на главную страницу

15 Мая 2003 года

Армия и общество

Четверг

Строитель Байконура

Генерал-лейтенант в отставке Александр ЗАХАРОВ, начальник космодрома Байконур (1960-1965 гг.). Генерал-майор в отставке Анатолий БЕРЕЗИН, Герой Социалистического Труда, Почетный строитель Байконура.



Среди военных деятелей, принадлежащих к славной плеяде людей военного строительства, чье военно-инженерное искусство и талант, мужество и воля, а также труд в мирное время внесли вклад в укрепление оборонной мощи нашей страны, видное место занимает генерал-майор Георгий Максимович Шубников.
     Он родился 1 мая 1903 года в городе Ессентуки Ставропольского края в семье рабочего-плотника. С самого раннего детства ему пришлось заниматься нелегким трудом, познать цену хлеба. После окончания средней школы в 1920 году начал трудовую деятельность - вначале рабочим, а затем десятником на стройках, учился. Вначале окончил Пятигорский архитектурно-строительный политехникум, а затем Ленинградский институт гражданского и промышленного строительства.
     В феврале 1932 года по специальной мобилизации он был призван в ряды Красной Армии и направлен в Отдельную Краснознаменную Дальневосточную армию (ОКДВА) Забайкальского военного округа, где сначала проходил службу на должности начальника казарменного сектора, управления начальника инженеров, а затем с 1933 по 1937 год руководил производственно-техническим отделом этого же управления Забайкальского укрепрайона ЗабВО.
     В начале войны Георгий Максимович назначается заместителем командира отдельного саперного батальона 30-й саперной бригады, а уже в феврале 1942 года - командиром батальона. С осени 1941 года батальон занимался возведением оборонительных рубежей на Сталинградском направлении. Стояли тридцатиградусные морозы с жгучими ветрами, метелями. Значительный объем работ производился вручную...
     В 1943 году Шубников возглавляет ряд управлений, которые проводят ряд успешных операций по инженерному обеспечению наступательных операций. В ходе летнего наступления 1944 года войска 1-го Украинского фронта, в состав которого входило строительное управление майора Шубникова, вышли на рубеж Вислы, захватили на ее западном берегу три плацдарма. Там отрывались траншеи, ходы сообщения, строились командные и наблюдательные пункты, прокладывались автомобильные дороги. Это была титаническая работа.
     С 1946 по 1949 год Шубников был начальником 23-го УВПС 27-го УОС РГК. Части, которыми он командовал, восстанавливали мосты через канал в Берлине, реку Одер - в городах Франкфурт, Кюстрин, через реки Вислу, Шпрее, пролив Штральзунд и другие. За этот период было восстановлено и построено более 20 крупных железнодорожных мостов. Также были отстроены известные административные и культурные здания в Берлине...
     В конце 40-х годов резкое обострение международной обстановки заставило изменить планы советских военных строителей, занятых восстановлением разрушенного войной народного хозяйства. Коллектив УОСа, руководимый Шубниковым, восстанавливавший шахты на Донбассе, был срочно переброшен в Капустин Яр Астраханской области для строительства ракетного полигона. Уже 18 октября 1947 года успешно стартовала первая советская баллистическая ракета. В этом немалая заслуга военных строителей, самого Шубникова.
     В январе 1955 года Шубникова срочно вызвали в Москву. В аэропорту его встретили, привезли в ЦК партии. Когда все собрались, член правительства сказал:
     - Мы знаем вас, Георгий Максимович, как опытного строителя, прекрасного организатора и волевого руководителя. У вас и ваших сотрудников есть опыт строительства в пустынях, а это очень важно для успеха новой стройки.
     - Какой стройки? - спросил Шубников.- Космодрома! - ответил член правительства. - Вам поручается задание особой государственной важности. Дело чрезвычайно трудное, непривычное. Оно потребует предельного напряжения сил, но объект очень нужен стране. - И добавил: - Подробности вам расскажет товарищ Королев Сергей Павлович.
     Шубников договорился с Королевым о встрече в конструкторском бюро. То, что он услышал, сидя в кабинете главного конструктора, поначалу не укладывалось в сознании, выглядело фантастикой. Говорили они долго, и Шубников все больше понимал, какая ответственность ложится на его плечи. Всегда уравновешенный и выдержанный, он волновался, как юнец.
     Построить космодром! Это означало возвести целый комплекс различных сооружений, каждое из которых было по существу уникальным, построить десятки производственных корпусов, сотни больших и малых служебных помещений, бытовых заданий. Надо было соединить все объекты в соответствии с технологией подготовки и пуска ракетно-космических систем единой рациональной системой связи, энергопитания, водоснабжения, теплофикации, не одной сотней километров железных и шоссейных дорог. Шубников представил грандиозное стартовое сооружение в котловане объемом в миллион кубометров, подземный командный пункт, систему заправки с хранилищем горючего, громадный сборочный цех, множество других сооружений. Мысленно увидел он и город, в котором предстояло жить тем, кто будет работать на космодроме. Современный зеленый город с парками, бульварами, магазинами, гостиницами, кинотеатрами, лечебными учреждениями, школами, детсадами.
     Уже в марте 1955 года Шубников прибыл на станцию Тюра-Там, где началось наступление на пустыню. В «городке», состоящем из семи железнодорожных пассажирских вагонов, и разместилось все руководство строительного управления во главе с Шубниковым.
     Весной и летом 1955 года проезжавшие мимо Байконура, наверное, думали, что там постоянно бушует пыльная буря. На протяжении десятков километров солнце заслонила бурая пелена пыли и песка, поднятых в воздух тысячами механизмов, работающих на стройке. Станция была забита составами, рядом с полотном дороги лежали строительные конструкции, громоздились горы всевозможных материалов. Сотни машин непрерывной чередой ходили за грузом и отправлялись обратно в степь по своим маршрутам - везде нужны были материалы, хлеб, вода.
     Здесь, на Байконуре, Георгий Максимович проявил незаурядные организаторские способности, глубокие знания. Он всегда в любой, самой сложной ситуации находил верное решение. Шубников часто посещал строящиеся объекты на стартах космодрома и руководил строительством на местах. Приезжая на очередную стройку, неторопливо обходил ее вместе с прорабом.
     Почетный строитель Байконура А. Ткаленко рассказал о таком случае: «Когда до проектной отметки на дне котлована оставалось чуть больше 10 метров, грунтовые воды, о которых не знали геологи, стали на пути строителей. Создалась ситуация, выход из которой можно было найти по одному из трех вариантов: вступить в борьбу с водой и откачать ее; согласовать вопрос с главным конструктором об уменьшении высоты стартового сооружения или после тщательной геологической разведки начать копать котлован на новом месте. На предложение строителей уменьшить высоту старта Сергей Павлович Королев ответил: «Впереди у вас будет еще много подобных стартовых сооружений. Никогда ошибки строителей не пытайтесь исправлять за счет конструктора. Мне нужна стопроцентная гарантия успеха». Начать же строительство на новом участке означало задержать сдачу объекта минимум на год. Для откачки требовались средства, которых и так у строителей в то время не хватало.
     И тогда Шубников пошел на рискованный шаг, решив мощными взрывами отжать грунтовые воды, в короткий срок добраться до проектной отметки и уложить бетон, одновременно сделав отводы для грунтовых вод».
     Еще не раз приходилось Шубникову рисковать при создании Байконура. Но всегда этот риск базировался на глубоком знании технологии строительства, техники и людей.
     Строители ни на один день не задержали работу творцов ракетно-космической техники. И уже 4 марта 1957 года по «Техническому заданию № 1», утвержденному главным конструктором, космодром был готов к первому пуску ракеты.
     - Я был уверен, что строители не подведут, - сказал Сергей Павлович Королев, - но я не предполагал, что в такой короткий срок они смогут построить так много и так хорошо.
     А спустя ровно семь месяцев, 4 октября, на весь мир прогремело слово «Байконур» - взлетел в космическую высь первый в истории человечества искусственный спутник Земли.
     Много сил и здоровья отнимало руководство огромной стройкой, и это не могло не сказаться на Шубникове. Весной 1965 года в одной из поездок в подчиненные строительные организации Георгия Максимовича одолела бессонница. Позже этот недуг стал хроническим. Окружавшие его друзья, сослуживцы, врачи советовали отдохнуть, уменьшить нагрузку. Поэтому вскоре Шубников получил разрешение на отпуск, который он хотел провести в Кисловодске со своей супругой Валентиной Ивановной.
     Но не суждено ему было отдохнуть. Нагрузки по работе не уменьшались, бессонница не проходила. Вскоре Георгий Максимович заболел, кровоизлияние повредило зрение. Сергей Павлович Королев узнал о болезни Георгия Максимовича и немедленно прислал самолет, чтобы доставить больного в Москву. Главный конструктор переживал за здоровье Шубникова, ведь их связывала большая дружба. Космодром соединил их судьбы. Королев и Шубников вместе провожали на старте первый спутник. Они стояли рядом, когда уходил в космос Юрий Гагарин. И эту дружескую привязанность оба сохранили до конца своих дней.
     Тяжелая болезнь подорвала здоровье Шубникова, и летом 1965 года пришла горькая весть, что у Георгия Максимовича произошло кровоизлияние в мозг, от которого он скончался...
     Через несколько месяцев умер Сергей Павлович Королев. Ушли из жизни замечательные люди. Но дело, которому они посвятили свою жизнь, продолжает успешно развиваться. И сегодня на космодроме и в жизни их имена рядом - в граните памятников, в названиях улиц, в памяти людей, в истории космических свершений нашего народа.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker