на главную страницу

26 Апреля 2003 года

Российское оружие

Суббота

Тернистая дорога в небо

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».



     «Уважаемый Виктор Федорович! Обращаюсь к вам с просьбой рассмотреть вопрос об учреждении под патронажем полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе программы поддержки Екатеринбургского авиационно-спортивного клуба, главного аэроклуба УрФО, на 2003-2004 годы и привлечении к участию в этой программе предприятий и граждан, ведущих свою деятельность и получающих прибыль на территории УрФО».
     Заместитель председателя ЦС РОСТО, представитель ЦС РОСТО в Уральском федеральном округе РФ генерал-майор Николай Клименко не спеша расписался под обращением, адресованным заместителю полномочного представителя Президента РФ в УрФО Виктору Басаргину, и положил его в папку секретаря.
     – Вот и все, – чуть помедлив, произнес генерал. – Это наша последняя надежда...

     ...А ведь в нынешнем году главному аэроклубу Уральского федерального округа Екатеринбургскому авиационно-спортивному клубу РОСТО имени А. Серова исполняется 70 лет. К своей практической работе аэроклуб приступил в декабре 1933 года, после знаменательного IХ съезда комсомола, принявшего постановление о шефстве комсомола над авиацией. На его базе ежегодно готовились более 3.000 летчиков, парашютистов, планеристов, техников и мотористов. Насколько высоко было качество обучения, говорит тот факт, что за время Великой Отечественной войны 17 свердловских выпускников стали Героями Советского Союза. В том числе летчик-истребитель генерал-майор Григорий Речкалов и летчик-штурмовик генерал-полковник Михаил Одинцов удостоены Звезды Героя дважды. Восемнадцатым героем – выпускником Свердловского АСК стал «афганец», солдат Воздушно-десантных войск Юрий Исламов.
     Спортсмены клуба неоднократно становились чемпионами Советского Союза (позже – России), Европы, мира. Ими установлен 171 мировой рекорд. За достижения в авиационных видах спорта Екатеринбургский аэроклуб, единственный в России, награжден Дипломом чести Международной авиационной Федерации.
     ...Но все эти заслуги в одночасье могут быть преданы забвению. Новые условия хозяйствования оказались губительными для жизнедеятельности АСК. Екатеринбургский городской бюджет не находит возможности поддержать аэроклуб. Областной дотирует спорт высших достижений – парашютный, самолетный, авиамодельный.
     Кстати, о прыжках с парашютом. В рамках оборонного заказа Министерства обороны Екатеринбургский аэроклуб готовит парашютистов для службы в Воздушно-десантных войсках и войсках специального назначения. На базе клуба и его 18 филиалов действуют десантные военно-патриотические клубы «Юный маргеловец», «Разведчик», «Сокол», «Саланг» и другие. Армия свердловских парашютистов исчисляется тремя тысячами подростков. Но вся эта структура подготовки резерва Вооруженных Сил в апреле 2003 года может «приказать долго жить». Дело в том, что в апреле находящиеся на балансе АСК парашюты исчерпают свой эксплуатационный ресурс. И для парней, влекомых в небо секундами свободного падения, из доступных средств обучения останется лишь теория. Но она, как известно, без практики – холостой выстрел.
     В данном случае нельзя обвинить руководство Свердловского областного совета РОСТО и Екатеринбургского АСК РОСТО в бездействии. Они давно, что называется, били во все колокола. Только к этому набату те, к кому были адресованы обращения, оставались либо глухи, либо беспомощно разводили руками: рады помочь, да не на что.
     – Остается, правда, еще один шанс выправить ситуацию, – не теряет надежды генерал Клименко. – Мы хотим обратиться за помощью к командующему ВДВ России генерал-полковнику Георгию Шпаку. В рамках подобной взаимопомощи Нижний Тагил не так давно получил партию армейских парашютов, запаса которых им теперь хватит на десять лет. Может, и наши просьбы будут услышаны и решены положительно.
     С вводом индивидуальных форм хозяйствования Екатеринбургский аэроклуб утратил возможность проводить капремонт и обновление имеющегося парка крылатых машин. По данным начальника ЕАСК РОСТО Игоря Тарасова, ситуация усугубилась до такой степени, что подняться в небо сегодня суждено лишь 30 процентам самолетов и вертолетов. И здесь нет ничего удивительного. Ведь на службе АСК до сих пор стоят самолеты Ан-2 1958 (!) года выпуска, Як-52 с более чем 20-летним стажем эксплуатации и их ровесники – вертолеты Ми-2.
     За то, что свердловчане «еще летают», благодарность следует адресовать областному правительству, выделяющему ЕАСК РОСТО ежегодно порядка 1 миллиона рублей на топливо и мелкий ремонт самолетов. На что-то серьезное этой суммы, конечно, не хватит. Заводской ремонт Ан-2 обходится в 800.000 рублей. Правда, некоторая экономия средств позволила авиаклубу спустя 25 лет восстановить в ЕАСК планерное звено. Были приобретены самолет-буксировщик и два планера, которые после надлежащего ремонта вновь вошли в строй. Руководство клуба не скрывает, что возрождение на Среднем Урале безмоторной авиации, к сожалению, произошло не от хорошей жизни. Вся причина – в простоте содержания и дешевизне эксплуатации планеров по сравнению с самолетом.
     Кое-что за счет организации полетов и коммерческих прыжков с парашютом клубу удается заработать. Но эти средства в основном идут на заработную плату летчикам и инструкторам-парашютистам, о сумме которой, кстати, речь вести как-то неприлично: средняя – в пределах трех тысяч рублей.
     При таком положении дел в клубе продолжают работать лишь истинные энтузиасты, фанаты своего дела. Они, по словам генерала Николая Клименко, золотой фонд среднеуральской авиации. Это летчики-инструкторы Виктор Шитов, Александр Фурман, инструкторы-парашютисты Евгений и Любовь Чупшевы, старший техник связи, авиамоделист, создавший Музей авиации Василий Чащин, чемпионка страны в групповых прыжках с парашютом, кстати, дублер летчика-космонавта Валентины Терешковой, Ирина Соловьева, да и сам руководитель ЕАСК, в прошлом летчик-истребитель, Игорь Тарасов. Все они еще верят, что лучшие времена клубной авиации впереди. Надеются, тем и живут.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker