на главную страницу

24 Мая 2003 года

Армия сегодня

Суббота

Расследуем,чтобы предотвращать

Генерал-лейтенант Сергей СОЛНЦЕВ, начальник Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации.



     Одной из важных составляющих боеспособности военной авиации является безопасность полетов. Возникнув вместе с рождением авиации в начале ХХ века, проблема обеспечения безопасности полетов на протяжении всей истории была и остается одной из сложнейших проблем теории и практики, одной из главных задач. Авиационным происшествиям с человеческими жертвами - катастрофам - авиация России ведет отсчет с 24 сентября 1910 года, когда при выполнении демонстрационного полета на 1-м Всероссийском празднике воздухоплавания в Петербурге погиб летчик капитан Л.В. Мациевич.
     Высокой была аварийность авиации Вооруженных Сил и в послевоенные годы. Ежегодно в авиакатастрофах погибало от 200 до 400 человек - членов экипажей и пассажиров.
     В целях снижения аварийности военной авиации правительством страны был принят ряд целевых мер, в числе которых создание в 1965 году служб безопасности полетов в авиации всех видов Вооруженных Сил и формирование в 1977 году специального органа надзора за безопасностью полетов в составе Министерства обороны - Центральной инспекции безопасности полетов Вооруженных Сил СССР (ныне Служба безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации). Проблемы обеспечения безопасности полетов стали решаться более целенаправленно, организованно и профессионально.
     Оперативность, качество и достоверность расследований аварий, катастроф и инцидентов государственной авиации повысились с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.01 № 801, которым на Службу безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации было возложено регулирование деятельности в области расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами федеральных органов исполнительной власти и организаций, их расследование, классификация и учет, а также государственный контроль за деятельностью авиационного персонала государственной авиации в части, касающейся безопасности полетов.
     Наряду с задачей профилактики и расследования происшествий и инцидентов одной из основных задач Службы стали организация и проведение расследования авиационных происшествий и инцидентов с государственными воздушными судами других федеральных органов исполнительной власти (по согласованию с их руководителями), а также авиационных происшествий, в которые вовлечен авиационный персонал нескольких федеральных органов исполнительной власти.
     Расследование авиационных происшествий специалистами Службы проводится одновременно с органами прокуратуры. Но в отличие от задач органов дознания задача расследования, стоящая перед экспертами Службы, заключается в том, чтобы установить, чем, а не кем было вызвано происшествие. Основной и единственной целью расследования каждого авиационного происшествия и инцидента является предотвращение подобных событий в будущем. Перед комиссией, назначаемой для расследования катастрофы, аварии или инцидента, не ставится задача установления доли чьей-либо вины или ответственности за авиационное происшествие, инцидент. Такая целевая установка позволяет комиссии в процессе расследования сосредоточить усилия на выявлении всех опасных факторов (причин, условий, обстоятельств), обусловивших авиационное происшествие или инцидент, на установлении его истинных причин и определении наиболее эффективных мер профилактики подобных событий.
     Высокая, почти 100-процентная доля успешно расследованных экспертами Службы происшествий и инцидентов свидетельствует о том, что СБП авиации ВС с поставленными задачами справляется.
     В сложных современных условиях функционирования авиационной системы, когда средства объективного контроля работоспособности авиационной техники и действий экипажа в полете значительной части самолетного парка устарели, когда техническое обеспечение процесса расследования не отвечает современным требованиям, высокий профессионализм и накопленный уникальный опыт таких специалистов Службы, как генерал-майор П. Ярмак, полковники В. Дмитриев, А. Махонин, В. Синицын, В. Сороченко, Ю. Тарудько, С. Харин, Я. Якименко и других, позволяют успешно расследовать авиационные происшествия и инциденты в интересах предотвращения подобных событий в будущем, обеспечивать безаварийность и боеспособность военной и государственной в целом авиации России.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker