на главную страницу

12 Апреля 2003 года

Лидеры «оборонки»

Суббота

КБ ОСОБОГО ЗНАЧЕНИЯ

Материал подготовили Анатолий АНТИПОВ и Андрей ГАРАВСКИЙ, «Красная звезда».



В силу определенных причин деятельность ФГУП «Конструкторское бюро транспортно-химического машиностроения» (КБ ТХМ), которое скоро отметит свое 60-летие, не освещалась широко в прессе. В отличие от своих «собратьев» по ракетно-космическому цеху, таких, как ГКНПЦ им. Хруничева, РКК «Энергия», НПО «Энергомаш», и других грандов отечественной ракетно-космической отрасли, КБ ТХМ находилось в определенной «информационной тени». А ведь от успешной работы этого предприятия зависит многое, в том числе национальная безопасность России, сохранение приоритетов страны в освоении космического пространства. Без участия КБ ТХМ не выполнит поставленную задачу ни один космический аппарат (КА), не взлетит ни одна жидкостная межконтинентальная баллистическая ракета, не может быть обеспечено боевое дежурство комплексов РВСН. Нашим корреспондентам удалось побывать на предприятии и побеседовать с генеральным директором и генеральным конструктором «КБ транспортно-химического машиностроения» Михаилом СТЕПАНОВЫМ.

     

Визитная карточка

     Визитная карточка Михаил Иванович Степанов - доктор технических наук, профессор, генеральный директор и генеральный конструктор ФГУП «Конструкторское бюро транспортно-химического машиностроения». Спустя два года после окончания Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева в 1961 году пришел на работу в КБ ТХМ, где и по сей день трудится в течение вот уже более 40 лет.





     - Михаил Иванович, для каких целей создавалось ваше предприятие, какие вехи в его развитии можете выделить?

     - КБ ТХМ организовано 25 ноября 1943 года на базе завода «Спринклер». Начиная с 1954 года предприятие приступает к разработке систем и агрегатов наземного оборудования ракетных комплексов, в том числе систем и средств пожаротушения ракет и сооружений стартовых позиций. С 1958 по 1962 г. произошло значительное расширение тематики конструкторских работ по созданию систем и агрегатов для наземных стартов и шахтных стартовых позиций типа «Десна», «Двина», «Чусовая» и «Шексна». В этот период у КБ ТХМ появилось новое направление деятельности – разработка стационарных систем газоснабжения ракетных комплексов, систем заправки ракет компонентами топлива и агрегатов нейтрализации.
     В 1965 году КБ передается в ведение Министерства общего машиностроения и становится головным по заправочному и нейтрализационному оборудованию. С 1973 года предприятие развертывает работы по созданию систем температурно-влажностного режима и водоснабжения командных пунктов различного уровня, создает оборудование для обеспечения температурно-влажностного режима и систем подачи теплоносителя, обеспечивающих режимы дежурства и автономии ракетных комплексов.
     Период 1983-1993 гг. можно выделить работами по проекту «Энергия-Буран», завершением проектирования многоцелевой заправочно-нейтрализационной станции.
     За свою историю в нашем конструкторском бюро создано свыше 450 систем и агрегатов, в том числе 82-мм автоматический миномет 2Б9 «Василек», не имеющий аналогов в мире. Принятый на вооружение миномет разработан бывшим главным конструктором КБ ТХМ Филипповым Виктором Константиновичем. Предприятие награждено орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции. Все это говорит о замечательных трудовых традициях нашего коллектива.

- Что позволило КБ ТХМ выжить в тяжелый период постперестроечных реформ?

     - Убежден, что без грамотного и квалифицированного коллектива специалистов нашему предприятию не удалось бы выстоять в условиях рыночных преобразований. Люди сплотились, собрались и смогли пережить это тяжелейшее время. Хотя были и потери кадрового потенциала, особенно в начале 90-х годов. Всего с предприятия уволилось около четверти работников. Помогли выстоять ветераны, обладающие огромным опытом работы, умением в сложных условиях принимать технически грамотные, оптимальные конструктивные решения и обеспечить их реализацию. Вот лишь несколько фамилий из большого числа достойных: заместитель главного конструктора Кусов Анатолий Григорьевич, главные специалисты Рыгалов Борис Петрович, Маев Винидикт Моисеевич, Усова Галина Ильинична, Розенберг Александр Георгиевич и многие другие. Правда, отмечу, что сегодня мы не только восстановили численность, но и увеличили ее по сравнению с доперестроечными временами почти в два раза.
     Помогло нам и то, что КБ ТХМ вело не одно, а несколько различных направлений деятельности. Например, в ракетно-космической технике это и заправка, и системы термостатирования, газообеспечения и другие. Мы также работали на мирный космос, на ракетные войска, на ВМФ в части морских ракетных комплексов. Огромную роль сыграли и инициатива людей, поиск новых направлений работы, конверсионных заказов. В то время мы активно проектировали и изготавливали оборудование для текстильной, пищевой промышленности. Был даже создан специальный штаб по поиску заказов, это принесло свои плоды.

     - Какой государственный оборонный заказ выполняет предприятие, достаточен ли он для его нормального функционирования?

     - Наш гособоронзаказ складывается из нескольких направлений. По линии РВСН мы работаем совместно с Московским институтом теплотехники и ФГУП ЦКБТМ по теме «Тополь» (стартовое оборудование ракеты и командные пункты). Здесь мы уже закончили разработку и находимся на стадии испытаний. Также в своей части мы отвечаем за поддержание технического ресурса наземной инфраструктуры стратегических комплексов, которые стоят на боевом дежурстве. По линии Космических войск мы разрабатываем новые средства заправки космических аппаратов и разгонных блоков (РБ), в первую очередь для космодрома Плесецк.
     В былые времена доля гособоронзаказа в общем объеме производства КБ ТХМ составляла от 75 до 80 процентов. Сегодня в связи со всеми известными событиями она существенно снизилась. Произошло это и потому, что изменилась структура предприятия. Кроме непосредственной разработки и изготовления продукции на своем производстве, мы, например, пять лет назад создали на космодроме Байконур большое подразделение - Центр эксплуатации и испытаний, который ведет непосредственную заправку всех космических аппаратов и разгонных блоков на заправочном комплексе ЗС11Г12. Второе большое эксплуатационное подразделение КБ ТХМ – Центр ликвидации МБР (межконтинентальных баллистических ракет) «Суроватиха» под Нижним Новгородом, который занимается ликвидацией тяжелых жидкостных межконтинентальных баллистических ракет в соответствии с договорами о СНВ-1 и СНВ-2.

     - Существует ли задолженность государства КБ ТХМ за уже выполненные работы?

     - Имеется задолженность за 2002 год, но нам обещали погасить ее уже этой весной. Все предыдущие долги мы смогли реструктуризировать, что позволяет нам несколько компенсировать не всегда своевременное выполнение государством своих обязательств.

     - Расскажите подробнее о работах, проводимых КБ ТХМ в интересах Росавиакосмоса и Космических войск РФ.

     - Наше предприятие в составе Росавиакосмоса является головным в отрасли по заправке жидкостных баллистических ракет и КА высококипящими компонентами ракетных топлив (КРТ) и сжатыми газами, нейтрализации изделий и технологического оборудования с обеспечением экологических требований.
     Заправочно-нейтрализационные станции, разработанные КБ ТХМ и построенные на космодромах России и Казахстана, обеспечивают заправку космических аппаратов и разгонных блоков 12 видами ракетных топлив, 7 видами газов, 4 - термостатирующих жидкостей. При этом из компонентов удаляются или замещаются растворенные в них газы, топлива фильтруются с очисткой до 5 микрон, а газы - до 2 микрон. Также станции обеспечивают вакуумирование гидравлических и газовых магистралей и объемов до остаточного давления 5 мм ртутного столба и их нейтрализацию. Естественно, все операции с токсичными жидкостями и газами автоматизированы и обеспечивают заданную степень безопасности.
     Для ракеты «Протон-М» был создан новый разгонный блок «Бриз-М». Для его заправки, а ее можно производить только после его пристыковки к ракете-носителю, мы совместно с ГКНПЦ им. М.В. Хруничева создали специальную техническую позицию.
     По перспективной сегодня теме РН семейства «Ангара» мы также ведем разработки средств заправки для стартовой позиции на космодроме Плесецк.
     Кроме того, КБ ТХМ постоянно занимается модернизацией средств заправки на космодроме Байконур. Надеемся, что он еще послужит России. Сегодня, в частности, проводим реконструкцию на космодроме Байконур второй по величине заправочной станции 11Г141. Если финансирование этих работ будет стабильным в течение максимум двух лет, мы закончим реконструкцию, при этом мы рассматриваем также возможность заправки иностранных космических аппаратов. Хотя мы уже обеспечивали заправку зарубежных космических аппаратов – французских, американских, но объемы этих работ, видимо, будут возрастать.

     - В каких международных проектах участвует КБ ТХМ?

     - В той или иной мере мы участвуем во всех международных космических проектах России. В одних - в вопросах транспортировки и доставки КА и оборудования. В других – в заправке аппаратов и разгонных блоков для них.
     Участвуем мы и в известном международном проекте «Морской старт». В частности, заправляем разгонные блоки для всех космических аппаратов по этой программе, участвуем в проектах: Международная космическая станция, GLOBAL STAR, ASTRA, TEMPO, INMARSAT, IRIDIUM.
     Из новых проектов можно выделить разработку заправочного оборудования для французского космодрома Кура и предварительные работы по теме «Воздушный старт».

- КБ ТХМ принимает активное участие в ликвидации межконтинентальных баллистических ракет. Расскажите об этом подробнее.

     - В соответствии с международными соглашениями Россия взяла на себя обязательства по ликвидации значительного количества межконтинентальных баллистических ракет. Наше КБ привлечено как головное предприятие в этом деле. Как я уже говорил, мы приняли на баланс от военных базу ликвидации «Суроватиха» и провели ее реконструкцию. В результате производительность базы увеличилась более чем в полтора раза. Сегодня мы создаем технологический процесс и оборудование для ликвидации еще одного типа МБР. Процесс ликвидации жидкостных МБР включает разборку ракет, нейтрализацию баков токсичных компонентов ракетных топлив и резку ракет на части, пригодные для сдачи в металлолом или использования при решении социально-экономических задач.
     Характерно, что даже американцы признают, что созданная нами в Суроватихе база по ликвидации и демонтажу стратегических ракет является эталоном подобного рода предприятий.

     - У вас, как у руководителя успешно работающего субъекта ОПК, видимо, есть своя точка зрения на пути реструктуризации комплекса?

     - Что касается нашего предприятия, такая реструктуризация прошла уже давно. Началась она в 1960 году, когда КБ объединилось с производством – заводом № 848, и продолжилась, когда мы взяли в эксплуатацию вышеупомянутые объекты на Байконуре и в Суроватихе. По сути, КБ ТХМ - самодостаточный мини-холдинг, занимающий свою нишу на рынке. На мой взгляд, подход к реформированию каждого предприятия должен быть индивидуальным.
     Если оценивать общую ситуацию с реформированием ОПК, то, на мой взгляд, нужно усилить роль в управлении отраслью федеральных оборонных агентств. Пока права агентств урезаны, а реально определяет политику развития оборонно-промышленного комплекса ряд ведомств - Министерство экономического развития и торговли, Министерство имущественных отношений, Министерство промышленности, науки и технологий. К сожалению, зачастую эти органы не видят целей и задач, стоящих перед конкретным предприятием, не знают истинного положения дел на местах. Что творится на оборонных КБ и заводах, какой там выполняется госзаказ, лучше всего знают в федеральных агентствах. Поэтому именно им нужно предоставить больше прав управления отраслью.
     

На снимке: система заправки МБР у шахтной пусковой установки.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker