В соответствии с планами министра обороны Российской Федерации и министра образования России в Приволжско-Уральском военном округе работала объединенная комплексная комиссия (ОКК). В течение 10 дней рабочая группа, которую возглавляли начальник 4-го управления Главного управления кадров Министерства обороны РФ генерал-лейтенант Сергей Давыдов и советник отдела военной подготовки Министерства образования России профессор Александр Овечкин, проверяла ход подготовки офицеров запаса на военных кафедрах и факультетах военного обучения вузов ПУрВО.
Не новость, что выучка запасников, их командирская подготовка не всегда соответствуют жестким армейским требованиям. Вмешаться и исправить прижившиеся на ряде военных кафедр и факультетов военного обучения удобные для вузов, но неприемлемые для Вооруженных Сил стереотипы - было одной из главных целей ОКК. Рассматривались и вопросы адаптации запасников в войсках, их службы в воинских коллективах, продвижения по карьерной лестнице и, что очень важно, «приживаемости» в Вооруженных Силах. Результаты работы ОКК будут представлены министру обороны и министру образования РФ. Что же они показали?
Деятельность, к примеру, Уральского государственного технического университета - Уральского политехнического института (УГТУ-УПИ) можно сравнить с такими уже определившимися лидерами военного обучения, как Кубанский государственный технический университет. В нем уровень знаний курсантов 3-го курса обучения сопоставим с уровнем знаний третьекурсников Михайловского военного артиллерийского университета (филиал, г. Коломна).
Более того, в стенах факультета военного обучения УГТУ-УПИ проверяющие увидели то, чего нет у остальных. Например, обязательный перед началом занятий ритуал поверки, приветствия, утреннего осмотра и исполнения курсантами Гимна Российской Федерации. Члены ОКК были удовлетворены организацией учебного процесса, соблюдением внутреннего порядка, дисциплины, состоянием учебно-материальной базы, отношением офицеров к курсантам и их заинтересованностью в постоянном совершенствовании учебного процесса на военных кафедрах.
В этом, как считает генерал-лейтенант С. Давыдов, большая заслуга начальника факультета «афганца» полковника Леонида Хабарова, который лично подбирает на ФВО офицеров-преподавателей, половина из которых имеет опыт боевых действий в Афганистане, Чечне, других «горячих точках».
По словам советника отдела военной подготовки Министерства образования РФ Александра Овечкина, рассматривался и вопрос качества работы ответственных структур по подготовке мобилизационного резерва на местах. Речь - о вкладе самого военного округа, а также городских, районных, областных военных комиссариатов в процесс обеспечения подготовки офицеров запаса. Так, объединенная комплексная комиссия проверила и приволжско-уральский региональный этап подготовки мобилизационного резерва страны. Данная государственная задача, как известно, возложена на Министерство обороны и Министерство образования России. Оба ведомства в этом направлении проводят большую работу. Есть планы и на перспективу. Министром образования РФ Владимиром Филипповым, например, утвержден проект, на основании которого намечается разработка государственного образовательного стандарта по подготовке офицеров запаса. Работа будет вестись в течение года на базе Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. По ее итогам выйдет в свет ряд руководящих документов, в том числе проект постановления Правительства РФ, проект государственных стандартов, ряд пилотных программ, на основе которых будет осуществлен переход к этапу стандартизированной подготовки офицеров запаса.
Таким образом, воспитанникам военных кафедр и факультетов военного обучения на выпуске будут вручаться сразу два диплома: общегосударственного образца о полученном высшем образовании и о пройденной профессиональной переподготовке. Что, в свою очередь, даст им не только хорошую начальную базовую основу, но и позволит в дальнейшем уверенно повышать индивидуальную квалификацию.