на главную страницу

22 Мая 2003 года

Пульс планеты

Четверг

Идеей и решительным действием

Президент ФРГ о приоритетах внешней политики

Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ, «Красная звезда».



     - Два месяца назад я посетил одну из берлинских школ с целью поговорить с учениками. Война в Ираке тогда уже началась, и молодые люди спрашивали, что мы можем сделать для мира, может ли война прийти к нам в Германию, оказались ли все длительные действия политиков бесполезными и что это за мир такой, в котором настоящее право поддается праву сильного. Тысячи людей в Германии и миллионы во всем мире вышли на улицы. И у них были те же вопросы… Почти два года назад, 14 сентября 2001-го, я сам выступал на демонстрации перед Бранденбургскими воротами. Тогда 200 тысяч человек собрались вместе, чтобы выразить свое сочувствие, свою симпатию и свое единство Соединенным Штатам Америки. Причина была другой, но людьми двигали похожие чувства…
     Так называемая Берлинская речь-2003 президента Федеративной Республики Германия Йоханнеса Рау, произнесенная им в понедельник, называлась «Действовать вместе – ответственность Германии в мире». Вопросов в ней он затронул много, причем основной акцент был сделан на анализе современной обстановки, расстановке сил и самопозиционировании ФРГ в мировом сообществе сейчас и в будущем. «Красной линией» выступления стала тема отношений с давним германским партнером – США.
     - Последние недели и месяцы дали ясно понять, что мы находимся на этапе глубокого перелома в развитии международной политики… При этом за годы после окончания «холодной войны» мир стал лучше, будь то в странах Балтии, России или в южной Африке. Благодаря расширению Европейского союза и НАТО, расширению демократии… Однако в развитии появилось много страшного и трагического: войны в бывшей Югославии, распад Сомали, войны на Кавказе и геноцид в Руанде. Во многих случаях мы не могли ни предупредить, ни разрешить конфликт. Слишком часто международное сообщество не было единым…
     Речь федерального президента, наполненная чувствами, эмоциональная, тревожащая, затронула самую болезненную на сегодняшний день проблему – правомочность войны в Ираке. Ясно, что ООН стала видоизменяться, Европа поссорилась с Америкой, а Ирак во всем этом можно назвать камнем преткновения. Очевидно одно – пока «право сильного» реализуется в конкретных силовых акциях, а ООН идет на поводу у «право имеющего» и задним числом расписывается под войнами, как было в СРЮ и как, возможно, будет в Ираке, ни о каком единстве не может быть и речи.
     - Много сказано и написано о том, как США и Европа относятся друг к другу, что связывает их и что разделяет, и особенно какое значение это имеет для нас, немцев. Мне неприятны многие высказывания, мнения, выбранные для них слова, тон и фальшивая, завышенная персонализация. Это признак недостаточной серьезности в определении значения отношений, какие есть между Америкой и Европой и какими они должны быть. Понятно, что трения между ними в последние годы усилились… Среди друзей и партнеров никто не может ожидать от другого, что он сделает или поддержит что-нибудь противоречащее его собственному сознанию и внутреннему убеждению.
     Недопонимания, а порой и полного непонимания в трансатлантических отношениях много. Как иронично говорится, в спорах рождается истина, и обычно даже не одна, а по числу спорящих. Понятно, что каждое государство руководствуется собственным видением международных проблем, переваривает их в соку собственных национальных интересов и в конечном итоге говорит «да» или «нет». Однако в последнее время обострение отношений привело к довольно печальному эффекту неприязни, в основном к США.
     Кроме того, многое в мировой политике определяет и внутриполитическая составляющая государств. Неважно, Америка то или Германия, но заявления ряда лидеров партий и руководителей ведомств нередко зависят от конъюнктуры и выгоды, от предстоящих выборов и прочего. Даже если взять эти две ведущие страны, то общество и там, и там разделено на два лагеря, на тех, кто поддерживает лидера или стоит в оппозиции ему. Герхард Шредер и его «красно-зеленая» коалиция, победив на выборах в прошлом году с незначительным отрывом от фракции ХДС/ХСС, спустя такой незначительный период подвергается серьезной критике не только со стороны оппонентов, но и внутри своей партии. И как дальше будет развиваться ситуация – вопрос для него самый важный. Тем не менее ему практически удалось сплотить нацию в едином антивоенном порыве, что стало единственно правильным решением. Но и только. А политический аспект германо-американских отношений пережил серию глубоких потрясений.
     - Итальянский публицист Луиджи Баржини, - продолжает Йоханнес Рау, - двадцать лет тому назад так описывал различия в политических мыслях и действиях: «США могут быть тревожно оптимистичны, сочувственны и невероятно великодушны. Временами они апатичны, импульсивны или раздражительны… Они охотно рассматривают проблемы как черное и белое. Европа противоположна: пессимистична, умна, практична и экономна, как старомодный банкир. Она научилась не поступать опрометчиво, а действовать только тогда, когда это необходимо и выгодно».
     - Серьезные вызовы современности не могут разделить американцев и европейцев, не могут ввергнуть их в пучину конфронтации. Мы можем ответить на них только вместе. Для нас трансатлантическое партнерство в будущем будет больше чем просто союз. Это сообщество, которое базируется на ценностях и убеждениях и соответствует им. Разногласия во мнениях, в том числе и по многим вопросам мировой политики, не разрушают дружбы между немцами и американцами… Я порадовался тому, что ведущие американские политики, среди которых и прежние министры иностранных дел и обороны из двух партий, призвали в прошлый четверг к обновлению трансатлантического партнерства на основе взаимного уважения. И мы должны принять это приглашение. Войне в Ираке предшествовали многомесячные политические разногласия. Война закончилась месяц назад, и мы должны использовать временную дистанцию, чтобы обдумать изменившуюся обстановку, последствия для политических действий Германии и для мировой политики в целом. Без громких слов и полемики.
     В своей речи федеральный президент выделил и основные вызовы современности, перед которыми стоит мир. К ним относятся: опасности и перспективы глобализации экономики, демографические проблемы, мировые миграционные процессы, международные оргпреступность и терроризм, связанный с религиозным фанатизмом, эпидемии и боязнь людей потерять свою культурную самобытность вследствие все той же глобализации…
     - Все эти вызовы имеют одну общую черту – их нельзя решать военными средствами… Каждый, даже если он не абсолютный пацифист, должен признаться себе, что были и есть ситуации, в которых военное вмешательство является «ultima ratio», то есть крайним средством. Лично я придерживаюсь этой позиции… Мы должны как никогда раньше направлять больше энергии и финансовых средств на то, чтобы разрешить конфликт невоенными средствами или по меньшей мере локализовать его. Для этого нам нужно мужество.
     Обозначив Францию и Польшу как основные европейские страны, с которыми Германия должна следовать европейской интеграции, Йоханнес Рау упомянул и Израиль, перед которым «немцы несут особую ответственность», что является одним из основополагающих принципов внешней политики ФРГ с момента ее основания. В докладе он затронул и НАТО, которая с приемом новых членов и выводом отношений с Россией на новый уровень «сделала Европу более безопасной и стабильной», отметил важность участия немецких солдат в миротворческих операциях ООН и ОБСЕ. «Немцы прошли долгий путь, – подчеркнул он. - Получили уроки истории и обязаны следовать праву свободной демократии.., должны защищать это право и претворять его в жизнь».
     Пожалуй, в целом речь президента ФРГ Йоханнеса Рау показала Вашингтону намерение Германии восстановить несколько пошатнувшиеся отношения с ним. И в очередной раз он заявил о курсе Германии на европейскую интеграцию и поддержание мирных инициатив мирового сообщества. Даже если выступлению Рау не будет придано большого значения, оно не теряет своей значимости, так как показывает всю серьезность намерений этой ведущей европейской державы на основе собственных национальных интересов строить европейскую систему безопасности и содействовать процессам мирного урегулирования конфликтов. «Мы, европейцы, должны быть готовы участвовать соответствующим образом: идеей и решительным действием, деньгами и людьми, будь то гражданские, полицейские или, если необходимо, солдаты». Правда, если вспомнить вышеупомянутого итальянского публициста, здесь обязательны такие условия, как необходимость и выгодность.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker