на главную страницу

3 Апреля 2003 года

Армия и общество

Четверг

Его статьи с победами сличали

Публикацию подготовили Александр БОГАТЫРЕВ, «Красная звезда» и пресс-служба Сухопутных войск.



Как уже сообщала «Красная звезда», в главкомате Сухопутных войск состоялась военно-научная конференция, посвященная работе над уставными документами. Речь шла о необходимости скорейшего введения в действие боевых уставов и наставлений, о том, что мешает этому важному для войск процессу.

     Главнокомандующий Сухопутными войсками – заместитель министра обороны Российской Федерации генерал-полковник Николай Кормильцев:

– Совершенствование системы уставных документов Сухопутных войск представляет собой непрерывно развивающийся процесс. В нем заняты практически все – от солдата до самого высокого органа военного управления.      Сегодня мы находимся на очень важном этапе развития военного искусства. От нас требуется не просто переосмысление пройденного ратного пути, но и глубокий анализ всего того, что составляет золотой фонд военного искусства, по крупицам собранный в ходе боевых действий, на тактических занятиях и учениях с боевой стрельбой.
     Именно практический опыт, подкрепленный выводами военной научно-исследовательской работы, должен воплотиться в новых уставных документах. Вместе с тем не все командиры и штабы глубоко прониклись пониманием необходимости скорейшего завершения всех мероприятий, связанных с принятием новых боевых уставов и наставлений. Такое положение нетерпимо. Еще есть небольшой резерв времени для окончательной доработки проектов уставных документов. Но не для пустых разговоров и дискуссий. Оно предназначено исключительно для реализации критических замечаний и решения технических вопросов в соответствии с рекомендациями.
     …Устав не догма, а руководство к действию. Очень важно, чтобы эта четкая и ясная формула нашла свое отражение в проектах новых уставных документов. Есть основания полагать, что при четкой и слаженной работе всех структур, участвующих в их разработке, выход в свет новых боевых уставов и наставлений будет осуществлен в точно намеченные сроки.

     Начальник Главного управления боевой подготовки ВС РФ генерал-полковник Александр Скородумов:

     – Уставы являются основой разработки программ боевой подготовки, курсов вождения и стрельб, учебно-методической литературы, в соответствии с ними организуются и проводятся практические мероприятия боевой подготовки.
     Рассматривая систему уставных документов, необходимо отметить особую роль Боевого устава Сухопутных войск. Этот документ определяет содержание целого ряда уставных документов, раскрывающих и детализирующих его положения. В том числе наставлений по службе штабов, тактической разведке, обеспечению боевых действий, связи и т.д. Боевой устав Сухопутных войск оказывает непосредственное влияние на содержание уставных документов, разрабатываемых в родах войск.
     1 ноября 2002 г. завершился один из самых важных моментов в разработке уставных документов Сухопутных войск – этап теоретического изучения и практической проверки положений уставов в ходе боевой учебы. Сегодня мы можем подвести предварительные итоги этой работы, выявить проблемные вопросы и наметить пути их решения.
     Один из таких вопросов связан с применением понятийного аппарата. Несогласованность употребления военных терминов приводит к различному их толкованию, искажению сущности и, как следствие, выхолащиванию истинного смысла положений уставного документа, двоякому толкованию базовых понятий. К сожалению, по сегодняшний день единого понимания в применении целого ряда терминов не достигнуто. Так, часто допускается замена тактических терминов юридическими.
     Немаловажной проблемой на современном этапе развития военного искусства нам представляется застой в области тактики. Одна из причин видится в том, что вузы Сухопутных войск не обобщают богатый практический материал, накопленный в войсках. А между тем опыт боевых действий, приобретенный на протяжении последних двадцати лет, утрачивается. Прежде всего из-за упущений в военно-научной работе. Некоторые штабы соединений и частей от проведения данной работы попросту устранились. В результате главные и центральные управления, военно-учебные заведения не имеют достаточного материала для обобщения и анализа. Это негативно сказалось на качестве разработанных проектов уставных документов, и прежде всего Боевого устава. Для его доработки необходим дополнительный материал, результаты теоретического изучения и практической проверки. Анализ структуры и содержания новых уставных документов Сухопутных войск показывает, что в них был включен ряд новых положений, прежде всего связанных с систематизацией терминологии, действиями соединений, частей и подразделений во внутренних вооруженных конфликтах, изменением концепции огневого поражения, унификацией работы командира и штаба при подготовке и в ходе боевых действий.
     Проект Боевого устава Сухопутных войск был направлен в 49 адресов. Мы получили материалы по итогам проведенной работы от 37 организаций. Выдвинуто более 5.000 предложений и замечаний. При этом наибольшую активность проявили военные округа.
     Конструктивно работали Главное автобронетанковое управление, Московский военный институт, Челябинский танковый институт. Огромную помощь в работе оказало Главное оперативное управление и Военно-научный комитет Генерального штаба ВС РФ.
     Принципиальную позицию заняли командования Дальневосточного и Сибирского военных округов. Там с самого начала работа организована в соответствии с данными рекомендациями.
     В то же время анализ результатов практической проверки уставных документов показал: в ряде воинских частей, органов военного управления работа ведется недостаточно активно. Зачастую руководители разных уровней неоправданно мало внимания уделяют ей, что негативно сказывалось на качестве проверки положений проектов документов и осложняло их последующую доработку.
     Командование СКВО, войска которого принимают непосредственное участие в боевых действиях, например, до недавнего времени не проявляло должной инициативы в проведении апробации уставных положений. Можно, конечно, ссылаться на недостаток времени вследствие боевых действий. Но надо помнить, что опыт Великой Отечественной войны собирался, обобщался по крупицам в ходе боев и оперативно доводился до войск.
     В худшую сторону отмечается организация работы в некоторых частях и соединениях главных и центральных органов управления. Апробация положений проекта Боевого устава СВ и других основополагающих уставных документов там велась спустя рукава…
     При окончательной доработке уставных документов в оставшееся время предстоит учесть все замечания и предложения, поступившие из войск, органов военного управления, военно-учебных заведений и научно-исследовательских учреждений. От качества проведения этой работы на завершающем этапе зависит, с какими уставными документами мы будем жить в течение ближайших 5–7 лет.

     Заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками по воспитательной работе – начальник управления воспитательной работы генерал-майор Александр Чечетенко:

     – Органы воспитательной работы приняли активное участие в подготовке разделов, связанных с мероприятиями по морально-психологическому обеспечению (МПО) Сухопутных войск.
     Впервые за последние годы мы получили хотя и сырой, но достаточно полный документ, который позволил нам вести разговор об организации МПО со всеми категориями командиров, штабов, руководителями органов воспитательной работы на одном языке. Предъявлять ясные, четкие требования к организаторам морально-психологического обеспечения. Разрабатывать единые со всеми органами военного управления документы.
     Во время командно-штабных учений и тренировок в военных округах, объединениях, соединениях и частях Сухопутных войск проводилась апробация проектов Наставления Вооруженных Сил Российской Федерации по морально-психологическому обеспечению. Органами воспитательной работы различных уровней предложено в эти документы более полутора тысяч поправок. Остановлюсь на наиболее важных.
     Задачи морально-психологического обеспечения, определяемые проектом Наставления, не учитывают организационно-штатные изменения, происходящие в Сухопутных войсках и органах воспитательной работы, их состав и реальное состояние, уровень обеспеченности техническими средствами воспитания, специальной техникой. Как показали учения в ДВО, СибВО, ПУрВО в 2002 году, возложенные на органы воспитательной работы задачи не могут быть в полном объеме выполнены имеющимися силами и средствами.
     Через все разделы проекта Наставления по морально-психологическому обеспечению проходит важнейшее положение о сосредоточении усилий органов МПО на главных направлениях, наращивании сил и средств МПО при переводе войск в повышенные степени боевой готовности, отмобилизовании, подготовке и отправке по предназначению резервов и т.д. Как показывает опыт учений, наращивать силы и средства МПО сегодня органам воспитательной работы практически нечем.
     Например, материальная база информационного обеспечения в войсках устарела. Так, информационные машины И-1-80 сегодня мы храним, но использовать по назначению не можем из-за отсутствия системы ИТАР-ТАСС и группировки спутников, призванных способствовать информационному обеспечению подготовки и ведения боевых действий частями Сухопутных войск.
     Походные типографии высокой печати устарели. Отсутствуют специалисты-печатники. Самому молодому из тех, кого когда-то готовили в техникумах (училищах) печати, сегодня уже за 60 лет. Молодые специалисты-печатники в гражданских учебных заведениях готовятся на автоматизированных печатных системах компьютерной верстки, которых в войсках практически нет.
     В проекте Наставления очень подробно изложены задачи, направления, формы психологической работы. Но при этом отсутствует методика определения боеспособности части в зависимости от уровня психогенных потерь.
     В уставных документах не определено место заместителя командира роты, батальона по воспитательной работе в боевых порядках подразделений. Требует разрешения вопрос определения места размещения основного состава органов воспитательной работы на командных пунктах от полка и выше.

     

     
     Не хнычь, солдат, от уставного спроса.
     Устав – не мед. И солоны сперва
     Его скупой, тяжеловесной прозы
     Бесстрастные и ясные слова.

     Но что тебе, усталому, вначале
     Та истина, что где-то под огнем
     Его статьи с победами сличали
     И жизнями расписывались в нем?!

     …Прекрасна точность командирской фразы,
     Стремительно направленной в полет;
     Двуострая ответственность приказа
     Раздваиваться слову не дает.

     И ты встаешь. Поешь. Стреляешь. Роешь
     Саперною лопатой шар земной.
     И стоишь ты того, чего ты стоишь
     По беспощадной мерке уставной.

     
Юрий БЕЛИЧЕНКО.

     

     Начальник вооружения – заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками по вооружению генерал-лейтенант Владимир Ребриков:

     – Нужно отметить, что впервые для ремонтно-восстановительных органов тактического звена появился документ, определяющий организацию действий подразделений технического обеспечения в условиях ведения боевых действий. Но при его доработке необходимо решить ряд организационных и технических проблем.
     Во-первых, следует добиваться единой трактовки положений технического обеспечения, прежде всего в понятийном аппарате, в уставных документах видов Вооруженных Сил и родов войск. В представленных проектах документов одни и те же виды технического обеспечения (артиллерийско-технического, танкотехнического, автотехнического и других) в различных родах войск имеют существенные отличия в определениях. Принципиально отличаются формулировки целей технического обеспечения. Во многих случаях выхолащивается оперативно-стратегическая и тактическая сущность технического обеспечения, цели которого сводятся к решению технических задач, а не к обеспечению боевой готовности и боеспособности войск.
     Во-вторых, на различных этапах прохождения проектов этих документов в главы (разделы) по техническому обеспечению вносятся изменения, порой не только не улучшающие, но и искажающие сущность вопроса.
     Например, планом-проспектом Боевого устава Сухопутных войск были предусмотрены статьи по видам всестороннего обеспечения во всех видах боевых действий. Статьи же по вопросам технического обеспечения приведены выборочно, без определенной системы учета и важности вопросов технического обеспечения в том или ином виде боевых действий.
     В-третьих, слабым местом по-прежнему остается разработка положений по согласованию вопросов технического обеспечения объединений и соединений видов Вооруженных Сил, Внутренних войск и органов МВД, Пограничных войск, войск Гражданской обороны.
     Что касается качества присылаемых из войск замечаний и предложений по проектам уставных документов, можно сказать только одно: ими занимаются без должной ответственности.

     Заместитель командующего войсками Северо-Кавказского военного округа по боевой подготовке - начальник управления боевой подготовки генерал-майор Николай Егоров:

     – На наш взгляд, в проекте Боевого устава недостаточное отражение нашли некоторые вопросы взаимодействия. Особого внимания в ходе подготовки и проведения операции заслуживают вопросы организации межвидового и межведомственного взаимодействия. Накопленный нами опыт при проведении контртеррористической операции на Северном Кавказе показал, что его необходимо организовывать и поддерживать со всеми структурами, на которые возложена ответственность за применение войск (сил).
     Отмечу, что еще до выхода проектов новых уставных документов войска СКВО начали отходить от традиционных форм и методов применения соединений и частей, ведения боевых действий против незаконных вооруженных формирований (исходя из тактики действий бандитов). Если в первую кампанию боевые действия носили прямолинейный характер силовых ударов с недооценкой противника и без должного боевого обеспечения, то в последующей контртеррористической операции способы действий существенно изменились и получили дальнейшее развитие. Это нашло свое отражение в проекте Боевого устава СВ.
     Действия войск доказали справедливость статьи устава и показали, что наиболее результативны в ходе проведения совместной специальной операции: адресные специальные операции; поисково-разведывательные действия; засадные действия и налеты; поисково-штурмовые действия с использованием вертолетов; блокирование районов с применением мобильных десантных, десантно-штурмовых подразделений и с последующим проведением
     спецопераций с использованием сил и средств военных комендатур, Внутренних войск и органов МВД; нанесение огневых ударов по выявленным целям и объектам с последующей доразведкой результатов удара.
     Перечисленные способы действий могут осуществлять только мобильные, хорошо подготовленные десантные, десантно-штурмовые, разведывательные подразделения, отдельные отряды специального назначения различных ведомств при поддержке артиллерии, фронтовой и армейской авиации.
     О действиях войск при овладении населенными пунктами. В ныне действующих уставных документах отводится соответствующее место рекомендациям по организации и ведению обороны городов и овладению ими. Но со времени принятия этих положений прошло более десяти лет. Практика локальных войн и вооруженных конфликтов отвергла господствовавшую ранее (в связи с появлением ядерного оружия) точку зрения, что города в будущей войне уже не будут играть столь большой роли, как во Второй мировой войне. Основной вывод – города были и остаются главными притягательными объектами военных действий.
     Проекты новых уставных документов существенно дополняют и уточняют эти положения с учетом боевого опыта. Яркий пример тому – ожесточенные уличные бои за Грозный в декабре 1999 года. Они показали, что необходимо было создать штатные штурмовые отряды и маневренные группы, а также группы антиснайперов, охраны и защиты бронеобъектов. Создание в той обстановке таких подразделений и их активные действия при сильной огневой поддержке позволили в январе 2000 года сломить сопротивление бандитов.
     В проводимой контрнаступательной операции также оправдалась применяемая войсками тактика обхода и блокирования противника в населенных пунктах с последующим его огневым поражением.
     Уничтожение боевиков в таких пунктах явилось одним из наиболее сложных видов боевых действий из-за наличия в них мирного населения, ограниченности зон видимости и обстрела, сложности маневра, необходимости поддержания постоянного и четкого взаимодействия с соседними частями и подразделениями. Ситуация усугублялась тем, что войскам, выполнявшим задачу по овладению населенным пунктом, приходилось вести борьбу с противником, численность которого по отношению к мирному населению составляла всего 1-2 процента. В таких условиях штурм населенного пункта не имел смысла. Опыт показал, что целесообразнее первоначально блокировать населенный пункт с предъявлением ультиматума противнику, предпринять меры по эвакуации мирного населения, а затем уже приступать к выполнению боевых задач с применением рейдово-штурмовых, рейдово-поисковых и ударно-огневых способов действий. Это подтверждает и определяет проект Боевого устава СВ.
     Однако практика показала: нельзя «нарезать» подразделению взятие по времени улицы или дома. Исход любого боя, а в городе в особенности, будет зависеть от правильности оценки обстановки командиром и точно выбранного ключевого объекта, который нужно взять. Именно с его взятием, будь это улица или даже отдельный дом, и определятся конечные нормативы по овладению городом. Пример тому – взятие в январе 2000 года площади Минутка в Грозном, после чего бандиты не только отказались от обороны самого города, а вообще стали из него выходить.
     Действия в горах. В ходе двух чеченских кампаний этот способ для войск оказался самым затруднительным, почти что незнакомым и неосвоенным. Причина заключалась в отсутствии специально подготовленных к ведению боевых действий в горно-лесистой местности подразделений, слабой обученности личного состава группировки. Обнаружился недостаток теоретических и практических навыков у командного состава, особенно ротного и батальонного звеньев, по организации и управлению частями и подразделениями при действиях в горах. Эти пробелы пришлось восполнять непосредственно в боевой обстановке. Накопленный с огромными трудностями опыт действий войск, основанный на применении подразделений, способных самостоятельно выполнять боевые задачи на разобщенных направлениях, в конечном итоге определил успех в горной войне 2000 года в Чечне. Положительно то, что этот опыт учтен и узаконен в обобщенном виде в проекте Боевого устава.
     Целесообразно было бы учесть в данной статье различия в действиях войск в горах против мелких и крупных бандформирований.
     Практика показала: самый простой и эффективный способ борьбы состоит в том, чтобы громить мелкие бандформирования их же методами, но на более высоком техническом организационном уровне. Прежде всего это поисково-засадные действия войск при артиллерийской и авиационной поддержке, особенно ночью и в условиях ограниченной видимости. Этот способ требует ведения непрерывной разведки всеми имеющимися силами и средствами. Для своевременного обнаружения и уничтожения малочисленных групп противника необходимо выделять рейдовые и разведывательные отряды, дозоры и разведывательно-диверсионные группы. Решающая роль здесь отводится оснащенности их надежными переносными техническими средствами разведки, топопривязки, современным вооружением, четкому функционированию системы связи и огневого поражения.
     При разгроме в горах крупных отрядов бандитов осуществлялось их окружение (блокирование) в базовых районах с нанесением огневого поражения и последующим расчленением и «зачисткой» района боевых действий.
     Для более успешного выполнения задач по уничтожению бандитских формирований в горно-лесистой местности использовались тактические воздушные десанты в целях захвата выгодных в тактическом отношении высот и узлов дорог, что не позволяло бандитам осуществлять маневр, переброску материальных средств из одних районов в другие. Это значительно облегчало выполнение задач мотострелковыми подразделениями по их уничтожению.
     Позитивно, что накопленный богатый боевой опыт применения тактических воздушных десантов в ходе контртеррористической операции в полной мере учтен и изложен в проекте Боевого устава.

     Полковник запаса Николай Мойсеенко, профессор, член-корреспондент Академии военных наук:

     – Работая над проектом Боевого устава, мы исходили из того, что определенная часть теоретических положений тактики устарела и требует пересмотра. Это касается в первую очередь таких вопросов, как определение тактики: что такое тактические действия, их виды, формы и способы.
     Вся история войн и вооруженных конфликтов свидетельствует о том, что подразделения, части и соединения при выполнении поставленных задач совершают различные тактические действия. Они наступают на противника, атакуют и уничтожают живую силу и огневые средства, совершают обходы и охваты, отражают атаки в обороне и контратаки в наступлении, преследуют отходящего противника, устраивают заслоны и засады, действуют в составе рейдовых и разведывательных отрядов, авангардов и передовых отрядов, блокируют противника в определенных районах. В ходе выполнения задач они совершают марши, передвижения, перевозятся различными видами транспорта, располагаются на месте и действуют в сторожевом и боевом охранении, осуществляют выход из боя и отход и другие действия. Значительная часть этих задач решается боем, который в современных условиях является единственным средством достижения победы над противником. Это объясняется тем, что теория тактики рассматривает бой как ядро, ее стержень, на который нанизываются силы и средства, принимающие участие в бою, содержание боя (огонь, удар, маневр), характерные черты, принципы и основные виды боя и всестороннее его обеспечение.
     Возникает законный вопрос: куда отнести такие действия соединений, частей и подразделений, как перевозки, марш, расположение на месте, действия в тактическом воздушном десанте, бой в окружении и выход из окружения, которые находятся за рамками боя? Вопрос сегодня остается без ответа, хотя и рассматривается в ныне действующем Боевом уставе и учебниках.
     Вместе с тем в нанесении поражения противнику значительная роль, кроме боя, принадлежит сегодня и дальнобойным средствам: авиации, ракетам различного назначения, реактивной и ствольной артиллерии. Их возможности как по глубине воздействия, так и по мощности поражения противника возрастают. В силу этого бой становится уже не единственным, а одним из важнейших в арсенале применяемых форм.
     В теории тактики оборона и наступление рассматриваются как виды общевойскового боя. Согласиться с этим нельзя. Во-первых, оборона и наступление, марш и расположение на месте и другие действия войск существуют вне зависимости от боя и наряду с ним. В силу этого войска могут находиться в обороне или готовиться к наступлению раньше, чем начнется бой. Например, для отражения вторжения противника войска перешли к обороне. Боя еще нет, а они находятся в обороне и решают свои специфические задачи. Во-вторых, бой является одним из этапов, формой тактических действий. Так, например, чтобы завязать бой при наступлении на противника с ходу, необходимо войти с ним в соприкосновение. Следовательно, оборона, равно как и наступление уже никак не могут быть видами общевойскового боя. Они являются самостоятельными видами тактических действий. К видам тактических действий, кроме обороны и наступления, можно отнести: марш и расположение на месте, перевозки и отход, встречный бой и бой в окружении и другие. А к формам – бой, удар и маневр.
     Требует пересмотра сегодня отношение и к таким основополагающим теоретическим положениям тактики, как характерные черты, принципы боя и боевое обеспечение. Ведь постоянная боевая готовность, внезапность действий, маневр, твердое и непрерывное управление, как важнейшие принципы, так и разведка, РХБ защита, охранение, маскировка, инженерное обеспечение осуществляются на всех этапах действий подразделений, частей и соединений, а не только в бою. Поэтому их целесообразно рассматривать как принципы тактических действий.
     В силу этого структура тактики приобретает более стройный вид, включающий как тактические действия, так и различные их виды, формы и способы действий. Такой подход позволяет по-другому посмотреть и на оперативное искусство и стратегию.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker