По второму пункту повестки дня «О ходе выполнения Перечня мероприятий на 2003 год, проводимых Российским организационным комитетом «Победа» в связи с памятными датами военной истории Отечества и работой с ветеранами, и о работе с обращениями, поступившими в Оргкомитет» с информацией выступил его ответственный секретарь, начальник Организационного управления Президента Российской Федерации Валерий Чернов.
Николай Кошман доложил членам Оргкомитета, что решение вопросов жилищного строительства для ветеранов, инвалидов войн и военной службы находится в центре внимания Госстроя России. Указанная задача решается им в рамках двух федеральных целевых программ – «Жилище» и «Государственные жилищные сертификаты».
Первая программа была утверждена Правительством РФ в сентябре 2001 г. и включает подпрограмму «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан». В рамках последней на 2003 г. предусматривается строительство жилья для ветеранов, инвалидов войн и военной службы в семи субъектах Федерации на сумму свыше 63 млн. рублей. Финансирование указанной подпрограммы началось только с этого года по жесткому требованию Госстроя. Правительством РФ утвержден перечень объектов строительства жилья. Уже начато строительство в Вологодской области (один жилой дом), в Ярославской (три жилых дома для ветеранов). В первом полугодии будет развернуто строительство жилого дома в Бурятии (г. Улан-Удэ) и специализированного жилого комплекса для ветеранов войны в Татарстане (г. Казань), жилого дома для инвалидов-колясочников в Алтайском крае (г. Рубцовск), двух жилых домов в Амурской области (г. Благовещенск и г. Райчихинск) и жилых домов - в Саратовской области (п. Возрождение). Согласно сформированному перечню представители субъектов РФ заключают контракты с Госстроем России на открытие финансирования в 2003 году.
По второй программе, разработанной в ноябре 1997 г. в соответствии с поручением Президента России, за 5 лет выпущено около 102 тыс. сертификатов (в 1998 г. – 12 тыс. 785 шт., в 1999 г. – 16 тыс. 320 шт., в 2000 г. – 24 тыс. 996 шт., в 2001 г. – 21 тыс. 268 шт.,
в 2002 г. – 26 тыс. 972 шт.). За это время жильем были обеспечены 83 тыс. граждан – участников программы, в т.ч. 57 тыс. семей увольняемых военнослужащих, 26 тыс. семей граждан, уволенных с военной службы.
В процессе реализации эта программа постоянно совершенствуется, повышается ее привлекательность, увеличивается количество льгот, предоставляемых ее участникам.
Однако следует отметить, что предоставление всем участникам программы 100% субсидии, дополнительной площади, резкое возрастание рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (с 2001 по 2002 г. на 79%), а также приток граждан – участников программы в регионы с высокой рыночной стоимостью жилья (гг. Москва, Санкт-Петербург, Московская обл., Краснодарский край и т.д.) вызвали значительное увеличение среднего размера предоставляемых субсидий. В связи с этим количество выдаваемых сертификатов не увеличилось. Госстрой потерял до 20% выделенного лимита финансовых средств. Сегодня этот перекос устранен.
В настоящее время разработан проект федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты на 2004 - 2010 годы». По нему предусматриваются распространение действия программы на членов семей погибших (умерших) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы и погибших (умерших) после увольнения, разработка вариантов предоставления субсидий гражданам, имеющим жилье ниже нормы постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, совершенствование механизма расчета субсидий и методики определения средней расчетной стоимости 1 кв.метра общей жилой площади и др.
На 2003 г. предусмотрен выпуск 9 тыс. 384 сертификатов на общий размер субсидий 5,410 млрд. рублей.
Одновременно Госстрой России выступил с предложением перед правительством страны о выделении на жилье для ветеранов до 5 - 7 % средств, предусмотренных на программу «Ветхое жилье» и ее подпрограмму «Переселение населения». Кроме того, в ближайшее время Госстрой совместно с руководством Минобороны РФ намерен выработать программу действий по обеспечению жильем бесквартирных военнослужащих.
Спецстрой России совместно с Международным благотворительным общественным фондом «Победа - 1945 год», как отметил
генерал-лейтенант Владимир Мирзоев, включился в выполнение программы «Жилищное строительство и реконструкция объектов реабилитации для инвалидов, ветеранов войн и военной службы», одобренной на седьмом заседании Оргкомитета «Победа». С этой целью было создано ЗАО «Ветеранстройинвест», которое осуществляет функции заказчика - застройщика по объектам жилищного строительства.
Подписан протокол о намерениях с главой администрации Рязанской области по строительству жилья для ветеранов и военнослужащих области за счет привлечения всех источников финансирования. Здесь предложены под застройку два земельных участка. Две площадки имеются в г. Саратове. Ведутся переговоры по отводу земельных участков в Московской области, г. Самаре и других городах.
Спецстрой поддерживает рекомендации Оргкомитета по альтернативному переходу к решению жилищной проблемы военнослужащих, увольняемых с военной службы, с использованием ссудонакопительных технологий и с бюджетной поддержкой долгосрочных жилищных накоплений этой категории граждан. Но эта схема совершенно не подходит для участников Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов. В связи с этим необходимо при поддержке Оргкомитета «Победа» решить вопрос о предоставлении бюджетных субсидий на приобретение жилья с использованием механизма государственных жилищных сертификатов для ветеранов Великой Отечественной войны; проработать вопрос о строительстве жилых домов для инвалидов и фронтовиков в крупных городах, квартиры в которых предоставляются данной категории граждан по договору найма или аренды. Важно, чтобы все поняли, что помощь ветеранам - не благодеяние, а возвращение долга.
Генерал-лейтенант Анатолий Гребенюк подчеркнул, что до 70 процентов бюджетных назначений на капитальное строительство и капитальный ремонт в Вооруженных Силах ежегодно направляется на жилье и объекты социального и культурного назначения. Однако из-за ограниченности возможностей федерального бюджета решить наиболее актуальную для Минобороны России жилищную проблему не удается. Среднее время нахождения военнослужащих в очереди на получение жилья составляет 6-7 лет.
В последнее время удалось стабилизировать количество нуждающихся в жилье, и в настоящее время оно составляет 170,4 тыс. семей, в т.ч. 95,2 тыс. бесквартирных военнослужащих, более 49,8 тыс. нуждающихся в служебном жилье и 25,4 тыс. семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и отселении из ветхого фонда.
Учитывая, что деятельность органов местного самоуправления по обеспечению жильем граждан, ранее уволенных с военной службы, в последние годы из-за отсутствия бюджетного финансирования практически свернута, Минобороны России принимает меры по недопущению увольнения бесквартирных военнослужащих.
В ходе военного реформирования Министерство обороны ежегодно получает около 30 тыс. квартир. Из них более половины направляется на обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в связи с проведением военной реформы. Это не позволяет увеличить обеспеченность семей граждан, ранее уволенных с военной службы и нуждающихся в жилье.
За время действия президентской программы «Государственные жилищные сертификаты» около 4 тыс. семей, утративших связь с Минобороны, переселены по избранному месту жительства за счет реализации сертификатов. Во взаимодействии с Общероссийским национальным военным фондом с февраля 2001 г. приобретены 192 и отремонтированы 79 квартир для семей военнослужащих, погибших и пострадавших при исполнении воинского долга.
В части медицинского обеспечения в настоящее время, отметил заместитель министра обороны РФ, после распада СССР имеющаяся емкость санаториев и домов отдыха позволяет военнослужащим воспользоваться их услугами только раз в 18 лет, а с учетом офицеров запаса - один раз в 25 лет. Существующий фонд
медучреждений требует значительных объемов затрат на его реконструкцию и капремонт. В связи с этим ведется в основном реконструкция лечебных корпусов в госпиталях центрального подчинения и спальных корпусов и оздоровительных объектов в центральных военных санаториях в гг. Сочи, Кисловодске, Анапе и т.д. Строительство новых медобъектов ведется в минимальных размерах.
По программе «Здоровье» в рамках взаимодействия с Общероссийским национальным военным фондом израсходовано фондом около 70 млн. рублей, в том числе оказана адресная помощь на лечение, протезирование, приобретение инвалидных колясок, лекарственных препаратов 910 чел., выделено на реабилитацию военнослужащих, получивших травмы (ранения, увечья), около 400 тыс. рублей.
В рамках сооружения Федерального военного мемориального кладбища в Мытищинском районе Московской области подведены итоги конкурса на лучший его проект. Победителем стала организация «Моспроект-4». Предварительная стоимость комплекса - 2 млрд. рублей, сдача объекта намечена к 60-летию Великой Победы - 9 Мая 2005 года.
Заместитель министра здравоохранения Виктор Корбут доложил членам Оргкомитета о ходе реконструкции объектов медико-социальной реабилитации ветеранов, инвалидов войны и военной службы. С его слов, в федеральную инвестиционную программу на 2003 г. включены: Брянский областной госпиталь для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, Московский областной госпиталь для ветеранов войны и труда, Рязанский областной госпиталь ветеранов войны и Санкт-Петербургский медико-реабилитационный комплекс для воинов-интернационалистов.
По программе «Старшее поколение», подчеркнул докладчик, из выделенных на эти цели в 2002 г. 15 млн. рублей 2/3 средств, к сожалению, так и не дошли до потребителей и запланированные работы, в частности в Самарском, Рязанском, Нижегородском госпиталях, выполнены не были. Здесь просматривается межведомственность проблемы, требующая своего разрешения и налаживания взаимодействия.
Виктор Корбут заверил собравшихся, что Минздрав не планирует перепрофилировать ветеранские госпитали в коммерческие лечебные центры. Не стоят они в плане и на приватизацию. Вместе с тем, поскольку эти госпитали находятся на балансе субъектов Федерации и финансируются в объеме лишь от 30 до 60 процентов из местных бюджетов, они вынуждены часть средств зарабатывать самостоятельно, оказывая платные услуги непрофильному контингенту, не в ущерб ветеранам и инвалидам. В этой связи, отметил замминистра здравоохранения, как представляется, задача Оргкомитета «Победа» и Минздрава - рекомендовать местным властям не ослаблять внимания к нуждам их госпиталей.
Об опыте решения жилищных проблем ветеранов в Хабаровском крае членов Оргкомитета проинформировал
губернатор Виктор Ишаев. Он подчеркнул, что ветеранские проблемы в регионе решаются целиком за счет краевого бюджета. Только в текущем году на эти цели запланировано выделить 2 млрд. 440 млн. рублей, что на 280 млн. больше, чем в 2002 году. И это без учета затрат на строительство. Средняя пенсия в крае составляет 1 тыс. 600 рублей. За счет всевозможных льгот помощь ветеранам составляет 1 тыс. 466 рублей, а участникам Великой Отечественной войны – 1 тыс. 760 рублей в месяц. Тем, кто имеет заслуги, добавляют еще 450 рублей в месяц. Естественно, выдаются определенные суммы и к каждому Дню Победы.
Практика показала, что целесообразнее строить не жилые дома ветеранам, а социальные дома. Всего таких домов сейчас 63 в г. Хабаровске и 3 - в районах края. В этом году будут сданы еще 2 - в г. Комсомольске-на-Амуре и в районе Лазо. На следующий год будут сданы еще 2 дома. Эти социальные дома представляют собой жилые комплексы с оказанием всех услуг: поликлиники, спортзалы, столовые, буфеты, сберкассы (куда перечисляются пенсии), освященные ритуальные комнаты и т.п.
В Хабаровске построен и краевой Центр ветеранов (на 3 тыс. кв. м), где работает актив - штаб ветеранского движения. Жилье принимают и распределяют советы ветеранов - им виднее, кому оно более необходимо.
Краевые власти свои задачи решают, но настало время все усилия консолидировать и с федеральным центром.
По первому вопросу повестки Оргкомитет решил отметить высокую организацию и действенность работы администрации Хабаровского края по решению жилищных и медико-социальных проблем ветеранов и инвалидов войн и рекомендовал использовать этот опыт всем заинтересованным министерствам, ведомствам и органам исполнительной власти.
Оргкомитет поддержал предложения Спецстроя России по жилищным сертификатам для ветеранов Великой Отечественной войны, о предоставлении квартир для них по договору найма или аренды и рекомендовал Минфину РФ и рабочим группам рассмотреть эти вопросы.
Минфину и Минобороны РФ рекомендовано проинформировать Оргкомитет о состоянии дел по предоставлению субсидий в виде безвозмездной финансовой помощи на строительство жилья военнослужащим, проходящим службу по контракту, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов.
Рабочим группам (координаторы
А.Г. Чепурной и Е.Ш. Гонтмахер) поручено изучить предложение администрации Липецкой области о внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» с целью устранения существующего ограничения по обеспечению санаторно-курортным лечением работающих инвалидов боевых действий.
Органам исполнительной власти субъектов РФ поручено проанализировать состояние работы по обеспечению жилыми помещениями участников, инвалидов войны, а также семей погибших военнослужащих, состоящих на учете и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По второму вопросу повестки дня Оргкомитет принял к сведению информацию
Валерия Чернова и отметил высокую организацию и действенность мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества, 60-летию Сталинградской битвы, Дню снятия блокады Ленинграда, 14-й годовщины вывода советских войск из Афганистана, которые провели Минобороны, Минкультуры России, правительство Москвы, администрации Волгоградской и Московской областей, РОСТО, РСВА, Всероссийского центра социально-правовой помощи ветеранам (инвалидам) войн.
В ходе подготовки к празднованию 60-летия Великой Победы рекомендовано использовать опыт Волгоградской области.
Поддержано предложение РСВА и ОООИВА о проведении 17-18 мая с.г. на базе ЦМР им. Лиходея научно-практических конференций по правовым и организационным основам госуправления и практики комплексной реабилитации лиц, пострадавших при исполнении обязанностей военной службы (служебных) обязанностей, совместно со Всероссийским семинаром-совещанием представителей региональных комитетов солдатских матерей.
Рабочей группе (координатор
Е.Ш. Гонтмахер) совместно с Минобороны, Минобразования России рекомендовано ускорить разработку концепции создания института государственных воспитанниц для дочерей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга, и суворовского военного училища на базе Качинского военного авиационного училища.
Минкультуры России рекомендовано провести межведомственное совещание, на котором рассмотреть предложенный вариант памятника погибшим воинам-интернационалистам, дорабатываемый авторским коллективом, и принять окончательное решение.
Оргкомитет одобрил предложение Минобороны России по структуре межведомственной рабочей группы для организации и проведения работ по поиску и вручению госнаград участникам Великой Отечественной войны, которым они по каким-либо причинам не были вручены.
На снимках: в президиуме заместители председателя Оргкомитета «Победа» И.Д. СЕРГЕЕВ (слева) и А.Н. ЕФИМОВ; выступает член Оргкомитета генерал армии В.И. ВАРЕННИКОВ; в зале заседаний.Фото Михаила СИДЕЛЬНИКОВА.