на главную страницу

26 Апреля 2003 года

Армия сегодня

Суббота

Армия или секта

И такая дилемма может встать перед тем, кто не хочет служить Отечеству

Александр БУГАЙ, Евгения БИТАРОВА.



В России до начала 90-х годов количество уклоняющихся от службы в армии не превышало тысячи человек в год. В 1994 году оно увеличилось до 23 тысяч. В последнее время «уклонистов» стало меньше, но, по мнению работников военных комиссариатов, уже в ближайшее время у многих призывников, не желающих проходить армейскую службу, появится возможность «откосить» от нее вполне официально. Принятие федерального закона об альтернативной гражданской службе даст им вполне легитимную причину отказаться от призыва в армию - по убеждениям совести.

     Напомним, что право гражданина на альтернативную службу было продекларировано еще десять лет назад, когда была принята нынешняя Конституция РФ. Но до последнего времени механизма реализации этой правовой нормы не существовало. Набор на альтернативную службу не производился, а редкие исключения вроде «нижегородского эксперимента» обычно признавались неправомочными. Подписанный Президентом РФ Владимиром Путиным 25 июля с.г. Закон об альтернативной службе такой механизм реализации намечает, но, к сожалению, в самых общих чертах.
     Закон вступит в силу 1 января 2004 года. Правительству России предоставлен срок на разработку положения об альтернативной службе, в котором оговаривались бы все нюансы ее прохождения.
     В ряде регионов, к примеру в Республике Татарстан, уже были прецеденты, когда приходилось иметь дело с теми, кто отказывался служить в армии по соображениям вероисповедания. Еще год назад работники военных комиссариатов вынуждены были выяснять отношения с подобными «отказниками» в судебном порядке.
     Татарстан – один из субъектов Российской Федерации, где процент уклоняющихся от призыва в армию достаточно высок. Ежегодно под теми или иными предлогами на призывные комиссии не являются более четверти юношей, получивших повестки из военкоматов. В настоящее время, чтобы уклониться от уголовной ответственности за игнорирование призыва, все они имеют возможность заявить, что ждали разработки механизма прохождения альтернативной службы. Призывным комиссиям и впредь придется много поработать, чтобы отделить злостных «уклонистов» от убежденных пацифистов.
     Определенный опыт работы в этом направлении Республиканским военным комиссариатом Татарстана уже накоплен. В 2001 году о желании проходить альтернативную службу заявили 26 жителей республики, в 2002-м – несколько меньше. Почти все они - члены религиозных объединений, в основном адвентисты и свидетели Иеговы, которым запрещается держать в руках оружие и приносить иную присягу, кроме как своему Богу.
     У членов призывных комиссий не было инструкций, которые регламентировали бы порядок работы с такого рода «отказниками». Поэтому было принято решение о предоставлении этим юношам отсрочки особого рода - до разработки механизма прохождения альтернативной службы. Исходили из того, что альтернативщикам все равно придется отслужить после 2003 года.
     Озабочены отсутствием четких инструкций о том, кого считать пацифистом, и в военном комиссариате Самарской области.
     - Случаи уклонения от военной службы по религиозным убеждениям у нас пока встречаются редко, но все же имеют место, - рассказывает полковник Виктор Гришаев, начальник отделения морально-психологической и информационной работы областного военкомата. - В Октябрьске в прошлом году группа молодых людей призывного возраста, состоящих в обществе баптистов, заявили о своем желании проходить альтернативную службу по религиозным убеждениям. Так как соответствующий закон тогда еще не был принят, проблему пришлось решать в судебном порядке. Если бы существовал механизм отбора кандидатов для прохождения альтернативной службы, то членам призывных комиссий стало бы проще работать. Но уже ясно, что практика определения истинности убеждений призывников будет непростой.
     По мнению полковника Виктора Гришаева, желание юноши идти на альтернативную службу может быть удовлетворено районной призывной комиссией при соблюдении нескольких условий. Во-первых, о намерении пройти альтернативную службу призывник должен заявить письменно в районный военкомат, где состоит на учете, причем сделать это за полгода до начала призывной кампании, во время которой он должен быть призван. Во-вторых, он обязан исчерпывающе мотивировать свой выбор, указав причины и обстоятельства, побудившие ходатайствовать о нем. И, наконец, призывник должен не только уметь красиво говорить на религиозные темы, но и действительно являться приверженцем религии, исключающей его из числа потенциальных защитников Родины.
     Предполагается, что в военкоматах для определения истинности религиозности призывников, заявивших о желании проходить альтернативную службу по убеждениям совести, будут созданы комиссии, в состав которых войдут представители различных конфессий. Однако уже сейчас можно предположить, что с принятием закона об альтернативной службе практика определения истинности веры может стать для подростков лишь поводом для вступления в различные религиозные общества. Но только для постижения основ того или иного вероучения. Затем, убедив призывную комиссию в своих безупречных знаниях религиозного учения, им удастся законно избежать военной службы.
     В Самарской области, впрочем как и в других субъектах Российской Федерации, наряду с традиционными конфессиями, которые к армейской службе относятся вполне терпимо, насчитывается множество различных религиозных обществ, которые могут использовать закон об альтернативной службе для пополнения рядов приверженцев своей веры.
     В большинстве случаев «отказниками» становятся молодые люди, состоящие в нетрадиционных религиозных организациях. Среди них больше всего неопротестантов, вероучение которых не допускает службы в армии. Баптисты гораздо реже отказываются от несения военной службы. По словам пастора церкви Преображение евангельских христиан-баптистов Виктора Рягузова, вероучение баптистов не содержит в себе абсолютного запрета на военную службу. При заявлении же на прохождение альтернативной гражданской службы и юристам, и представителям конфессий не составит труда определить: истинно ли верует человек или же только прикрывается религией? Для того чтобы познать вероучение и доказать свои убеждения, по мнению пастора, нужно истинно верить.
     Президент Самарского религиозного общества Сознания Кришны Сергей Давыдов не припомнил каких-либо случаев уклонения молодых людей - прихожан храма от военной службы, хотя члены этой организации и проповедуют принцип ненасилия. Служить государству - священный долг каждого гражданина независимо от его вероисповедания, считает президент общества, хотя, по его словам, сам он выбрал бы альтернативную службу.
     Но если все последователи самарского общества Сознания Кришны, а молодых людей призывного возраста в общине немало, вчера беспрекословно соглашались на несение службы в армии, то что будет завтра, трудно сказать. Ведь религиозное учение кришнаитов гласит: «Тому, кто занят служением Кришне, нет необходимости согласовывать свои действия с материальным миром, включая обязательства по отношению к семье, нации, человечеству в целом» (глава 2, комментарии к тексту 41). Возможно ли, что после вступления в действие закона об альтернативной службе кришнаиты изменят свое отношение к призыву? А вслед за этим не получится ли так, что все призывники Самары ближе к 2004 году станут кришнаитами?
     Высказала свою точку зрения на исследуемую проблему и директор муниципального учреждения города Самары - Центра юридической помощи молодежи Марина Федорова:
     - Когда начинается призыв, в наш центр приходит масса молодых людей, интересующихся юридической стороной вопроса о призыве. Часто спрашивают об альтернативной гражданской службе, о которой и сегодня трудно что-либо говорить. То, что будет вводиться практика определения истинности религиозности призывника, можно сказать наверняка. Конечно, если убеждения соответствуют истинности той веры, о которой молодежь заявит, то вероисповедатели законно смогут проходить гражданскую службу. Но, думаю, призывник должен сам для себя решить, нужна ли ему альтернативная служба, следует ли из-за желания доказать свою псевдоверу вступать в какие-либо религиозные организации, чтобы потом состоять и жить в общинах всю свою жизнь.
     Положение о законности права гражданина на отказ от военной службы по соображениям совести является одним из международно-правовых стандартов в области прав человека. Во многих европейских странах основанием для прохождения альтернативной службы являются также пацифистские, морально-философские, политические и иные мотивы. Процедура освобождения от военной службы в Европе носит, как правило, уведомительный характер и не влечет каких-либо экзаменов на предмет проверки истинности убеждения. Может быть, поэтому там нет проблемы ухода молодежи в различные религиозные общества из-за нежелания проходить армейскую службу?
     Но в России сегодня принципиально иная ситуация. Следует признать, что в глазах многих молодых людей в нашей стране армейская служба, мягко говоря, малопривлекательна. Многие призывники продолжают считать, что, хотя армия - школа жизни и пройти ее должен каждый мужчина, все же лучше учиться в ней заочно. А наставники религиозных организаций самых разных культов, именующихся в простонародье сектами, вряд ли упустят возможность принять в свои общины новичков, желающих на скорую руку познать вероучение. Имея большую практику «вербования» людей, обладая навыками убеждения и воздействия на человеческую психику, им, наверное, несложно будет убедить молодых людей с несформировавшимся мировоззрением в необходимости поклонения какому-либо культу.
     Казань - Самара.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker