на главную страницу

29 Марта 2003 года

Пульс планеты

Суббота

Транзит по-литовски

Вильнюс пытается давить на Москву

Алексей ЛЯЩЕНКО, «Красная звезда».



     На фоне войны в Ираке многие международные проблемы отошли на второй план. Однако от этого их важность меньшей не стала. На этой неделе проблема транзита из Калининграда на «Большую землю» вновь оказалась в центре внимания российского внешнеполитического руководства. В Брюсселе прошла трехсторонняя встреча представителей России, Литвы и ЕС, посвященная разработке механизмов и форм выдачи упрощенного транзитного документа (УТД) и упрощенного проездного документа на железной дороге (УПДЖД). Как известно, решением саммита Россия-ЕС, состоявшегося в ноябре 2002 года, они должны быть введены в действие с 1 июля этого года.
     УТД касается всех видов наземного транзита - железнодорожного, автомобильного и автобусного. Документ стоимостью 5 евро будет выдаваться сроком до 3 лет литовским консульским учреждением для многократных транзитных поездок через территорию Литвы. УПДЖД в свою очередь предназначен только для одноразовой (туда - обратно) поездки на поезде и выдавать его будут кассиры при приобретении билетов.
     Вместе с тем становится очевидным, что проезд российских граждан транзитом через территорию Литвы становится делом все более трудным. Причем инициатором затруднений становится именно официальный Вильнюс, который, по мнению российских дипломатов, пытается свести на нет договоренности брюссельского саммита. В частности, Литва выставляет «неприемлемые требования» при получении российскими гражданами транзитных документов для проезда в Калининград и обратно. Например, как заявлял спецпредставитель Президента РФ по калининградскому вопросу и председатель думского комитета по международным делам Дмитрий Рогозин, навязывается необходимость передавать заранее данные о всей семье, а также регламентировать количество поездок граждан. И все это в то время, как каждый россиянин имеет право на многократные поездки в тот или иной регион страны по самому факту российского гражданства.
     Более того, Вильнюс вновь продолжает «давить» на Москву. Например, обещает ввести с 1 июля 2003 года визовый режим, «если Москва не выполнит обязательства по соглашению брюссельского саммита Россия-ЕС». Под ними литовская сторона подразумевает в первую очередь необходимые для полноценного членства в ЕС ратификацию Россией двустороннего договора о государственной границе и подписание соглашения о реадмиссии. Если работа над соглашением о реадмиссии идет в МИД РФ полным ходом, то депутаты Государственной Думы особо не стремятся ратифицировать пограничный договор с Литвой, увязывая его с необходимостью решить проблему свободного передвижения российских граждан из Калининграда в любой другой регион Российской Федерации.
     Пока же можно констатировать, что литовским транзитом пользуется все меньшее количество пассажиров. Статистика свидетельствует, что за январь этого года по сравнению с тем же месяцем 2002-го пассажиропоток в Калининградскую область из других регионов России сократился на 18 процентов, эта тенденция сохранялась и в феврале. По всей видимости, ситуация будет не лучше и в марте, и в апреле, и в мае... Причем появились случаи (на которые уже шлет ноты и российский МИД) «грубого снятия» с поездов Калининград – Москва. Особого решения требует и вопрос военного транзита – Россия сталкивается с серьезными материальными и техническими издержками при доставке, например, молодого пополнения на Балтийский флот, базирующийся в Калининградской области. Литва не признает российские воинские документы в качестве документов, разрешающих транзит через свою территорию. Поэтому и приходится доставлять новобранцев на БФ самолетами, что стоит немалых денег. И другого решения пока нет – паромная переправа Санкт-Петербург – Калининград не особенно справляется с необходимыми объемами перевозок.
     Рассчитывать же, что Россия «надавит» на Литву через ЕС, тоже особенно не приходится. Европейский Брюссель поддерживает стремление Литвы действовать в строгом соответствии с шенгенскими правилами, которые для всех стран – участников соглашения одинаковы, и для России делать какие-то исключения, видимо, не собирается. Министр иностранных дел РФ Игорь Иванов заявил, что МИД России продолжит работу по решению «этой сложной проблемы».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker