Перейти на главную страницу

27 Марта 2003 года

Новости

Четверг




Чтобы жизнь продолжалась

Елена Валерьевна Колоскова и Марина Владимировна Грищенко до недавнего времени не были знакомы. Но уже при первой встрече поняли, что их объединяет многое. И прежде всего – гибель мужей.
    Подполковник Сергей Колосков погиб в декабре 2000 года в Чечне. Майор Сергей Грищенко - в мае 2001 года в авиационной катастрофе под Ржевом. Казалось, мир вокруг навсегда окрасился в черные цвета.
    В тяжелый и горький час женщин поддержал Национальный военный фонд. Он приобрел для Елены Валерьевны и Марины Владимировны квартиры в Москве. На днях президент фонда Алексей Моляков в торжественной обстановке вручил вдовам заветные ордера.
    - С февраля 2001 по февраль 2003 года Национальный военный фонд оплатил 214 договоров на приобретение жилья на сумму 125 млн. 31 тыс. рублей, – подчеркнул президент НВФ. – Работа в этом направлении продолжается.
    Приобретение квартир для семей погибших военнослужащих – не просто акт доброй воли фонда, имеющего статус президентского. Это прежде всего проявление внимания главы государства к тем, кого постигла беда, к родным тех, кто отдал жизнь при исполнении воинского долга.
    Разумеется, с получением квартир все беды, обрушившиеся на Елену Валерьевну и Марину Владимировну, не разрешатся. Но все-таки трудностей станет меньше.
    

На снимке: президент НВФ Алексей МОЛЯКОВ вручает ордера на квартиры Елене КОЛОСКОВОЙ и Марине ГРИЩЕНКО.
 ||  Сергей КНЯЗЬКОВ.



Он позвал в космос других


35 лет назад, совершая тренировочный полет на реактивном учебно-боевом истребителе МиГ-15 с летчиком-инструктором Владимиром Серегиным, погиб первый космонавт Земли полковник Юрий Гагарин. Это произошло вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области 27 марта 1968 года. Истребитель рухнул на землю, когда Гагарин предположительно пытался уклониться от столкновения с неожиданно возникшим препятствием – летящим самолетом, шаром-зондом или стаей птиц.
    ...Космический полет сделал Гагарина всемирной знаменитостью. Он много путешествовал по странам и континентам, посетил Соединенные Штаты, которые тогда реализовали свою космическую программу. Юрий оказался идеальным послом доброй воли, так как его дружелюбие и скромность располагали к нему десятки тысяч людей. Однако главным в его жизни по-прежнему оставались небо, космос. Гагарин непрерывно совершенствует мастерство как летчик-космонавт (в 1968-м с отличием оканчивает Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского), принимает непосредственное участие в обучении и тренировке экипажей космонавтов, в руководстве полетами космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз».
    Образ мужественного и талантливого российского парня хранится в сердцах благодарных землян. Его имя носят город и район в Смоленской области, Российский государственный научно-исследовательский центр подготовки космонавтов, Военно-воздушная академия, другие учебные заведения, улицы и площади многих городов мира. В Москве, Гагарине, в Звездном городке первому космонавту установлены памятники. Юрия Гагарина помнят и чтят не только в России. ФАИ учредила Золотую медаль имени первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина.
    «Он позвал всех нас в космос»,- скажет о Гагарине Нил Армстронг, первым из землян ступивший на поверхность Луны. Да, прошлые, нынешние и будущие космические полеты - продолжение того, что начал простой парень со Смоленщины.
    

На снимке: Юрий ГАГАРИН с дочками Леной и Галей.
 ||  Анатолий ДОКУЧАЕВ.



Учение на Северном Кавказе


    В соответствии с планом подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации на 2003 год в период с 28 марта по 4 апреля с.г. под руководством начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации проводится командно-штабное учение (КШУ) с войсками Северо-Кавказского военного округа с привлечением частей и подразделений Внутренних войск МВД России, МЧС России, других министерств и ведомств Российской Федерации. КШУ будет проходить на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, в акваториях Черного и Каспийского морей.
    В ходе КШУ будут отрабатываться вопросы организации и осуществления взаимодействия всех силовых структур в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований, оказания помощи органам исполнительной власти субъектов Южного федерального округа Российской Федерации при ликвидации последствий и поддержания правопорядка в зоне стихийных бедствий, оказания всех видов помощи пострадавшему населению.
    Всего в предстоящем учении примут участие около 9 тысяч военнослужащих.
 ||  Пресс-служба Минобороны РФ.



Балтийцы вышли в море

    На Балтийском флоте началась активная фаза боевой подготовки зимнего периода обучения - рейдовые сборы под руководством командиров соединений. В море отрабатываются навыки экипажей при одиночном плавании и в составе корабельных ударных групп.
    На время флагманским кораблем Балтийского флота стал малый противолодочный корабль «Башкортостан», на котором в море вышел командующий БФ адмирал Владимир Валуев. Одновременно с МПК в поход вышли 15 боевых кораблей и 3 вспомогательных судна. Как сказал корреспонденту «Красной звезды» на борту «Башкортостана» адмирал Владимир Валуев, проверяется готовность кораблей и береговых частей к выполнению в апреле учебно-боевых задач под руководством главнокомандующего ВМФ России.
    Адмирал Владимир Валуев особо отметил боевой настрой военных моряков, которые стремятся достойно встретить в нынешнем году 300-летие Балтийского флота.
 ||  Игорь БАЛАШОВ.



Полеты не во сне

Во время командировки на Кавказ полковник Леонид Скубенко выполнил в Чечне 840 полетов на Ми-8. Доставлял в госпиталь раненых, десантировал спецназ, перевозил войска и грузы. Почти каждый полет был связан с риском. Особенно тот, в ночь с 27 на 28 мая 2001 года...
    Над Ханкалой уже смеркалось, когда в штабе группировки Внутренних войск узнали, что в Веденском ущелье разгорелся бой. Группа разведчиков попала в засаду. Среди наших были раненые. На КП авиации стали решать, кому лететь в район боя. В горы ночью можно отправлять только опытный экипаж. В таких случаях обычно не приказывают. На выручку ведущим бой разведчикам добровольно вызвался лететь экипаж в составе командира полковника Леонида Скубенко, штурмана капитана Евгения Карпенко и борт-техника капитана Александра Глазунова.
    В 19.30 Ми-8 взял курс на Ведено. Скубенко понимал, что приземляться придется рядом с местом боя и вероятность попасть под обстрел боевиков чрезвычайно высока. Перелетев через хребет, вертолет пошел по ущелью. Резкий перепад высот – с 2.000 до 600 метров – испытание даже для опытных летчиков. Ночью в горах «вертушка», несущаяся со скоростью 200 километров в час, может вмиг стать братской могилой.
    С помощью авианаводчика Ми-8 приземлился на небольшой площадке на склоне горы. Вокруг стрельба, взрывы гранат. На площадке стоял потрепанный в боях БТР, из которого выгружали тела. Оказалось, что, кроме семерых раненых, требовалось эвакуировать еще и пять погибших.
    В десятом часу вечера Скубенко вернулся в Моздок. Поспать удалось немного. Ровно в полночь его подняли. Под Ведено продолжался бой и появились новые раненые. Кому лететь? В Ханкале находился дежурный экипаж майора Садулина, но он не знал местности и в лучшем случае мог заплутать в горах. Скубенко посоветовался с Карпенко и Глазуновым. Решили лететь.
Полчаса Ми-8 несся от одних огней к другим. Населенные пункты, как маяки, помогали не сбиться с пути. Хуже всего для пилота, когда одни россыпи светящихся точек заканчиваются, а других еще не видно. Тогда вертолетчик подобен слепому котенку. Особенно если облачность не позволяет поднять вертолет выше 150 метров: зазевался на секунду – «поцеловался» с землей. Но в таких условиях Скубенко не раз приходилось летать ради спасения людей.
    Ну вот и ущелье. На площадке горели красные шашки. Стрельба продолжалась. На носилках принесли двоих раненых. Теперь у них был шанс остаться в живых. Первую медицинскую помощь им уже оказали, но реально спасти мог только хирург (позднее ребят в госпитале буквально вытащили с того света). Офицер-разведчик, еще не отошедший от боя, с надеждой смотрел на летчиков: если что-то и с ним случится, еще раз прилетят. Даже за одним. Даже ночью. Даже в «стреляющие» горы.
    Полковника Скубенко за те полеты представили к ордену Мужества. А спустя полгода вручили медаль Нестерова. Хорошая медаль, редкая. Ее получают только летчики и по-особенному ею гордятся.
 ||  Григорий СИМОНЕНКО.



Проба на стойкость

Это случилось в последние дни первой чеченской войны.
    - Старший лейтенант Недобежкин? Легок на помине. - Командир батальона подполковник Сергей Мышак был предельно собран и краток. — Слушай внимательно, Олег. В головном дозоре пойдешь со своими ребятами…
    Комбат знал Недобежкина с начала кампании. Именно он определил тогда еще молодого лейтенанта во взвод спецразведки и не ошибся. В первой же серьезной операции - во время зимнего штурма Грозного - Недобежкин со взводом, попав в огненный мешок, сумел выполнить задачу и сберечь людей. Грамотными действиями Олег вывел взвод к основным силам батальона. И только после того как отдышался от пережитого при боевом крещении и получил командирское «Добро, отдыхайте», почувствовал боль в ноге. Зацепила все же пуля-дура... Это было его первое ранение, а спустя какое-то время и первый орден Мужества.
    Недолгие приготовления, инструктаж — и взвод идет дальше по разрушенному городу. Обойдя груду битого бетона, уперлись в здание.
    - Саперы, особое внимание на мусор. Уходя, бандиты могли оставить мины и растяжки, - сказал старший лейтенант, взбираясь на сооружение из плит, чтобы перепрыгнуть очередной завал. — Борисов, Никурдин, прикрывайте саперов с флан...
    Он не успел договорить. Плита, на которой стоял Олег, съехала по обломкам вниз и воткнулась в землю, через секунду прогремел взрыв. Одновременно со взрывом фугаса боевики открыли огонь, который отрезал разведчиков от их раненого командира. Передвижения бойцов осложнились и тем, что по бокам прохода, по которому они шли, было обнаружено еще несколько мин. Минная подкова - излюбленная ловушка бандитов: угоди в такую западню батальон, выйти смогли бы единицы...
    Первое, что Недобежкин увидел, придя в себя, - его оторванная нога и много крови вокруг.
    Одной рукой достав из разгрузки аптечку, он вколол себе промедол.
    - Пулеметчику - влево, на ступенях школы - группа боевиков, - снова начал руководить боем старший лейтенант. - Снайперу - от бетонной колонны вправо два пальца, у кустов гранатометчик.
    Отдавая команды, вел огонь и сам. Но вот опустел магазин, и вместе с этим силы начали его покидать. Последнее, что он почувствовал, было прикосновение рук, которые оторвали его от земли и понесли прочь из этого ада...
    - Клиническая смерть, - еле слышным, хриплым голосом сказал хирург. - Быстрее дефибриллятор... Еще раз…
    Тело дернулось от мощного разряда тока. Потом второй раз. Только после этого сердце ожило, заработало. Уставший от бессонных ночей военный врач облегченно вытер со лба пот и сел на стул около раненого офицера.
    - Удачливый. Выжить после такого… Немыслимо!
    Очнувшись от наркоза в реанимационном отделении, Недобежкин попытался встать, но не получилось…
    Первая чеченская кампания закончилась, часть вернулась к постоянному месту дислокации, и в госпитальной палате, где лежал Олег, всегда были посетители. Часто заглядывали комбат и ротный, приходили друзья и родные. Когда здоровье пошло на поправку, Олега ждало новое испытание: он нашел на тумбочке клочок бумаги, как бы случайно забытый кем-то из гостей. Оказалось, женой, которая не решилась проститься с ним глаза в глаза.
    Недобежкин не стал опускаться до объяснений и подписал все нужные для развода бумаги. Получив неожиданный удар в спину, он впервые почувствовал себя инвалидом. И впервые, поддавшись безысходности, оказался в плену депрессии, выйти из которой не помог бы ни один доктор. Раньше по нескольку раз в день теребил докторов - когда выпишете? Теперь все ему стало безразлично.
    Таким и застал его подполковник Сергей Мышак. Однако виду не подал, подчеркнуто бодро поинтересовался:
    - Долго еще будешь от службы отлынивать?
    - Не смешно, - сглотнув подступивший к горлу комок, ответил Олег.
    - А ты из меня шута горохового не делай, - напускно строго парировал комбат. - Вот выписка из приказа. Ты теперь - начфиз батальона... Да, чуть не забыл самое главное, - уже у двери обернулся подполковник, - перед выходом на службу непременно побриться.
    И тут же вышел. И хорошо, что вышел, потому что мужские слезы - не для чужих глаз.
    Только потом, вернувшись в строй, Олег узнал, чего стоило Сергею Мышаку оставить его в батальоне. Сколько различных инстанций требовалось пройти, чтобы получить подобное разрешение!
    Жизнь вновь обрела краски и смысл. Олег еще раз женился. У него родилась дочь. Научился без палки ходить на протезе, правда, немного прихрамывая.
    На вторую войну кавалер двух орденов Мужества, обладатель крапового берета капитан Недобежкин отправился начальником штаба батальона. Вернувшись из очередной командировки, узнал о развертывании в Чечне 46-й бригады оперативного назначения и, не раздумывая, подал рапорт о переводе туда.
    В бригаде ему предложили должность помощника начальника оперативного отделения. К исполнению обязанностей приступил сразу же.
    Работа в только что сформированном соединении кипела день и ночь. Но ей капитан Недобежкин был рад: постоянно выезжал на спецоперации, участвовал в боях с бандитами. Однажды, возвращаясь с очередной операции, БТР разведчиков, с которыми ехал и Олег, был обстрелян. Взрывной волной от разорвавшегося фугаса капитана Недобежкина сбросило с брони. Перевернувшись на земле, как заправский каскадер, офицер открыл огонь по боевикам. Нападение удалось отбить…
    …На площадку аэропорта Северный, куда должен был прилететь вертолет, чтобы забрать журналистов и возвращающихся домой офицеров ОМОНа, вышел капитан Недобежкин. Чтобы попрощаться.
    - Удачи тебе, Олег, - выкрикнули из нашей группы.
    - Удача нужнее вам, а я больше верю себе, - улыбнулся в ответ капитан.
 ||  Старший лейтенант Денис КОЗЛОВ.


Назад

НАШ АДРЕС:

mail@redstar.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker