на главную страницу

21 Мая 2003 года

Ситуация

Среда

«Космические» макаки

В этом году исполняется 20 лет с начала уникальных экспериментов на околоземной орбите

Евгений ЛИСАНОВ.



     В капсуле перед световым пультом находится небольшая макака, крепко пристегнутая ремнями. Около двух десятков датчиков ежесекундно регистрируют работу сердца, давление, температуру тела, электрическую активность мышц. О работе мозга бесперебойно рапортуют вживленные в него электроды. Все это происходит пока на Земле.
Проходит немного времени, и вот на космодроме в Плесецке уже все готово к старту. Пуск. Ракета-носитель, устремившись ввысь, скрывается из поля зрения. На орбите космическая обезьянка, спрятанная в биоспутник, проведет, по замыслам проектировщиков, две недели. Цель - изучение поведения организма в условиях невесомости.
     Спустя пять дней внимательно наблюдавшие за полетом ученые заметили, что животное занервничало: перегрызло крепежные лямки. Что натворила бы обезьяна, освободившись из своего кресла, можно только догадываться. В срочном порядке пришлось возвращать примата на Землю...
     Вообще-то обезьяны хотя и внесли весомый вклад в развитие отечественной космонавтики, но отнюдь не они здесь первопроходцы. Первый вертикальный запуск с нашими четвероногими друзьями, напомним, был произведен в 1951 году. Тогда на 100-километровую высоту поднялись собачки Цыган и Дезик. А чуть позже, в 1957-м, вознеслась на орбиту легендарная Лайка. Правда, ей не суждено было вернуться. А вот Белка и Стрелка благополучно возвратились на Землю. Именно собачки, так сказать, подготовили почву для запуска человека в космос.
     - Когда человек полетел в космос, - рассказывает директор Приматологического центра Института медико-биологических проблем РАН профессор Вячеслав Корольков, - ученым важно было знать, какие механизмы лежат в основе неприятных ощущений космонавтов, таких, скажем, как прилив крови к голове, укачивание, тошнота, а также изменений в тканях, ну и конечно же выработать профилактические меры.
     И вот тогда возникла идея послать в космос обезьяну как существо, наиболее близкое к человеку. Этот замысел, к слову сказать, впервые реализовали американцы. В 1968 году они запустили на орбиту Бони. Но животинка занемогла там: ее пришлось спускать на Землю. В первые же сутки после приземления Бони умерла. После провала эксперимента заокеанские коллеги прекратили такого рода исследования с приматами.
     Однако эстафету подхватили советские ученые. При Институте медико-биологических проблем Академии наук СССР был создан Приматологический центр. Макаки-резус по ряду причин подходили для экспериментов как нельзя лучше. Не последнюю роль сыграл и финансовый фактор. Закупать за рубежом человекообразных обезьян, скажем, горилл или шимпанзе, для института было накладно даже в советские времена. А вот макак в стране было тогда предостаточно. Да и размеры макаки хорошо вписываются в габариты биоспутника.
     За «материалом» обратились в Сухумский питомник. Из 200 кандидатов выбрали 40 претендентов. И только 10 оказались пригодными к проведению дальнейших исследований.
     - Когда только-только начинали работать с обезьянами, - с улыбкой вспоминает старший научный сотрудник лаборатории гравитационной физиологии животных Юрий Гордеев, - то встретились с определенного рода сюрпризами. Макака - животное нежное, но весьма подвижное и подчас непредсказуемое. Свои эмоции выражает весьма бурно. Чтобы понять ее, пригласили для консультаций дрессировщиков.
     - У нее свой неповторимый характер, образ поведения, - вступает в беседу младший научный сотрудник Александра Беляева. - Бывают темпераментные, даже агрессивные. Спокойные, покладистые встречаются намного реже. Чем больше на них оказываешь давление, тем меньше они хотят работать. В присутствии макак не следует громко разговаривать. Вообще к людям они относятся неодинаково, тонко чувствуя эмоционально-психическое состояние человека. Например, к мужчинам - настороженно.
     Особенности характера этих животных по-своему раскрывает случай, происшедший в МАИ несколько лет назад. Во время эксперимента макака, высвободившись из системы фиксации, пустилась в бега. О ее местонахождении судили по пронзительным воплям перепуганных студенток. Немало усилий пришлось приложить сотрудникам вуза и Приматологического центра, чтобы поймать непослушное животное.
     - Когда к нам поступили первые макаки - Абрек и Бион, - рассказывает ведущий научный сотрудник профессор Владимир Кротов, - была разработана принципиально новая, специально для обезьян предназначенная программа подготовки к полетам. К работе привлекли лучшего хирурга страны профессора Крылова.
     Около года испытывались различного рода датчики, которые каждые две недели поставляли нам американцы. Известный хирург прооперировал целую группу обезьян. Каждый эксперимент - решение определенной задачи. Например, чтобы измерять поступление кислорода в ткани головного мозга, приходилось вживлять электроды в его кору. А чтобы определять артериальное давление - в сонную артерию.
     Дюжина сотрудников трудилась над разработкой обезьяньей предполетной программы. Тренировки начинались за полтора года до полета: кандидатов в «космонавты» пересаживали в приматологическое кресло, где они находились сначала несколько часов, потом целый день. Затем их на пять суток возвращали в клетку. Тренировки продолжались несколько месяцев, чтобы животные адаптировались к креслу.
     После этого их обычно пересаживают в макет полетного кресла. Здесь они «играют» на компьютере: когда на мониторе зажигаются определенные сигналы, макака должна правильно отреагировать на них. За успешное выполнение задания она получает разовую порцию сока. На эти упражнения уходит от 4 месяцев до полугода.
     За два месяца до старта макакам вживляют датчики, электроды. Переводят на сбалансированный пастообразный рацион питания. Специальные счетчики фиксируют количество съеденных продуктов.
     Кстати, о рационе. Он, без преувеличения, особенный. Его разработали в институте медицинской приматологии РАМН. Точно по графику дважды в день макаки получают бананы, яблоки, другие фрукты, да и кашу тоже. Словом, питание налажено по высшему классу.
     На космодром в Плесецк группу из 6-7 обезьян привозят за две недели до полета. Но только две из них полетят в космос. Примечательная деталь. Второе, так сказать, рождение макаки получают перед стартом - им присваивается кличка. Причем активное участие в этом действе принимают дети. Вот так и появились Абрек и Бион, Верный и Гордый, Крош и Ерош...
     Возвратившись, макаки проходят процесс реадаптации к земным условиям. Специальная аппаратура тщательно отслеживает работу жизненно важных органов. Спустя полтора месяца после приземления животных вновь подвергают испытаниям. В макете капсулы биоспутника проводится такой же комплекс исследований, как и во время полета. И только через полгода после снятия всех датчиков и электродов они возвращаются к своим соплеменникам в вольер.
     За время исследований над приматами в космосе побывали 12 обезьян. Последний полет состоялся в 1996 году. На снаряжение новых космических экспедиций с участием макак у государства средств пока нет. И тем не менее в ИМБП РАН работа с животными продолжается. Сегодня институт - единственное в стране учреждение, где комплексно проводятся эксперименты, моделирующие различные эффекты невесомости, а также ряд экстремальных ситуаций, с которыми космонавты военные (и не только военные) встречаются в повседневной жизни, - стрессы, перегрузки или, наоборот, ограничение двигательной активности, уменьшение опорных нагрузок и т.д. В институте надеются, что со временем макаки вновь пригодятся космонавтике. И не только ей.
     Результаты исследований, к слову, уже используются на благо человека. Например, в медицине. Так, созданные специально для космоса ультра-звуковые датчики применяются при хирургических операциях.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker