на главную страницу

8 Мая 2003 года

Армия сегодня

Четверг

Сильны морпехи оптимизмом

Рассказывает командир 61-й отдельной Киркенесской Краснознаменной бригады морской пехоты Северного флота полковник Николай КЛИМОВ

Беседу вел капитан 3 ранга Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда».



- Николай Иванович, соизмеряя с человеческой жизнью, 60 лет - это немало. Однако над задором, бесстрашием и отвагой, присущим «черным беретам» отдельной бригады морской пехоты Северного флота, похоже, время не властно...

     - Наш девиз в нынешнем году: «60-летию родного соединения новые успехи в боевой подготовке и достойную встречу!» Между частями и подразделениями идет соревнование. Учредили кубки по видам боевой подготовки. Так что сделаем все, чтобы достойно продолжить традиции наших дедов и отцов, показать, что морская пехота жива, морская пехота на своем месте.

     - Что собой представляет бригада морской пехоты, кто служит в ее рядах?

     - Бригада морской пехоты - одно из самых боеготовых соединений Северного флота. Об этом говорят итоги боевой подготовки в минувшем году: среди соединений морской пехоты ВМФ бригада заняла первое место. План боевой подготовки выполнили полностью, за исключением парашютных прыжков, но отчасти не по нашей вине. В целом же все учебные мероприятия прошли с оценкой не ниже «хорошо». И сейчас части и подразделения бригады делают все, чтобы в юбилейном году закрепить достигнутое как в боевой подготовке, так и в вопросах укрепления воинской дисциплины и правопорядка.
     Структурно соединение состоит из восьми отдельных частей и тринадцати отдельных подразделений. В каждом офицере и прапорщике бригады я уверен. В числе лучших - подполковники Дмитрий Варич, Эдуард Исаченко, Михаил Мейер, Сергей Шашин, Виктор Магер, Михаил Саввин, майоры Владислав Неказаченко, Игорь Борисевич, Сергей Чуваков, капитан 3 ранга Александр Потешкин, капитан Алексей Федотов, старший лейтенант Александр Буянов. Отдельная строка в истории гарнизона Спутник - наши заслуженные ветераны: старшие прапорщики Владимир Багрянцев, Олег Вигандт, Владимир Грицай, Михаил Поляков, Валентин и Геннадий Горские и другие. Большинство офицеров и прапорщиков участвовали в обеих чеченских кампаниях, имеют государственные награды.

     - Насколько полно используется опыт боевых действий в обучении личного состава?

     - Опыт боевых действий - это то, что добывалось большим трудом, и самое страшное - кровью друзей. И сбрасывать его со счетов в бригаде, прошедшей через горнило войны, было бы по крайней мере неразумно. Поэтому при проведении учений, планировании занятий обязательно учитываем чеченский опыт как в тактике действий мелкими группами, так и при проведении маршевой подготовки, учений в масштабе взводов, рот, батальонов и в целом бригады.

     - Две чеченские кампании, в которых участвовали «черные береты», показали, что зачастую в современном бою его исход может решить двойка-тройка профильных специалистов, владеющих в совершенстве снайперской винтовкой, гранатометом и автоматом. Как в соединении организована подготовка таких специалистов?

     - Индивидуальной подготовке всех специалистов уделяется большое внимание. Ежемесячно проводим сборы со снайперами, огнеметчиками, гранатометчиками, химиками, корректировочными постами и так далее. Собираем специалистов со всех частей и подразделений бригады. Под руководством подготовленных офицеров личный состав, что называется, с азов изучает специальность как теоретически, так и в практическом аспекте.
     Что касается подготовки конкретно снайперов. В Чечне при ведении боевых действий в городских условиях и в горах от их профессионального мастерства действительно зависело многое. Поэтому данной категории военнослужащих уделяем особое внимание. Ведь снайпер-профессионал - это не только меткая стрельба. От него требуется умение грамотно маскироваться и ориентироваться на местности, правильно выбирать и оборудовать огневую позицию. Не последнюю роль в его «портрете» играют выдержка и хладнокровие. Поэтому с нашими снайперами работают опытные офицеры - такие, как майор Дмитрий Дулич, капитаны Алексей Федотов и Алексей Жарко. А при прибытии молодого пополнения ставку делаем на тех, кто до армии занимался стрельбой: на охотников, спортсменов-биатлонистов, стендовиков.

     - В бригаде артиллерийские подразделения - это отдельные части, занимающиеся боевой подготовкой по собственной программе. Однако успех в бою решался в их тесном взаимодействии с подразделениями отдельного десантно-штурмового батальона (одшб)...

     - Да, морпехи на собственном опыте убедились, что значит в современном бою артиллерия. Исходя из этого большое внимание уделяем подготовке артиллерии как двух отдельных дивизионов, так и десантно-штурмового батальона и батальонов морской пехоты. На вооружении бригады состоят 122-мм самоходные гаубицы 2С1 «Гвоздика» и 120-мм самоходные артиллерийские орудия «Нона СВК». К сожалению, не развернут у нас так, как хотелось бы, танковый батальон, оснащенный танками Т-80. Кому-то в голову взбрело оставить морскую пехоту и без плавающих танков ПТ-76, отличной машины первого броска, маневренной как на суше, так и в море, неприхотливой в обслуживании.
     По итогам прошлого года артиллерия бригады, которую возглавляет подполковник Сергей Кравчута, успешно выполнила план боевой подготовки. В лучшую сторону отмечу самоходные артиллерийские дивизионы под командованием майоров Михаила Лагоды и Виктора Селищева. Минометная батарея отдельного десантно-штурмового батальона под командованием капитана Виталия Некрасова также получила только высокие оценки. В прошлом году после многолетнего перерыва артиллерия провела месячный полевой выход на полуострове Рыбачий, где качественно отработала все задачи во время сбор-похода сил Северного флота.
     Что до взаимодействия артиллеристов и общевойсковых подразделений, то проводим занятия с командирами всех уровней по управлению огнем приданной и поддерживающей артиллерии. На тактические учения мы придаем подразделениям артиллерию, чтобы командир от ротного звена и выше на практике ощутил, что такое «бог войны» и корректировка его огня.

- Первая чеченская кампания выявила, что штатная структура одшб, ставшего впоследствии частью постоянной готовности, была все же далека от совершенства, требуемого современным боем. Так, оказалось, что в составе батальона не было, в частности, разведки. Во вторую кампанию батальон был усилен разведывательной ротой полка морской пехоты Черноморского флота. Все это поставило на повестку дня вопрос о развертывании некогда кадрированных частей бригады...

     - При содействии командования Северного флота удалось возродить разведывательный батальон. Конечно, не в том количественном составе, как хотелось бы, но основа бригадной разведки, ее значимая часть уже есть. И на данном этапе это полноценная часть, которая способна решать задачи по функциональному предназначению. По итогам прошлого года разведчики показали высокое мастерство и выучку. И сейчас подчиненные подполковника Виктора Магера закрепляют достигнутое: недавно у разведчиков состоялись полевые занятия, в ходе которых они успешно отработали достаточное количество специальных задач и совершили более 150 парашютных прыжков.

     - Кстати, насколько я знаю, всегда большое внимание в отдельном десантно-штурмовом и разведывательном батальонах уделялось парашютно-десантной подготовке...

     - Наземная подготовка, как теоретическая, так и практическая, на воздушно-десантном комплексе бригады проходит качественно. В этом заслуга заместителя начальника штаба соединения по воздушно-десантной подготовке майора Радислава Ласынова и инструкторов по ВДП непосредственно в десантно-штурмовых, парашютно-десантных и разведывательных подразделениях. Однако, когда дело доходит до парашютных прыжков, здесь порою возникают проблемы, которые нам пока на все «сто» не удается решить. В первую очередь из-за низкой технической готовности авиации ВВС Северного флота. В прошлом году мы так и не закрыли программу боевой подготовки по прыжкам с парашютом. Эта тенденция сохранилась и в нынешнем году: пока отпрыгали лишь разведчики и инструкторы по воздушно-десантной подготовке, остальные же роты ограничились лишь, как я говорил, наземной подготовкой и изучением материальной части.

     - Святая святых «черных беретов» - захват с моря плацдармов противника, для этого морская пехота и была создана. Однако у бригады нет своих десантных кораблей. Как же организуется морская десантная подготовка?

     - У нас тесное взаимодействие с командованием Кольской флотилии разнородных сил Северного флота и лично вице-адмиралом Владимиром Высоцким, с бригадой десантных кораблей, которой командует капитан 1 ранга Павел Прокопчук. В прошлом году провели столько занятий по морской десантной подготовке, сколько не проводили в общей сложности за последние пять лет. Я очень доволен нашим взаимодействием с десантниками. Тем более в боевом составе бригады «служит» наш большой десантный корабль «Александр Отраковский», названный в честь бывшего начальника береговых войск Северного флота Героя Российской Федерации, генерала, возглавлявшего в 1995, 1999-2000 годах на Северном Кавказе оперативную группировку морской пехоты и умершего в Чечне во время второй кампании.

     - Есть ли у морской пехоты приоритет при отборе новобранцев во флотский экипаж и насколько реально полное комплектование подразделений бригады военнослужащими, проходящими службу по контракту?

     - Все же на качество отбора в морскую пехоту хотел бы посетовать, потому что не всегда к нам попадают люди, которые достойны служить в Спутнике по своим морально-деловым качествам, состоянию здоровья. Но в бригаду в каждом призыве приходят двадцать парней, лучшие из лучших, по программе шефских связей с администрацией города-героя Мурманска. И они в большинстве полностью соответствуют требованиям службы в морской пехоте. Вот поддержали бы почин мурманчан другие регионы России!
     Что же касается комплектования военнослужащими, проходящими службу по контракту, то в отношении бригады все необходимые расчеты и сметы составлены. Дело за малым - претворить задуманное в жизнь.

     - Юбилей, конечно, не повод, чтобы говорить о проблемах, но все-таки с какими трудностями приходится сталкиваться морским пехотинцам?

     - Главные «болевые точки» Спутника - это старение учебно-материальной базы, что объективно не может не сказываться на качестве занятий по боевой подготовке, разные бытовые проблемы, связанные в основном с тем, что гарнизон автономный. Только представьте: среди заполярных сопок восемь жилых домов для военнослужащих и членов их семей, казармы для личного состава, три котельные, три парка с боевой техникой, всевозможные склады и так далее. Однако жизнь в Спутнике, как говорится, бьет ключом. В прошлом году у нас была, кстати, самая высокая рождаемость, так сказать, на душу населения в Мурманской области: родились 62 малыша. И это, я считаю, говорит о многом.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker