на главную страницу

15 Апреля 2003 года

Армия и общество

Вторник

Всегда помнить о людях

Беседу вел Наиль ГАФУТУЛИН, «Красная звезда».



Сегодня, 15 апреля, в Государственной Думе по инициативе Комитета по делам ветеранов состоится семинар-совещание, на котором председатели комитетов и комиссий региональных законодательных органов власти по вопросам социальной политики намерены обсудить проблемы реализации мер социальной защиты ветеранов и инвалидов. Накануне семинара на вопросы «Красной звезды» ответил председатель Комитета Госдумы по делам ветеранов Маршал Советского Союза Виктор Куликов.

     - Виктор Георгиевич, почему именно семинар, а не парламентские слушания?
     - Задачи другие. На парламентских слушаниях во главу угла ставится какая-то проблема, требующая законодательного разрешения. Цель семинара-совещания - дать возможность практикам проведения законов в жизнь не только высветить основные проблемы социальной защиты ветеранов и инвалидов, но и обменяться опытом работы по путям их решения.
     - Наши читатели хорошо помнят, что первоначально в перечне комитетов Госдумы третьего созыва отдельного по делам ветеранов не было. Восстановили его только после многочисленных обращений в палату ветеранских организаций. Открытых оппонентов у этого решения тогда не было, но все-таки, в пику им, каковы результаты вашей работы?
     - Сегодня это кажется нонсенсом, но изначально в нынешней Думе у более чем 30-миллионной армии российских ветеранов действительно не было своего комитета. А ведь один из главных критериев благополучия или неблагополучия общества - его отношение к старшему поколению, к старикам и инвалидам. В 2000 году большая группа ветеранов, ветеранских организаций обратилась в Государственную Думу с просьбой о восстановлении Комитета по делам ветеранов. Ведь до этого комитет существовал несколько созывов, и его ликвидация наносила определенный моральный ущерб, воспринималась как безразличие к заслуженной категории людей. Дума с пониманием отнеслась к этой просьбе.
     А об итогах нашей деятельности говорят такие цифры. За прошедшие три с половиной года завершена работа над 37 законодательными инициативами, из которых 4 прошли полную процедуру и подписаны Президентом РФ. В настоящее время на рассмотрении комитета находится еще 8 законопроектов.
     Во многом благодаря нашей позиции из года в год увеличивается объем финансирования мер социальной защиты ветеранов в части федеральных обязательств. Такой подход позволил за четыре года третьего созыва Государственной Думы повысить объем финансирования с 1,3 млрд. рублей в 2000 году до 7,8 млрд. в 2003 году.
     - Неужели все так гладко?
     - Нельзя сказать, что все. Пока не удалось найти поддержки со стороны Минфина в вопросе финансирования мер социальной защиты ветеранов целиком за счет средств федерального бюджета.
     Лишь частично реализованы предложения комитета к законопроекту «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», однако очень надеемся, что активная реакция комитета (два обращения к фракциям и депутатам Госдумы) значительно способствовала оптимизации положений закона в части прав ветеранов и инвалидов на льготы по жилищно-коммунальным услугам.
     Нередко по причине низкой ответственности должностных лиц к проблеме реализации мер социальной защиты ветеранов даже предусмотренные в федеральном бюджете средства своевременно не доходят до регионов и, как следствие, установленные для ветеранов льготы остаются нереализованными.
     Слишком затяжной характер носит разработка федеральными органами исполнительной власти порядка возмещения предприятиям и организациям расходов, связанных с предоставлением ветеранам и инвалидам различных льгот, да и сам порядок зачастую недостаточно эффективен.
     - Виктор Георгиевич, какой, на ваш взгляд, пример в этой сфере наиболее показателен?
     - Порядок возмещения расходов по льготному проезду междугородными видами транспорта, согласно которому органы социальной защиты населения субъекта РФ должны заключать договоры с многочисленными транспортными организациями, является крайне трудоемким. Более того, такой порядок дает повод транспортным организациям, находящимся в другом регионе России, отказывать ветеранам в реализации их права на льготы по причине отсутствия соответствующего договора.
     Возмещение транспортным предприятиям расходов, связанных с предоставлением ветеранам льгот по проезду на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте, производится по постановлению Правительства РФ 2000 года с ежегодным пролонгированием в различные сроки. Такое положение не дает возможности ветеранам вовремя воспользоваться соответствующими правами.
     По данным Генеральной прокуратуры РФ, проводившей по нашему обращению соответствующую проверку в Красноярском крае, Кировской, Омской, Оренбургской и других областях, наиболее распространены случаи непредоставления ветеранам бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте, автомобильном транспорте общего пользования пригородных и междугородных маршрутов. Так, решением губернатора Омской области бесплатный проезд предоставлялся ветеранам только один раз в квартал, а более одного раза в квартал - в особых случаях. По заявлению прокурора области распоряжение признано недействующим и не подлежащим исполнению.
     - Сколько стоят для государства социальные льготы ветеранов?
     - Очень сложный вопрос. Дело в том, что в стране отсутствуют достоверные данные о количестве оплачиваемых льгот и их фактической стоимости. Представляемые субъектами Федерации заявки на необходимые средства зачастую базируются на так называемом «расчетно-экспертном» принципе и не всегда соответствуют реалиям.
     Так, расчетная потребность в финансах на реализацию Закона «О ветеранах», озвученная в свое время Минтрудом РФ в объеме 447 млрд. рублей, составлена с условием стопроцентного единовременного предоставления льгот всем ветеранам без учета норм закона (социальных норм, периодичности, сезонности предоставления льгот, места проживания ветеранов, повторного счета и т.д.) и абсолютно не соответствует действительности.
     Свежим примером могут служить данные, представленные органами социальной защиты населения регионов по финансовой потребности на реализацию закона о приведении к единообразию льгот участников войны. Почти все регионы представили некорректные расчеты с превышением истинных затрат в десятки, а по ряду позиций - в сотни раз.
     Такой же недостаток присущ и законодательным инициативам с мест, когда необоснованные расчеты в ряде случаев становятся одной из причин возвращения законопроекта авторам. У нас в комитете только в этом созыве более десятка таких случаев.
     В целях получения объективной картины численности ветеранов и требуемых расходов на меры их социальной защиты необходимо совершенствовать систему персонифицированного учета всех ветеранов в масштабах субъектов РФ с учетом наличия нескольких оснований для получения одноименных льгот, а также различных потоков финансирования этих льгот.
     - Каких результатов вы ждете от семинара?
     - Надеюсь, что участники семинара в своих выступлениях расставят необходимые акценты на наиболее наболевших и требующих решения вопросах. Должен состояться продуктивный взаимный обмен опытом.
     - И все же, с учетом предстоящих поправок в регламент нижней палаты, касающихся сокращения количества комитетов, есть ли перспективы у Комитета по делам ветеранов в Госдуме следующего созыва?
     - Дважды на одни и те же грабли депутаты наступать, думаю, не будут…


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker