на главную страницу

20 Мая 2003 года

Армия сегодня

Вторник

Ты чье, жилье?

Дмитрий ЮРОВ, «Красная звезда».



     Реформирование Вооруженных Сил, как известно, в немалой степени «завязано» на жилищный вопрос. Проблема эта стоит весьма остро и имеет много аспектов, начиная от предоставления квартир увольняющимся в запас и отселяемым из закрытых военных городков и заканчивая обеспечением долгожданным жильем тех, кто еще состоит на службе. Причем не последнюю роль здесь играет фонд так называемого «слушательского» жилья вузов. А при его распределении, как выясняется, возникают иногда довольно непростые ситуации. О чем свидетельствует, в частности, проводимая в настоящее время Московской городской военной прокуратурой совместно с командованием Общевойсковой академии ВС РФ и ГлавКЭУ Минобороны РФ проверка законности использования слушательского жилого фонда вуза.
     Надо сказать, что имеющийся слушательский фонд вполне позволяет разместить весь переменный состав академии. Однако почти полторы сотни семей слушателей и адъюнктов вынуждены снимать частное жилье («удовольствие» в столице весьма и весьма недешевое). Как выяснилось, в учете указанного жилого фонда и порядка проживания в нем существовали и продолжают иметь место многочисленные нарушения - масса служебных квартир и комнат в общежитиях занята людьми, которые права в них проживать не имели.
     К чести командования вуза, оно активно работает над решением этого вопроса: новый начальник академии взял весь процесс распределения и учета слушательского жилья под жесткий личный контроль. Но почему стала возможной такая ситуация? По словам старшего помощника московского городского военного прокурора - заместителя начальника отдела надзора за исполнением законов органами военного управления и высшими должностными лицами подполковника юстиции Юрия Белова, согласно Федеральному закону «Об обороне» все здания, используемые Министерством обороны, находятся в государственной собственности, но реально, в данном случае общежитиями и квартирами, несмотря на то что проживают там военнослужащие, должны распоряжаться муниципальные власти. Дело в том, что, когда формировался слушательский жилой фонд - во времена Советского Союза, - все находилось в собственности государства, разделения никакого не существовало и эти самые общежития выделялись военным организациям местными исполкомами. В настоящее же время статус слушательского жилья законодательно не определен.
     Особенно это касается общежитий и гостиниц, хотя изначально, еще задолго до начала проводимых в стране и армии реформ, они создавались и существовали именно как слушательский жилой фонд: учится офицер или адъюнкт в вузе - на период обучения ему предоставляется жилье, закончил - уступи место следующему слушателю. Но в жизни так получается далеко не всегда: кто-то остался служить в том же городе, а по новому месту службы квартиру не дают и не обещают - не на улицу же идти с семьей; кто-то, допустим, благодаря личным связям и напористости сумел «временно» устроиться в том же общежитии, хотя служит в другой организации или даже другом ведомстве... Примеров и вариантов можно привести множество.
     По требованию военного прокурора к настоящему моменту более 100 квартир Общевойсковой академии, занимаемых неправомерно, уже освобождено. Всего же, как показала проверка, по имеющимся учетным данным, более 600 военнослужащих из числа завершивших учебу в академии утратили с ней связь и проходят службу в Москве и ближнем Подмосковье. Свыше 200 военнослужащих убыли к новым местам службы в различные регионы страны, не сдав предоставленные им на время обучения жилые помещения в квартирно-эксплуатационную службу академии. А некоторые вообще не имеют к ней отношения. Причем умудрялись, проживая на слушательской жилплощади, получать по фиктивным документам денежную компенсацию за поднаем жилья - по таким вскрывшимся фактам возбуждено четыре уголовных дела. В частности, офицер М., проходя службу в одном из центральных учреждений Минобороны, в 2000 году обратился к своему командованию с рапортом о выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения, скрыв то, что живет с семьей в общежитии академии, причем безвозмездно. Таким образом, он совершил мошенничество, т.е. путем обмана похитил 13.252 рубля 35 копеек. Военным судом офицер осужден, причиненный ущерб им возмещен.
     А, например, в Военном университете Минобороны (где, кстати, несколько сот бесквартирных слушателей) во время проведения аналогичной проверки прокуроры «раскопали» такой эпизод. В 1998 году решением прежнего командования университета отдельная благоустроенная двухкомнатная квартира (г. Москва, Ясный проезд, дом 20, корп. 2, кв. 171) была незаконно предоставлена семье гражданина Р. (коммерсанта), не имеющего никакого отношения к вузу. Выделяли ему жилье как якобы офицеру для временного проживания. Только благодаря вмешательству МГВП это жилье возвращено Военному университету.
     Остается еще добавить, что проверки законности проживания в квартирах и общежитиях слушательского фонда МГВП проводит в Высшей военной инженерной академии им. Жуковского, Военном инженерном университете и других военных вузах Москвы (в результате этих поднадзорных мероприятий уже освобождено свыше 150 жилых помещений, которые возвращены по принадлежности в Минобороны).


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker