на главную страницу

16 Мая 2003 года

Армия сегодня

Пятница

ПИСЬМА, ПАХНУЩИЕ ПОРОХОМ

Почему столь долог их путь к адресатам

Андрей ПИЛИПЧУК, «Красная звезда».



Поводом для подготовки этого материала послужило письмо в редакцию. Обратилась к нам мать военнослужащего из города Верещагино-1 Пермской области. Вот что она пишет.
«Уважаемые сотрудники газеты «Красная звезда», обращаюсь к вам с огромной просьбой. Помогите, пожалуйста, решить такую проблему. Родители получают письма от сыновей, которые служат в Чечне, а сами сыновья не получили за 4 месяца ни одного письма из дома! Причина неизвестна, но по разговорам знаем, что письма либо курьеры не отдают, либо старшие по званию. Когда это кончится? Во время Великой Отечественной на фронт доходили даже треугольники, а теперь… Стыдно должно быть командирам за такое отношение к своим солдатам. Речь идет о следующих военнослужащих: Карабатов Денис Валерьевич, Боталов Денис Александрович, Кожевников Вениамин Викторович, Половников Денис Иванович и Федоров Сергей Владимирович. Все они призваны в армию Верещагинским РВК. Помогите родителям установить связь с сыновьями. На вас последняя надежда. Заранее вам материнский поклон. С уважением председатель совета родителей военнослужащих Прикамья Новикова Анна Михайловна».

     …Военная база Моздок. Пятница. Московское время 13.30. Ил-18 мягко коснулся взлетно-посадочной полосы и, натужно завывая винтами, подрулил к месту стоянки. Из Москвы прилетел самолет, который здесь называют «почтовиком». Последний оборот лопастей, и к нему устремилась почтовая машина - УАЗ-«таблетка». Еще минута, и солдаты начали разгрузку. Из недр «почтовика», чуть касаясь солдатских рук, непрерывным потоком потянулись мешки с корреспонденцией и газетами.
     - На наш московский центральный узел фельдъегерско-почтовой связи почта стекается практически со всей России. Затем она сортируется. В частности, письма, адресованные частям, дислоцированным в Чечне, мы дважды в неделю отправляем самолетами в Моздок, - рассказала сопровождавшая почтовый груз из Москвы фельдъегерь старший прапорщик Елена Евдокимова. - Так что на нашем узле они могут находиться максимум 2-3 дня.
     Прямо на «взлетке» произошел обмен почтой. Мешки с корреспонденцией из Чечни перекочевали в самолет. В тот же день им предстоит перелет в Москву. Оттуда через гражданские почтовые предприятия солдатские письма попадут к родным и близким. Что же касается писем, адресованных в Чечню, теперь их доставкой в Объединенную группировку войск занялись военнослужащие фельдъегерско-почтовой связи (ФПС) Северо-Кавказского военного округа и воинские почтальоны частей и подразделений. Первый в этой цепочке - обменный пункт узла ФПС, который находится тут же, на военном аэродроме.
     - Сегодня мы получили около 12 тысяч писем из Москвы, - перебирая накладные, сообщил рядовой Алексей Овечко. - Примерно столько же из Ростова. Еще тысяча писем поступила из местного гражданского узла связи города Моздока. Итого на этот раз в группировку мы направим 25 тысяч писем.
     - Утеря писем исключена, - подключился к разговору начальник обменного пункта
     узла ФПС старший прапорщик Борис Добровольский. – Нас недавно проверяла комиссия из Москвы во главе с полковником Леонидом Семенченко. Они нам, кроме всего, и существенно помогли. Усилиями комиссии была откорректирована вся схема доставки почты в Чечню. Уточнены места дислокации частей. Оказана материально-техническая помощь подразделениям ФПС. В военный госпиталь передано 12.000 конвертов, чтобы раненые солдаты смогли написать домой. Кроме того, мы перестали заниматься, как раньше, сортировкой писем. Это делают ныне непосредственно в Москве. Нам присылают уже рассортированные по направлениям письма в мешках, или, как мы их называем, постпакетах.
     В тот же день старший прапорщик Добровольский умудрился отправить весь почтовый груз в Ханкалу. В 20.30 московского времени попутный вертолет из Моздока унес в Чечню письма и газеты. Встретили их на военной базе «Ханкала» военнослужащие станции ФПС, которая структурно входит в штат главной военной комендатуры Чечни и обслуживает части ОГВ(с).
     - Непосредственно по Чечне письма долго не идут, - уверен начальник станции капитан Ильяс Сакания. - Срок их прохождения даже до тех частей, которые находятся в горах, максимум неделя. В зависимости от времени прибытия почты в Ханкалу или в тот же день или на следующий письма и газеты мы передаем органам ФПС 42-й дивизии, группировке Внутренних войск и подразделениям, дислоцированным непосредственно в Ханкале. Остальные части и районные военные комендатуры, расположенные в том числе в горах, письма получают примерно в течение недели - по мере прибытия оттуда воинских колонн. Но здесь за их доставку непосредственно отвечают уже офицеры воспитательных структур этих частей.
     - Как показывает практика, реально письма из дома доходят до нашего солдата, к сожалению, примерно через месяц, - поделился своим мнением заместитель командующего ОГВ(с) по воспитательной работе полковник Анатолий Вартминский. – И в этом вина как военных почтальонов, так и сотрудников гражданской почты.
     По словам капитана Сакании, нарушение сроков прохождения почты со стороны гражданских почтовых структур сейчас не редкость. Например, на днях он сам видел письмо, которое, согласно почтовым штемпелям, шло из Хабаровска до московского центрального узла ФПС около двух (!) месяцев. Потом письмо направили в Чечню, и уже через 8 дней солдат наконец-то его получил. О другом похожем случае рассказал старший прапорщик Добровольский. Так, на моздокском районном узле связи в течение длительного времени копились солдатские письма, которые местные сотрудники наверняка вернули бы отправителям, если бы не вмешательство старшего прапорщика. А это ни много ни мало 6 мешков (!) писем. Мотивировали они это тем, что согласно новым почтовым правилам треугольный штамп на конверте «Письмо военнослужащего по призыву. Бесплатно» должен быть не синего, как раньше, а уже красного цвета.
     Возмутительное бездушие, если не сказать по-другому! Где же, господа почтовики, солдату, несущему службу на горной заставе в Итум-Калинском районе Чечни, взять эту самую красную краску? И так ли уж важен ее цвет?!
     Однако вернемся к военным почтальонам. Перевозить письма вертолетами, как получилось на этот раз, им удается не всегда. После нашумевшего крушения Ми-26, когда погибли более 100 человек, в том числе и бывший начальник станции ФПС капитан Сергей Клименко, сопровождавший почту, командование ОГВ(с) приняло решение: почтовый груз возить из Моздока в Ханкалу на бронепоезде. По территории Чечни он идет медленно. Примерно 7 - 8 часов. Из-за этого письма приходят в группировку только через сутки после прибытия в Моздок самолета-«почтовика», а то и позже. Ведь если погода нелетная, то и бронепоезд стоит. Ему запрещено передвижение без прикрытия боевых вертолетов.
     Здесь уместно поднять еще одну проблему, с которой приходится сталкиваться работникам ФПС. Чтобы исключить утерю почтовых отправлений, перевозка почтового груза должна осуществляться отдельным транспортом и в сопровождении вооруженной охраны. Однако этому вопросу, как показывает практика, в группировке не уделяется должного внимания. В бронепоезде почта рассовывается по полкам в обычном общем вагоне. Здесь же находятся военнослужащие, следующие в Чечню из отпусков, командировок и т.д. В такой сутолоке мешку с письмами пропасть ничего не стоит. За всеми не уследишь. Вот и приходится работникам ФПС иногда прикрывать почту от постороннего глаза… белыми простынями.
     Помню, раньше, еще в первую чеченскую кампанию, военнослужащие ФПС доставляли почту в группировку на отдельном вертолете. Его тогда любовно называли «колокольчиком», потому что он был оборудован громкоговорителями для ведения пропагандисткой работы с местным населением. Но, когда было нужно, офицеры-воспитатели без всяких вопросов отправляли вертолет за почтой. Видимо, понимали, что письма из дома - чуть ли не единственное утешение для воюющего в Чечне солдата, а их отсутствие может пагубно сказаться на моральном духе войск.
     …Теперь, что касается письма в редакцию Анны Михайловны Новиковой. Как мне удалось выяснить, большинство перечисленных в нем солдат проходят службу в частях 42-й мотострелковой дивизии, которая непосредственно обслуживается этой станцией ФПС. Проверка московской комиссии выявила массу изъянов в работе этого подразделения. Теперь все недостатки, кажется, устранены. Упорядочена работа по доставке почты непосредственно в части и подразделения дивизии. Так что ваши сыновья, уважаемые родители военнослужащих Прикамья, смогут получать письма вовремя.
     Что же касается почтовых отправлений из Чечни, то здесь и к самим солдатам, и к их командирам у работников ФПС есть определенные претензии. 50 процентов солдатских писем идут сегодня без указания обратных адресов, конверты разукрашены рисунками и надписями типа «Привет из воюющей Чечни», «Письмо написано на сапоге убитого товарища»…
     - Подобные «художества» не только неуместны, они еще и затрудняют прохождение писем, - сообщил старший прапорщик Добровольский. - Мы-то, люди в погонах, порой понимаем «творческий порыв» наших бойцов, а вот поймут ли это работники гражданской почты, неизвестно. Так что и в этом направлении должны целенаправленно поработать офицеры. Тогда письма и в Чечню, и обратно будут приходить вовремя и без потерь.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker