на главную страницу

25 Апреля 2003 года

Армия и общество

Пятница

«Топ-ган» по-русски

Старший лейтенант Александр ДОКУЧАЕВ.



Ежедневно на летном поле липецкого авиационного центра ревут турбины Су-27 и МиГ-29, закаляя огнем бетон взлетно-посадочной полосы. Один за другим поднимают в поднебесье современнейшие боевые машины молодые пилоты. В свои двадцать с небольшим эти «старлеи» – лучшие молодые летчики Военно-воздушных сил, и неспроста российский Центр боевого применения и переучивания летного состава ВВС имени В.П.Чкалова в Липецке сравнивают с американской школой пилотов экстра-класса в Ленгли – «топ-ганом». Мастерство наших асов хорошо известно во всем мире. Да и начальнику русского «топ-гана» заслуженному военному летчику России генерал-майору Александру Харчевскому не раз лично приходилось доказывать: лучшие пилоты – родом из Липецка, из Липецкого центра, который сегодня отмечает свое 50-летие. Но обо всем по порядку…

     
Старший лейтенант в ВВС – «товар штучный»

     
Их выбор — не пепси, а профессия летчика Военно-воздушных сил России. И это не единственное, что отличает их от сверстников. Полтора года назад, когда было принято решение набрать десять молодых пилотов в липецкий центр, лишь один вопрос не требовал ответа: где взять ребят (к тому времени на обширной территории России подготовкой летчиков-истребителей занимались только в Армавире). Все остальное было в новинку. Поэтому дискуссии в Главном штабе ВВС разгорались нешуточные. Решение было принято только к выпуску. Сейчас можно сказать, что, определяя критерии отбора, в центре не ошиблись. Каждый из «десятки» окончил институт с золотой медалью или красным дипломом. У всех отменное здоровье, а главное – непреодолимое желание летать.
     У многих парней авиация уже в крови. Денис Припусков, Евгений Кубырев, Андрей Истомин – летчики во втором поколении. У Дениса оба брата его отца служат в авиации: Олег – заслуженный летчик-испытатель, пилот самолета-гиганта Ан-124 «Руслан», а Геннадий – летчик 1-го класса. Другой судьбы Припусков-младший для себя не желал. Но проверить свои силы перед поступлением в авиационный институт все же решил и подал документы сразу в четыре элитных вуза: МГУ, МГТУ имени Баумана, «Физтех» и «Лестех». Поступил во все. Попутно стал призером всероссийского тестирования по математике и получил диплом технического переводчика.
     Андрей Истомин рассказал, что в конце каждого учебного года школьный учитель просил весь класс написать на листочках, кем они хотят быть в жизни. И до седьмого класса он старательно выводил только две профессии – летчик и каскадер. А после только одну – летчик.
     А вот Дмитрий Заев до двенадцати лет и не думал, что поднимется в небо. Решение созрело в ходе занятий в Липецком аэроклубе, когда пришлось преодолевать первые трудности. На медицинской комиссии врачи поставили диагноз: не годен. К счастью, при поступлении в Качинский авиационный институт подозрения медиков не подтвердились.
     Тему подхватил Дмитрий Янко: «В день врачебной комиссии черная кошка перешла мне дорогу, а я спешил, как назло, не остановился. Подумалось: ну вот и все – накрылся «медным тазом» мой институт… К врачам заходил последним: будь что будет. А прошел без проблем, хотя в моей медицинской группе из двадцати человек «срезали» восемнадцать. Так что теперь черная кошка для меня – символ удачи».
     Вот вам и летчики, покорители заоблачных высот, а насколько суеверный народ…
     Александра Дядюру воспитывала Зинаида Матвеевна – современная бабушка: в свои восемьдесят она запросто летает в гости в Бурятию. Строгая, справедливая, учила его самостоятельности, благородству, умению верить в свои силы... Саша, как и Андрей Истомин, с детства мечтал стать летчиком. Он хорошо помнит свою учительницу из сельской школы в поселке Лебяжий Остров Аллу Сергеевну. В девятом классе она показала ему девять стенгазет – ровно по количеству годов обучения. В каждой из них он писал только об одном: хочу быть летчиком. Завершая учебу, Александр стал призером олимпиады по общеобразовательным предметам в Краснодарском крае, выиграв путевку, о которой мечтают многие, – в международный лагерь Артек.
     Но поездка не состоялась. Время отдыха совпало со вступительными экзаменами в Ейскую летную школу. Пройдя конкурс в семь человек на место, Александр стал курсантом.
     Сегодня из длинного списка событий на пути к мечте ему вспоминается лишь один эпизод – экзамен по математике. Александру, парню со стопроцентным зрением, пришлось сдавать в очках. От атропина, который закапали в глаза, цифры никак не хотели поддаваться сложению, и весь день прошел буквально в тумане…
     На Як-52, своем первом самолете, Саша совершил пятьдесят шесть полетов. И, возможно, тогда родилось желание стать летчиком-истребителем. То, чего так не хватало ему в детстве, он пытается дать своему сыну Владиславу. «Вообще ребята убеждены, что Александру повезло во многом. Но прежде всего – с «тылом». Он у нас семейный», – подчеркивали коллеги. Его жена Ульяна – прекрасная хозяйка, а ее кубанские галушки – украшение праздничного стола.
     Все ребята живут в одной гостинице, на одном этаже – душа в душу. Их жены – Лилия Аксенова, Полина Истомина, Ульяна Дядюра, Лена Кубырева, Лена Киляс – держатся стойко. И ни разу не пожаловались на то, как трудно порой до поздней ночи ждать мужей с аэродрома, как нелегко растягивать «на месяца» небогатый семейный бюджет. Зато охотно говорили об авиации: о том, что хорошие друзья обязательно станут надежной парой в полете. А ребята – все больше о семье, о «погоде в доме»…
     Мы встретились с ними в очередной раз в канун 2003-го. К слову, 2002 год ребята тоже встречали все вместе. Ходили смотреть салют у Дворца спорта «Звездный». Интересно, о чем мечтал каждый из них в эту волшебную ночь?
     Саша Дядюра, или «Дядя Юра», как его прозвали здесь, - видимо, о том, что наступающий год принесет ему сына. Рома Власов ждал отпуска, встречи со своими друзьями и момента, когда его пригласят сыграть главную роль – «Маэстро» в любимом фильме «В бой идут одни старики». Он, между прочим, окончил музыкальную школу по классу фортепиано. Пожелал, наверное, чтобы его три брата, двое из которых – Константин и Алексей – сейчас учатся на третьем и пятом курсах в Армавирском военном авиационном институте, а третий, Николай, – в Челябинском филиале Балашовского военного авиационного института, стали достойными продолжателями династии военных летчиков.
     Дмитрий Янко наверняка загадал стать «пилотажником»: не хуже, чем сам генерал Харчевский. Денис Припусков – что станет летчиком- испытателем и что сядет он, как его знакомый Игорь Вотинцев, за штурвал суперсовременного прототипа истребителя Су-37… Конечно, сбылось не все. Поэтому и в этот год ребята охотно продублировали то, что обязательно должно исполниться.
     
Есть одна у летчика мечта

     
Желания, мечты… Они воплощаются в жизнь в ходе каждодневных занятий, которые проводят майоры Игорь Крылов, Леонид Бутенко, Александр Шестаков – лучшие пилоты российского «топ-гана», летчики 1-го класса. В графике учета летной натренированности напротив фамилий их подопечных практически нет пустых граф. Командир эскадрильи подполковник Ашот Арустамов заметил: «Ребята даже заболеть боятся, чтобы не пропустить полеты». Но для того, чтобы выполнить задание в небе, надо хорошенько поработать на земле.
     В учебном классе у каждого молодого летчика под рукой навигационная линейка, ветрочет и навигационный расчетчик, тетрадь с конспектами. Учеба здесь мало чем отличается от институтской. Разве что относятся к тебе по-взрослому – уже как к летчику.
     Майор Леонид Бутенко, в своем кругу «Александрович», по «полочкам» раскладывал предстоящее задание. Высота, скорость, перегрузка, крен, угол… – по каждому этапу полета.
     – Янко, какие ошибки может допустить летчик на взлете?.. – Чтобы было ближе к жизни, добавляет: – Говорите о своем опыте.
     – Заев, а вы не подсказывайте, если знаете лучше – отвечайте! – обращается инструктор к Диме, который мгновенно краснеет и опускает голову…
     – Хорошо, прочитайте еще раз методичку – и в конце занятия повторим, – подытожил Леонид Александрович.
     Олег Киляс вчера вернулся из отпуска. Завтра он не полетит, но свои два вопроса от руководителя все равно получил.
     Выслушав его, Леонид Бутенко разгорячился: «Вас пока допускать к полетам нельзя». И, сделав паузу, как и положено в таких ситуациях, добавил: «Вы расслабились, а наша работа этого не прощает...»
     Опрос закончен – ребята расходятся: завтра летная смена, и надо отдохнуть. Мастер Бутенко заполняет журнал. В классе уже никого не осталось, и мы, сами того не замечая, вновь заговорили «за жизнь».
     – Тревогу нынешнего выпускника Армавирского авиационного понять можно. Буду летать – останусь служить, не удастся…
     Представьте себе картину из жизни: как с десяток молодых лейтенантов после государственного полета приступом берут генерал-майора Авдонина из Главного штаба ВВС. И на его вопрос: «Товарищ курсант, где бы вы хотели служить?» – единодушно отвечают: «Там, где научат летать». Образно говоря, «крылья» летчику дает в авиационном институте первый инструктор. А вместе с этим – первое ощущение полета, того, что ты можешь многое. А вот мастерство…
     Главный признак мастерства – стабильность. И у ребят она сейчас есть. Полеты не реже одного раза в неделю позволяют им совершенствовать свой уровень летной подготовленности. С молодежью нам повезло – и не только я так считаю. Парни целеустремленные, теоретически подготовлены хорошо, у всех есть желание летать и совершенствовать свой профессиональный уровень.
     Когда они пришли, у нас сразу в эскадрилье родилась своя концепция их подготовки. Первые полгода присматривались к ним. Ждали, как себя покажут. Ребята были немного в стороне от нашей жизни. Сейчас нет ни «молодых», ни «старых» – есть летчики. Приезжайте завтра на полеты и поймете это.

     …На следующий день мы встретились на аэродроме. Краткосрочный прогноз погоды был уже получен. Молодежь волновалась. Андрей Истомин пояснил, что сегодня СМУ – полет в сложных метеорологических условиях.
     «Никто из наших не сомневается, что лететь придется по приборам. Но может случиться так, что наших «минимумов» не хватит для того, чтобы поднять самолет в воздух, и тогда, как в фильме, в бой пойдут одни «старики», – шутя добавил Евгений Кубырев.
     Но последняя метеосводка сюрпризов не принесла – впереди полет. Повеселевшие «старлеи» уверенными шагами поспешили к боевым машинам. Несколько шутливых фраз технику самолета, и молодые летчики заняли свои места. МиГи и «Сухие», один за другим, разбежавшись, устремились ввысь и через минуту скрылись в облаках.
     Пока ребята там, на «крыше мира», здесь, на земле, Александр Харчевский размышляет вслух:
     – Сто часов полета в институте и пятьдесят здесь. В следующем году планируем вывести их на 3-й класс. Со временем доведем до 2-го и 1-го. А дальше они сами выберут: идти в авиационные части или поступать в академию. Важно, чтобы они почувствовали: мы готовим их как своих и для себя. Каждый из них – молодой летчик нашего центра. Но требуем мы с него уже как с профессионала. В военной авиации летают не все. Отдавая самое ценное, что есть у летчика, свои «крылья» – право на полет – им, мы надеемся, что со временем они заменят наших опытных, но, к сожалению, «возрастных» пилотов…
     И вот долгожданная посадка. «Двадцать девятый» буквально крадется к полосе, чтобы касание было мягким, пробегает по бетонке, выбрасывает купол парашюта. И, как мне показалось, инструктор, с которым мы накануне разговаривали в классе авиационной эскадрильи, слегка улыбнулся: удачно сел!
     Экзамен сдан. Потом в курилке я услышал, что МиГ Дениса Припускова сделал ту пресловутую «бочку», выжал из себя этот первый в жизни «переворот».
     Крайний раз, как говорят летчики, мы встретились с ребятами уже после полетов. Вот так описал свои впечатления Андрей Истомин.
     – Класс, когда держишь небо в руках! Класс, когда видишь, как летают наши учителя-инструкторы! Именно тогда начинаешь понимать, что научиться предстоит еще многому. Порой завидую сам себе: ведь немногие мои одногодки летают по-настоящему… – И, помолчав, добавил: – Бывает тяжело, но только в такой интенсивной учебе и черпаешь силы для освоения истребителя. Помню, как перед первым вылетом я и мои товарищи волновались. А наш генерал подошел к строю, дал пару-тройку советов. Подарил каждому икону с образом Спасителя и пожелал удачи. Сказал, что мы – будущее авиации и он рассчитывает на нас. Нет, волнение не прошло, но пришло необъяснимое чувство: мы уже не курсанты, а настоящие летчики…
     Вот, пожалуй, и все. Харчевский уже через час был в городской администрации. Для него и там нашлось срочное дело.
     …А через два часа на аэродроме внезапно раздалось: «В воздухе Харчевский». Откуда столько энергии в этом человеке? Еще мгновение, и прямо над нами его Су-27 закрутил немыслимые виражи: «бочка», «петля», «нож»… Кто-то в стороне от меня произнес: «Это невозможно! Как он летает?!» А мне подумалось: «Молодым ребятам есть чему, а главное – у кого учиться. Стало быть, у авиационной истории Липецка будут достойные продолжатели».
     Здесь надо уточнить: рассказывая о делах Липецкого центра, Харчевский поскромничал… Незадолго до этого двое его подопечных на истребителях Су-30 совершили беспосадочный перелет по маршруту Липецк – Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – Братск – Новосибирск – Челябинск – Липецк. За 16 часов пребывания за облаками было пройдено 13.500 километров с 5 дозаправками в воздухе от танкеров Ил-78. Отработано более 10 различных научно-исследовательских задач, включая проведение тактического бомбометания в ходе перелета. Липецкие авиаторы вписали еще один колоритный штрих в историю авиации и русской школы асов, которой в этом году исполняется 50 лет.
     
На снимках: генерал-майор Александр Харчевский; старший лейтенант Олег Киляс в кабине истребителя МиГ- 29.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker