористы не только большими массами пересекают границу Македонии, но даже перевозят на территорию этого государства зенитные установки, то о каком противодействии им со стороны КФОР может идти речь. По сути натовские войска свели свою роль к наблюдению за событиями, вмешиваясь лишь в самых крайних случаях.
Тем временем албанские экстремисты под руководством лидеров ОАК по сути беспрепятственно хозяйничают в Косово. Уже муниципальные выборы в крае в прошлом году, на которых формально победили сторонники Демократического союза Косово Ибрагима Руговы, показали, что ОАК, создавшая собственную Демократическую партию Косово во главе с "командующим" ОАК Хашимом Тачи, представляет большую угрозу не только для сербов, но и для всех умеренных албанцев. Взяв в руки власть в Косово явочным порядком, боевики ОАК не спешат отдавать ее тем, кто получил большинство на местах в результате выборов. Несогласных или запугивают, или просто убивают.
В Косово разворачивается подготовка к всеобщим выборам, которые МООНК назначила на 17 ноября. Победа на них означает уже не просто решение вопроса о господстве кланов и группировок на местах - это вопрос формирования парламента и соответственно правительства, распределения бюджета и денежных потоков, вливающихся в Косово с Запада, перспективы дальнейшего обогащения чудовищно разросшихся на контрабанде, торговле наркотиками, оружием и "живым товаром" криминальных албанских группировок. Криминальный фактор имеет огромное значение в развитии албанского экстремизма. Хаос в Албании и Косово создал идеальные условия для его развития.
При этом лозунг "Великая Албания" становится "козырной картой" в борьбе за власть. Выступая "освободителями" своих соплеменников в Сербии, Македонии и Черногории, террористы получают возможность не только сплотить под своими знаменами значительную часть косовских албанцев. Именно под лозунгом "Великая Албания" ОАК обеспечивает себе сохранение поддержки значительной части албанской диаспоры в Европе и США, среди которой продолжается сбор 3-процентного налога "на освобождение родины", а также и больших пожертвований. Этим же обеспечивается и поддержка албанских кланов из южной и центральной Албании, традиционно выступающих за присоединение Косово и других балканских территорий. Наконец, на "общее дело" направлен поток помощи и от экстремистских исламских организаций. Собранные средства идут в основном на содержание многотысячных вооруженных формирований, которые оказываются хорошим средством давления не только на политических противников в самом Косово, но и на соседние страны.
Для Ибрагима Руговы и его сторонников, ориентированных на местные косовские интересы бизнеса, интеллигенцию, крестьянство, которые незаинтересованы в войне и анархии, нехарактерен оголтелый экстремизм. Они ориентированы на Запад и на развитие Косово в умеренное буржуазное общество на основе западных ценностей, а не на реставрацию албанской феодальной вольницы образца начала XX века. Выступая за независимость Косово, Ругова вряд ли намерен сотрудничать с Тачи в строительстве "Великой Албании". При том, что идея объединения всех албанцев близка обеим силам, они не желают и не могут делиться властью и всем, что с этой властью связано.
Следует напомнить, что своим политическим взлетом полевой командир Хашим Тачи обязан американцам. В 1998 году ОАК вдруг получила мощную поддержку западных разведслужб, включая и деньги, и оружие, и специалистов для обучения боевиков на зарубежных базах. Наблюдатели считают, что в то время США сознательно пошли на замену умеренного албанского лидера крайним экстремистом. Полагая, что победа НАТО над Югославией уже "в кармане", Вашингтон решил поставить во главе косовских албанцев "сильную личность", способную подмять под себя всех. Однако большинство мирного албанского населения сохранило верность Ибрагиму Ругове, и этот план провалился. В свою очередь Хашим Тачи стал рваться к реваншу. В результате разгорающаяся все сильнее борьба за власть в Косово превратилась в фактор дестабилизации всех Балкан. И чем ближе выборы в Косово, тем сильнее будет боевая активность ОАК и ее "филиалов", которая будет направлена не только на подавление политических противников в Косово, но и на расширение террористических действий за пределами этого края.
В этой связи становится все более очевидным, что Европа оказалась заложником балканской политики США, навязанной Вашингтоном в 1998-1999 годах. Особенно на фоне звучащих в США заявлений о необходимости постепенного вывода американского воинского контингента из Косово (разумеется, при сохранении военной базы США Бондстил) и предоставлении Европе большей самостоятельности по урегулированию ситуации на Балканах.
Иными словами, США намерены заставить Евросоюз расхлебывать заваренную ими кашу. В этих обстоятельствах единственно разумной политикой ЕС видится не заклинание об "общеатлантической солидарности", которая уже завела в тупик, а переход на позиции здравого смысла и международного права. Это подразумевает безоговорочное соблюдение резолюции 1244 СБ ООН, решительное пресечение в сотрудничестве с законными властями Югославии, Македонии и Албании всех террористических поползновений, разоружение незаконных вооруженных формирований на территории Косово и сопредельных государств, предание главарей террористов и запятнанных кровью боевиков законному суду, решительные полицейские мероприятия по пресечению деятельности организованной трансбалканской преступности, возвращение неалбанского населения в Косово и передача насильно отнятого движимого и недвижимого имущества его истинным владельцам. Только на основе выполнения этих основных положений будут возможны организация мирной жизни в Косово, начало процесса оформления подлинной широкой автономии края и обеспечение гарантий мира и безопасности в регионе.
На снимке: Террорист ОАК, нынешний хозяин Косово.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker